• Главная
  • Публикации
  • Конфликт вокруг озера: как на Волыни православные баптистам креститься мешали...

Конфликт вокруг озера: как на Волыни православные баптистам креститься мешали

05.07.2017, 13:12
Конфликт вокруг озера: как на Волыни православные баптистам креститься мешали - фото 1

2 июля, в воскресенье, возле Грудковского озера, что между селами Осовцы и Грудки (Камень-Каширский р-н Волынской обл.), произошел конфликт между православной общиной УПЦ (МП) с. Грудки и евангельскими христианами-баптистами, которые прибыли на озеро, чтобы провести священнодействие водного крещения.

2 июля, в воскресенье, возле Грудковского озера, что между селами Осовцы и Грудки (Камень-Каширский р-н Волынской обл.), произошел конфликт между православной общиной УПЦ (МП) с. Грудки и евангельскими христианами-баптистами, которые прибыли на озеро, чтобы провести священнодействие водного крещения. В тот день три евангельские церкви – из Камень-Каширска, Осовцев и Раков Леса – собирались провести совместное мероприятие на берегу водоема, который находится на территории с. Грудки.

Православно-баптистский конфликт

Оттеснили и продолжили

Видеозаписи, опубликованные в соцсетях очевидцами, демонстрируют, как местный православный священник Анатолий Литвин во главе группы мирян блокирует подход к водоему, между сторонами завязывается спор. Православные объясняют причины своего крестного хода так: «Мы здесь крест купаем, а они хотят осквернить! Если в бочку плюнуть, уже ты воду из нее не будешь пить!», «Мы боимся, что после них осквернится озеро и потом будут люди топиться. Я буду бояться купаться после них!», «Эта религия – американская!» и прочее.

Кое-кто из местных православных встал на сторону евангельских христиан: «Я православная, но склоняюсь и туда, и туда, – говорит женщина, – чтобы человек был человеком!.. Это же не только наше озеро, это Бог сотворил для всех!»

«Община села Грудки, где я настоятель, против того, чтобы здесь проводилось водное крещение! – говорит священник на видеозаписи. – В нашем селе 99% православных, и я не хочу, чтобы здесь были какие-то другие общины. Это каноническая территория Свято-Михайловской церкви!» На одном из видео видно, как отец кропит оппонентов святой водой.

Присутствующий на месте события Ростислав Кот, депутат Камень-Каширского городского совета и член братского совета Камень-Каширской церкви ЕХБ, говорит: «Лично я принимал крещение в этом же озере в 1996 году, а в этом году принимал мой сын. Я считаю, что это священник настроил людей против нас. Как он вообще может быть служителем, если не объединяет людей, а только разжигает вражду? Это какая-то межконфессиональная война!.. Даже меня дергали, хотели телефон вырвать за то, что я снимал».

Виталий Шпирук«Мы собрались на 10 часов, чтобы проводить богослужение, – вспоминает пастор церкви ЕХБ в Раковом Лесу Виталий Шпирук. – Перед началом люди, которые готовились к крещению, а их было 20 человек, переоделись. А во время второй проповеди мы увидели процессию – человек 30. Впереди – священник с большим крестом на груди. Он сразу к микрофону! Мы не позволили».

По словам очевидцев, все это продолжалось где-то 2–3 часа. Баптистам так и не удалось провести богослужение, однако крещение все же состоялось – под перекрикивание евангельских псалмов православными песнопениями.

«Когда увидели, что наши уговоры не дают никакого результата, начали проводить крещение, – продолжает Виталий Шпирук. – Зашел в воду я и еще двое на крещение. Но православные зашли за нами, взялись за руки и не пускали следующих людей. Тогда наши немного их оттеснили, и уже так как-то закончили крестить».

Служитель рассказал, что к ним и раньше звучали претензии со стороны УПЦ (МП), но такое откровенное столкновение произошло впервые. «Мы шокированы этим поступком, – говорит он. – Еще с начала 90-х такого не переживали. Нельзя так нагло и бесчинно делать».

На вопрос, почему мероприятие решили проводить именно на этом озере и именно со стороны Грудок, Виталий Степанович ответил, что раньше крещения проходили в с. Бузаки на р. Турьи. Но недавно там нашли инфекционную палочку. Поэтому вынуждены были перенести место проведения на озеро, тем более что на крещение были люди и из местных. А единственное облагороженное и удобное для мероприятия место было именно со стороны села Грудки.

Владимир ЛагодаПастор Владимир Лагода несет служение в с. Осовцы уже 17 лет. «Я подошел к голове Грудковского сельсовета и получил устное согласие на проведение крещения, – рассказывает служитель. – Но уже на следующий день принесенное дьяконом заявление отказались зарегистрировать. Думаю, что за это время голова переговорил со священником. На заявлении стоит 22 июня – за 10 дней до мероприятия. Позже я принес документ прямо ему домой и попросил организовать порядок. Но он отказался. Поэтому я просто поставил в известность, что крещение все равно состоится».

Не в силах сами уладить конфликт у озера, евангельские христиане были вынуждены вызвать полицию. Как они рассказывают, местная полиция ничем не помогла. Только когда приехали правоохранители из Камень-Каширского райотдела, священник ушел. Но православные прихожане остались, продолжая мешать проведению крещения. По словам пастора, кто-то из них сказал: «Пусть уже заходят в воду, может, кто из них утонет!»

Волынь – православная? Баптисты не согласны

Ярослав ТроцьСтарший пресвитер областного объединения ЕХБ епископ Ярослав Троць отмечает, что время от времени подобные инциденты на Волыни случаются и в основном на севере области, в Камень-Каширском и Ратновском районах. По его словам, в с. Выдричи евангельским христианам когда-то даже били стекла в машинах.

«Трудно сказать, почему именно тот регион такой проблемный, – говорит епископ. – Но Православная Церковь всегда чувствовала поддержку власти, и это давало ей основания превышать свои полномочия. А от Московского Патриархата вообще веет духом северного агрессора. Наверное, вы знаете, в Любешивском районе был случай, когда привезли погибших на Донбассе, а священник Московского Патриархата отказался их хоронить».

Когда служитель из с. Осовцы не смог получить разрешение от сельского головы, Ярослав Леонтьевич обратился к Василию Гайдуку в Управление по вопросам внутренней политики Волынской облгосадминистрации, который посоветовал настаивать на письменном отказе. «После разговора с чиновником я проинформировал служителей, что они имеют полное право, согласно уставу церкви и законов Украины о свободе совести и вероисповедания, проводить крещение и никто не может им запретить», – говорит он.

Когда ситуация у озера обострилась, епископ снова позвонил в облгосадминистрацию, оттуда направили уполномоченных. «По моему мнению, местная полиция вела себя пассивно, ничего не хотела делать. Они могли хотя бы проверить уставные документы обеих церквей, имеют ли те право проводить соответствующие действия», – говорит Ярослав Троць.

Руководство Церкви ЕХБ с Волыни считает, что представители УПЦ (МП) нарушили конституционные права граждан, в частности, статьи 35 и 39. «Кроме того, – говорит исполнительный секретарь областного объединения церквей ЕХБ Сергей Мельничук, – очевидно, что был нарушен закон о местном самоуправлении, вероятно, их же собственный устав, в котором вряд ли прописано право на подобные действия, да и в целом общественный порядок. Мы действительно расцениваем такие действия священника как разжигание вражды на религиозной почве. Ведь евангельских христиан-баптистов в Волынской области насчитывается около 7000, это не так уж мало. А если добавить другие протестантские течения, которые имеют подобные проблемы, это вообще будет значительный процент населения. Тем более что мы принимаем активное участие в жизни государства, не стоим в стороне от общественных проблем».

Секретарь отмечает, что в то время, когда Украина переживает тяжелые времена борьбы с агрессором и все конфессии единодушно молятся за мир, представители Московского Патриархата провоцируют конфликт, что является угрозой для национальной безопасности. Поэтому Церковь ЕХБ собирается подавать соответствующие заявления в Волынский Совет Церквей при облгосадминистрации и в органы государственной власти, чтобы получить правовую оценку инцидента. «Украина всегда была государством многих культур и религий, и мы хотим жить в мире со всеми», – говорит Сергей Владимирович.

Православный священник: у нас, к сожалению, свободное вероисповедание

о. Сергей ПриходькоПравославный священник УПЦ (МП) из с. Осовцы о. Сергей Приходько (фотография с сайта Камень-Каширского благочиния) говорит, что в интернете на его Церковь уже вылили много грязи, при том, что она вообще не принимала участия в инциденте. На вопрос, в чем причина вражды между ними и протестантами, служитель отвечает:

– Православная Церковь придерживается канонов, наши святители призывают держаться веры Христовой. Христос сказал: Я создам церковь и врата ада ее не одолеют. Он основал одну церковь. Я как пастырь, который заботится о стаде, не могу просто смотреть, когда, например, иеговисты ходят по селу и раздают по домам свои приглашения! Говорю им: идите в свои собрания и там раздавайте. И людей своих предостерегаю, чтобы не брали.

Когда князь Владимир Великий крестил Русь, он не обращал внимания на язычников, которые качали свои права, и уничтожил все их капища. Мы не можем потакать течениям, которые основаны лишь в XVI веке, ведь Церкви Христовой уже более 2000 лет. Завтра приедет еще какое-то белое братство, им тоже позволять?

Но ведь протестантские конфессии имеют официальный статус в Украине.

– К большому сожалению. У нас свободное вероисповедание – кто хочет, заходите!

Но, если каждый так будет говорить, будет разжигаться межконфессиональная вражда.

– Если они приезжают на территорию нашей канонической церкви и возмущают людей, значит, они и являются причиной вражды.

Евангельские христиане говорят, что до этого проводили крещение на р. Турьи, но поскольку там обнаружили инфекцию, вынуждены были искать другое место.

– Для верующего человека это не должно быть препятствием. В Библии написано: если будете иметь веру, то если и смертоносное выпьете, оно вам не повредит. Так зачем менять место? Не является ли это с их стороны пропагандой или рекламой: вот приехали со всей округи, чтобы показать свое крещение! Я понимаю грудковского священника – он переживает за свою паству.

Звучали слова об «осквернении» озера. А каким образом баптисты могут осквернить водоем?

– Тем, что они иноверцы. Они не люди Христовой Церкви.

Вместе с тем Православная Церковь не стоит в стороне человеческой беды, независимо от конфессии. Например, когда в нашем селе был тяжелобольной парень из баптистов, я с амвона просил людей молиться по домам за него (потому что в церкви мы не можем молиться за иноверцев). А также собирали средства, чтобы помочь на его лечение.

Выгонял баптистов святой водой как нечистую силу

Голова села Грудки Иван Ищик в целом отказался комментировать инцидент, сказал только, что он на стороне своей общины.

священник Анатолий Литвин во главе группы мирян

А настоятель Свято-Михайловской церкви из с. Грудки протоиерей Анатолий Литвин объясняет ситуацию следующим образом:

– Мы узнали о мероприятии баптистов только в субботу, перед самым крещением, из объявления в газете «Полесье». К голове села я вечером не дозвонился. В воскресенье утром мы отправляли службу, когда услышали звуки музыки с берега. В храме была мать головы сельсовета, она побежала позвать сына. Он сказал, что баптистский пастор только в субботу принес ему заявление, но разрешения предоставлено не было.

Евангельские христиане говорят, что сначала голова дал устное разрешение, но потом отказался принимать заявление. Предполагают, что после разговора с Вами. Вы говорите, что не имели до этого разговора с головой?

– Нет, я вообще узнал в последний день. Голова сам сказал, что не пойдет против общины, ведь это люди, которые его выбрали. Членов евангельской церкви в селе нет. Чего они приперлись на наше озеро, я не знаю.

Это Вы повели людей на берег или они сами проявили инициативу?

– Нет, это люди сказали: «Батюшка, идем! Что это за безобразие на нашей территории?» Я даже службу полностью не закончил, еще панихида осталась. Если бы знал, как оно будет, то отслужил бы панихиду и мы бы тогда стояли на берегу до самого вечера, они вообще ничего бы там не смогли провести.

Но все же крещение состоялось.

– Понятия не имею.

Вас уже не было тогда?

– Нет, представители полиции забрали меня и их представителей в сельсовет. Но ни к какому согласию мы так и не пришли.

То есть вы считаете, что с юридической точки зрения баптисты не имели права приходить на озеро?

– Если просто как граждане – покупаться, конечно, имеют право. Но не проводить своих собраний. По закону они должны были предупредить органы местного самоуправления за определенный срок. Тогда мы бы собрались в сельском совете и решили бы этот вопрос. Они приехали как саранча на нашу территорию. И еще мне тыкали пальцем, мол: «ступай на территорию своей церкви», называли «московским пьяницей», «нечистой силой с кропилом»...

Кстати, а зачем Вы их кропили святой водой?

– Выгонял эту нечистую силу. Они бегут от святой воды как черт от ладана.

Вы говорите, что решили бы этот вопрос. То есть, есть вариант, что Вы позволили бы евангельским христианам провести крещение?

– Нет, не позволили бы на 100%. И я лично, и вся община против этого категорически. Пусть ищут себе нейтральную территорию. Если они говорят, что голова районного совета дал согласие, пусть он и дает им место для проведения.

Вы и в дальнейшем планируете не пускать баптистов на озеро?

– Да. Мы не идем куда угодно со своими правилами, действуем в пределах своего прихода. И они пусть так делают.

* * *

К сожалению, не удалось получить комментарий от руководства Волынской епархии УПЦ (МП), поскольку в пресс-службе епархии перестали отвечать на звонки.

Главный специалист отдела связей с общественностью и по делам религий и национальностей Управления по вопросам внутренней политики Волынской облгосадминистрации Василий Гайдук сказал, что пока не готов дать комментарий, ведь не обладает достаточной информацией. Правда, человек находится в отпуске.

Следовательно, конфликт пока не получил правовой оценки и находится в пассивной стадии. И поскольку каждая из сторон не желает мириться с существующей ситуацией, скорее всего, тема будет иметь продолжение.

Дмитрий ДОВБУШ