Лютеране: большая ссора в маленькой украинской семье

11 февраля 2016, 12:38 | Журналистские расследования | view photo | 5 |   | Код для блога |  | 

Татьяна Калениченко

Одеська кірхаБолее двух тысяч украинцев называют себя лютеранами. Захват храмов, громкие противостояния, привлечение Баварской церкви и создание новой общины – это могло бы стать чужим сценарием. Но в такой узкой общине может развязаться конфликт, после которого возникает новая община, а дружеская Баварская церковь отказывает в поддержке. За кулисами церковного раскола стоят также личности и имущественные интересы.

1-1.jpgПервые признаки будущего конфликта стали заметны осенью 2014-го. Тогда возникли сомнения в распределении материальных ресурсов НЕЛЦ Украины, вследствие чего начался раскол между представителями епископа Серге Машевски и его оппозицией, а в частности пастором Александром Гроссом. Машевски был избран епископом НЕЛЦУ 22 октября 2013 года сроком на шесть лет, что засвидетельствовал сам Гросс, который был на тот момент Президентом Синода. Именно этот епископ, по словам сторонников, стал первым, кто имел более тесную связь с Украиной, несмотря на немецкое гражданство, а потому должен был с большим интересом заботиться о развитии церкви. Пастор Гросс добавляет, что причиной ухудшения конфликта стала сама личность Серге Машевски, поскольку он еще раньше имел проблемы с алкоголем и в семье, которая жила в Днепропетровске. Об этом свидетельствует протокол от 24.02.2011, когда ему объявили строгий выговор.

Ситуация в течение революции на Майдане и проведения АТО зацепила и лютеран. Предварительно у них было 23 общины, а после аннексии Крыма потеряли семь из них, что существенно отразилось на церкви. На протяжении периода противостояний на Майдане столичная кирха св. Екатерины находилась в центре событий, в ней действовал госпиталь для раненых, а пастор Ральф Хаска останавливал возможные столкновения на ул. Лютеранской между протестующими и силовиками. По словам лютеран, далеко не все представители общины были рады подобной деятельности церкви св. Екатерины.

ТОВ «Кирхенбау»

За первыми обвинениями последовали срывы нескольких заседаний Синода, а именно в декабре 2014-го и январе и сентябре 2015-го. Стороны обвиняли друг друга в недопущении на заседание или в отсутствии приглашений. В феврале 2015-го впервые публично появилось название ООО «Кирхенбау», которое стало краеугольным камнем для дальнейшего раскола. Оказалось, что при финансовой помощи партнеров из Баварской церкви был построен Немецкий центр в Одессе, который должен был сдавать помещения в аренду, а на полученную прибыль НЕЛЦУ могла бы развиваться. Деньги от арендаторов должны были идти на поддержку самого центра и лютеранских общин, а также на выплаты зарплат пасторов.

Burlov.jpgПрезидент Синода Константин Бурлов добавляет, что Немецкий центр по всем документам не принадлежал НЕЛЦУ, а сразу был передан ООО «Кирхенбау» в начале февраля 2012-го. Тогда же были распределены доли уставного фонда предприятия, где 24,8% принадлежало НЕЛЦУ, 24,5% отходило к Ю.Байделшпахеру, меньше 1% к О.Панченко, а 50,6% владел Александр Гросс. Интересно, что это решение о передаче частей подписал именно он, как предыдущий президент Синода. Следующий президент будет поднимать вопрос о коррупционной схеме и невыплате доходов церкви. Пройдет полгода, когда собственники процентов акций обратятся с официальным письмом к епископату НЕЛЦУ. Они будут просить дать им возможность представить реальные данные, что обнаружит ложь в обвинении в «разворовывании миллионов», и это оправдает их перед Баварской церковью.

3.jpgГлавные признаки конфликта описаны в открытом письме президента Синода Константина Бурлова, который в обращении к лютеранам Баварии и Германии отчитается: Гросс и Бальдешпахер фактически владеют 99% акций ООО «Кирхенбау»; представителям Синода было отказано в выдаче технических документов Немецкого центра; они совершали попытку не только имущественного захвата, но и узурпации духовной власти: «О.Клюнд, О.Донецкая и О.Фишер, призвав А.Гросса и Ю.Байдельшпахера, совершили попытку захвата духовной и административной власти в НЕЛЦУ, путем создания, вопреки Уставу и каноническим положениям НЕЛЦУ, параллельного органа руководства Церковью. Данная группа приняла решение отстранить Президента Синода К.Бурлова-Васильева от выполнения своих обязанностей, заставить Епископа НЕЛЦУ С.Машевски передать ключи, печать НЕЛЦУ, Уставные документы и т.д. Юрию Байдельшпахеру и другим».

2-1.jpgПо словам Александра Гросса, подобное расследование и проверки на самом деле были попыткой полностью захватить  Немецкий центр и использовать его финансы на свои личные нужды. Позже это вылилось в выселение арендаторов и их запугивание судебными исками, которые пока что застряли в судебной волоките.

Рука Баварии

Немецкие СМИ активно присоединились к освещению конфликта в Украине, представляя только мнение стороны Александра Гросса. Особенность этого, по словам Константина Бурлова, в том, что Лютеранская Церковь Баварии является одним из наибольших мировых доноров лютеран, а поэтому имеет огромное влияние. Важен и богословский аспект, поскольку церковь Баварии взяла курс на либерализм (отдельные общины имеют женщин-пасторов), в то время как украинские представители более консервативны.

Вопросом Украины сначала занимался церковный советник ЕЛЦБ Ульрих Ценкер. Именно он распределял финансовые ресурсы и предоставлял другую поддержку. Когда ситуация стала похожа на внутреннюю войну, сперва г-н Ценкер отказывался от разговоров с епископом Серге Машевски и его представителями, а позже принял решение о прекращении финансирования НЕЛЦУ. В письме к руководству ЕЛЦБ от 06.09.2015 Президент Синода Константин Бурлов детально расписывает всю ситуацию, в том числе с ООО «Кирхенбау», доказывает, что передача Немецкого центра проходила по согласию г-на Ценкера вместе со старшим церковным советником Михаилом Мартиным, которые «делали целенаправленные манипулятивные действия с целью дискредитации епископа Серге Машевски, даже после раскрытия коррупционных схем».

Gross2.jpgГ-н Бурлов объясняет подобный показательный отказ Баварии от поддержки Украины тем, что Германии выгодно иметь НЕЛЦУ полностью под контролем, а поэтому личность Машевского не удовлетворяла этих требований. А Александр Гросс отмечает, что представители ЕЛЦБ не раз делали шаг навстречу, предлагали обсуждение проблем, а также были готовы продолжать свою поддержку. Однако именно из-за позиции и личной игры епископа, Украина осталась без покровителей. Это коснулось Александра и его общин в селах Петродолинское и Новоградовка, Одесской области. Там, кроме церкви, им была создана Библейская школа при поддержке благотворителей из Германии, Норвегии, Швеции и США. Сейчас и там продолжаются судебные заседания, как в Кривом Роге и других общинах. Пасторы были уволены, а школа была закрыта епископом, преподаватели были вынуждены выехать. Его представители объясняют это тем, что так называемая Библейская школа используется для увеличения финансирования, помещения частично сдают в аренду, а грантодатели жалуются на отсутствие отчетности.

««Синод» выгоняет ряд общин церкви, даже не допустив их на заседание Синода. «Синод» осуждает фирму «Кирхенбау», даже не дав ей шанс представить свою позицию. «Синод» лишает сана пастора, даже не предоставив шанса защиты. Сталинская тройка на фоне «Синода» выглядит очень демократично, ведь она встречалась со своей жертвой! А тут тотальное нежелание епископа на протяжении семи месяцев садиться за стол переговоров, решать проблемы, работать над этим с помощью модератора (от Баварской церкви, от государства). И банальное поливание грязью, манипуляции и ложь. Сталин нервно курит в стороне. Ученик превзошел учителя», – напишет об этом Гросс.

Киевские страсти

Kateryna.jpg

«Молитесь друзья! Сегодня в 5 утра группа молодых людей (неизвестные, явно титушки) под руководством епископа Машевского, при участии пасторов Цехановича, Целинко, Кузнецова и диакона Шемигона взломала замки церкви св. Екатерины в Киеве и захватила здание. Охранник был закрыт в подсобном помещении. Сейчас на месте работает Служба безопасности Украины и милиция. Молитесь! Это ли день Господень для таких людей?)» – говорится в сообщении в Facebook от Александра Гросса 6 декабря 2015 года.

Mashevski.jpgКиевская община уникальна, потому что объединяет в себе духовную общину лютеран и немецкую общину. Она была создана одной из первых в рядах НЕЛЦУ вместе с общинами Одессы, Львова и Днепропетровска. Однако если сначала общину наполняли немцы или украинцы с немецкими корнями, то после массовой миграции в Европу ситуация изменилась. 2010 год можно назвать годом прихода украинцев в лютеранскую веру. С 2012-го с молодежью начал работать диакон Игорь Шемигон, чьим духовником является Серге Машевски. За то время в церковь пришли около 50 украинцев, добавившись к приблизительно 70 представителям «немецкой» части столичной кирхи.

Тогда же появилась традиция проведения утренней службы на украинском языке раз в месяц. Все нововведения, в том числе духовные беседы и обучение исчезли после начала конфликта. По словам представителей «украинской» части общины, другая половина община не хотела идти на диалог, даже звучали мысли типа: «Немецкая церковь только для немцев». Ситуацию изменило прибытие немецкого пастора Шеффера, который отказался от сотрудничества с епископом после визита в Одессу и выбрал новый совет общины столичной кирхи без участия предыдущей, которую возглавили представители немецкого товарищества «Возрождение». Вскоре произошло возвращение к немецкому и русскому языкам богослужения.

Пиком конфликта стало столкновение 6 декабря 2015 года. Рано утром епископ Серге Машевски прибыл в кирху, чтобы подготовиться к службе. Охранник храма отказался их допускать, из-за чего делегация спросила об основаниях отказа. Тогда же подтянулись представители общины, в частности от «Возрождения». По словам Игоря Шемигона, там присутствовали «люди в черной форме» и представители Правого сектора, провокаторы надеялись начать драку и снять все это на камеру. Однако представители епископа отступили, так и не проведши службу.

Александр Гросс отрицает подобный силовой сценарий развития событий и подчеркивает, что никто не собирался подстрекать общину украинско-немецкими настроениями, так же как никто не запрещал служения. Напротив, по его словам, община решила именно таким образом вести свою духовную жизнь, вместе с пастором Шеффером, а поэтому имеет на это полное право.

Shemigon.jpgПоследние события привели к тому, что под Рождество начала создаваться новая община НЕЛЦУ, под руководством Игоря Шемигона. «После получения благословения на создание украинской общины НЕЛЦУ в г. Киев, начались необходимые действия по регистрации, выборам совета, планированию мероприятий. Это, конечно же, требует определенного времени. Но за месяц удалось многое. Особенно рад тому, что есть костяк из 20 ответственных людей. Община названа в честь св. Мартина Турского. Деяния этого святого близки нам по духу, и первые шаги по созданию общины уже произошли. Сейчас у нас есть место для проведения воскресных Богослужений, на праздники же, что припадают на будни, нам любезно разрешила собираться в их храме Реформаторская церковь», – отметил он на своей странице в Facebook.

Государство – посредник?

Представители власти в лице Департамента по делам религий и национальностей готовы взять на себя роль медиаторов, а именно провести общую встречу представителей сторон ради диалога. «В этой ситуации, которая сложилась в лютеранской немецкой общине Украины, для нас единственно возможным вариантом является призвать стороны к диалогу, – комментирует глава Департамента Андрей Юраш. – На наш взгляд, конфликт имеет больше субъективный личностный характер. Здесь нет богословских противоречий, поэтому стороны имеют определенные личные соображения относительно выхода из ситуации. Для нас важнее, чтобы эти все внутренние несогласованности не становились причиной внешних разногласий и не углубляли и так известные конфликтные линии в Украине».

По его словам, вопрос давно вышел за рамки сугубо внутреннего распределения влияния и взглядов, поскольку коснулся имущественных вопросов, в частности относительно кирхи св. Екатерины, а вместе с тем зацепил немецкую общину.

Константин Бурлов добавляет, что он предлагал путь примирения, при котором должны бы забыться все противоречия и начаться новые отношения, однако другая сторона отказалась. Вместе с тем, убежден он, на это влияет Германия, которая имеет свое видение будущего лютеран в Украине.

Александр Гросс видит главную проблему в личности епископа: «Проблема в том, что епископом стал человек, за которым тянется шлейф проблем. Тогда же он начал убирать из церкви всех людей, которые были самостоятельными. Он взялся за подчинение всех комитетов, структурных подразделений. Построил такую вертикаль, где часть людей боится потерять работу, а все, кто был против него, были изгнаны из церкви, но никто никуда особо не пошел. Мы продолжаем жить, служить, но по сути не имеем с ним никаких отношений. Нужно остановить незаконную деятельность Машевского на территории Украины, восстановить права верян НЕЛЦУ, помочь в восстановлении отношений ради прощения и доверия».

Сейчас конфликт выливается в многочисленные судебные тяжбы, где побеждают адвокаты и их профессионализм. Круг замыкается на противоречивой личности епископа Серге Машевски, на влиянии и поддержке Баварской церкви и финансировании, а также деятельности ООО «Кирхенбау». Тут не говорится о богословских противоречиях, пока проблемы возникают между людьми и распределением имущества. Запланированный диалог в Киеве переносится на неизвестные даты. Пока создание новой общины и деятельность ключевых игроков указывает на появление двух параллельных структур.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
5комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • NELZU Dnepr | 15 февраля 2016, 14:05
    Комментировать комментарий

    Сьогодні 2 роки з дня поставлення пастиря нашої громади Серге Машевські у Єпископи НЄЛЦУ. Превелебний Єпископе! Ці роки були дуже важкими для нашої церкви, і для Вас особисто, тому що істинні сини Божіі завжди терплять переслідування. Ось що про це писав Ап. Павло в 2-му Посланні до Коринфян: «Тричі киями бито мене, один раз мене каменували, тричі розбивсь корабель, ніч і день я пробув у глибочині морській; у мандрівках я часто бував, бував у небезпеках на річках, у небезпеках розбійничих, у небезпеках свого народу, у небезпеках поган, у небезпеках по містах, у небезпеках на пустині, у небезпеках на морі, у небезпеках між братами фальшивими, у виснажуванні та в праці, часто в недосипанні, у голоді й спразі, часто в пості, у холоді та в наготі. Окрім зовнішнього, налягають на мене денні повинності й журба про всі Церкви. Хто слабує, а я не слабую? Хто спокушується, а я не палюся? Коли треба хвалитись, то неміччю я похвалюся.» Це дуже актуальні слова. Громади НЄЛЦУ моляться про Вас, щоб Господь дарував Вам мудрість і терпіння заради розбудови нашої Церкви.

  • Karl-Heinz Kuchelbecker | 15 февраля 2016, 00:54
    Комментировать комментарий

    Противник епископа Машевского на выборах Андрей Гамбург из мести увел у него жену! Подловатенько-то как! Кто такой Андрюха Гамбург Одесса знает. Мелкий и злой поц.

  • DELKU2016 | 13 февраля 2016, 21:06
    Комментировать комментарий

    Спасибо Татьяне и РИСУ за то, что нашли смелость написать о проблемах в НЕЛЦУ. Серге Машевски нужно отдать должное, он действительно прав. В 21 веке, в лютеранской церкви с хорошим именем стал возможным возврат в Средневековье. Безработный переселенец из Казахстана, не нашедший своё место в Германии и обанкротившись в 2008, начал своё служение в НЕЛЦУ. Перед началом служения он открыто сказал о том, что у него были проблемы с алкоголем, и тогда такая откровенность вселяла надежду. В 2011 году он уходит в запой, что сам подтвердил, поставив свою подпись под протоколом беседы о случившемся (у его оппонентов есть этот документ). Тогда же ему был вынесен строгий выговор. О дальнейших запоях стало известно намного позже. В скорой помощи Днепропетровска он с 2011 года объект насмешек. После консультаций у психолога ему был дан последний шанс. Он использовал его в полной мере... После его избрания, из НЕЛЦУ были уволены или уволились 80% самых работоспособных сотрудников. Все партнёрские отношения разорваны. Баварская церковь, которая с 90-х годов инвестировала в НЕЛЦУ десятки миллионов евро, было обвинена в махинациях. Каким нездоровым нужно быть, чтобы это придумать, а ещё и поверить в это? Деятельность "Кирхенбау" позволяла НЕЛЦУ оставаться в статусе неприбыльной организации и тем самым иметь больше средств для развития. Работа фирмы "Кирхенбау" постоянно контролировалась Руководством церкви, бюджетной комиссией и Баварской церковью. Мифы о доходах Гросса и Байдельшпахера можно разрушить взглянув на то, как они живут. С октября 2015 года Машевского уволили с работы. Теперь он немецкий безработный с большими долгами. При этом вся финансовая система НЕЛЦУ в его ведении, без какого-либо контроля. Эту промашку уже начинают понимать даже особо приближенные. А он как и прежде уходит в запой и живёт на широкую ногу. Все свидетели сего либо уволены, либо финансово зависимы. По поводу внебрачных отношений и проблем с зависимостью прилагаю два письма, которые в ФБ уже давно есть: свидетельство бывшей жены Машевского и завещание предыдущего Епископа. Кто сомневается в их подлинности может на прямую обратится к авторам. Тут есть все: и прелюбодеяния, и алкоголизм. В свете этого тошнит от соплей про немецкий либерализм. Управляющий епископ Евангелической Церкви Германии ушла со своего поста после того, как выпила бокал вина и села за руль... А что мы имеем на сегодняшний день? Разрозненную церковь, в которой царит монархия. Прихожан обязывают уважать священнослужителей только лишь за их сан, что никак не вписывается в лютеранское богословие и традиции. Так бездарность с комплексами власти может творить все, что в голову взбредёт... Мерзость запустения везде, начиная от общин, заканчивая имиджем среди церквей и на государственном уровне. Епископ Сер ге был прав, сие возможно в лютеранской церкви и будет продолжаться до тех пор, пока внутри церкви не возникнет то, что называется ответственным христианством, или как у нас лютеран говорят: священство всех верующих. Андрей Гамбург / бывший пастор в Одессе Спасибо Татьяне и РИСУ за то, что нашли смелость написать о проблемах в НЕЛЦУ. Серге Машевски нужно отдать должное, он действительно прав. В 21 веке, в лютеранской церкви с хорошим именем стал возможным возврат в Средневековье. Безработный переселенец из Казахстана, не нашедший своё место в Германии и обанкротившись в 2008, начал своё служение в НЕЛЦУ. Перед началом служения он открыто сказал о том, что у него были проблемы с алкоголем, и тогда такая откровенность вселяла надежду. В 2011 году он уходит в запой, что сам подтвердил, поставив свою подпись под протоколом беседы о случившемся (у его оппонентов есть этот документ). Тогда же ему был вынесен строгий выговор. О дальнейших запоях стало известно намного позже. В скорой помощи Днепропетровска он с 2011 года объект насмешек. После консультаций у психолога ему был дан последний шанс. Он использовал его в полной мере... После его избрания, из НЕЛЦУ были уволены или уволились 80% самых работоспособных сотрудников. Все партнёрские отношения разорваны. Баварская церковь, которая с 90-х годов инвестировала в НЕЛЦУ десятки миллионов евро, было обвинена в махинациях. Каким нездоровым нужно быть, чтобы это придумать, а ещё и поверить в это? Деятельность "Кирхенбау" позволяла НЕЛЦУ оставаться в статусе неприбыльной организации и тем самым иметь больше средств для развития. Работа фирмы "Кирхенбау" постоянно контролировалась Руководством церкви, бюджетной комиссией и Баварской церковью. Мифы о доходах Гросса и Байдельшпахера можно разрушить взглянув на то, как они живут. С октября 2015 года Машевского уволили с работы. Теперь он немецкий безработный с большими долгами. При этом вся финансовая система НЕЛЦУ в его ведении, без какого-либо контроля. Эту промашку уже начинают понимать даже особо приближенные. А он как и прежде уходит в запой и живёт на широкую ногу. Все свидетели сего либо уволены, либо финансово зависимы. По поводу внебрачных отношений и проблем с зависимостью прилагаю два письма, которые в ФБ уже давно есть: свидетельство бывшей жены Машевского и завещание предыдущего Епископа. Кто сомневается в их подлинности может на прямую обратится к авторам. Тут есть все: и прелюбодеяния, и алкоголизм. В свете этого тошнит от соплей про немецкий либерализм. Управляющий епископ Евангелической Церкви Германии ушла со своего поста после того, как выпила бокал вина и села за руль... А что мы имеем на сегодняшний день? Разрозненную церковь, в которой царит монархия. Прихожан обязывают уважать священнослужителей только лишь за их сан, что никак не вписывается в лютеранское богословие и традиции. Так бездарность с комплексами власти может творить все, что в голову взбредёт... Мерзость запустения везде, начиная от общин, заканчивая имиджем среди церквей и на государственном уровне. Епископ Сер ге был прав, сие возможно в лютеранской церкви и будет продолжаться до тех пор, пока внутри церкви не возникнет то, что называется ответственным христианством, или как у нас лютеран говорят: священство всех верующих. Андрей Гамбург / бывший пастор в Одессе Dokumenty budut

  • Karl-Heinz Kuchelbecker | 13 февраля 2016, 15:02
    Комментировать комментарий

    Уже хорошо известно, как в Германии, так и в США, что пан Гросс - известный мошенник от церкви. В Украине это знали раньше, поэтому он и оказался на задворках - в забитом селе. У него были конфликты со всеми предыдущими епископами тоже. Хорошо, что Машевскому удалось очистить церковь от него. Респект, епископ Сергей! Но это "г" так просто не тонет. Напоследок, оказывается, ещё успел и руки нагреть!

  • cphspring@mail.ru | 13 февраля 2016, 11:27
    Комментировать комментарий

    Особенно смешно читать о великих деяниях г-на Гросса, в частности, библейской школы. С самого начала это был личный бизнес-проект А.Гросс. Журналистке следовало бы для полноты картины задать этому г-ну несколько вопросов: сколько студентов было в этой "школе"? сколько обслуживающего персонала? сколько инвестиций со стороны иностранных партнёров? каким обманом г-н Гросс заманивал туда студентов? как он издевался над преподавателями, отчитывался ли он за использованные финансы, и какой результат деятельности этой "школы". Именно из-за этого инвесторы (а не епископ!) и прикрыли эту лавочку А.Гросса. А потом плакать и удивляться этой и другой чудовищной лжи, исходящей из уст этого "лжепастора".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Эксклюзив

  • 23 ноября 2017, 13:37 | Репортажи | view photo | 

    УПЦ (МП) против Минкульта: хроника судебного заседания. Эпизод второй

    22 ноября 2017 года в Окружном админсуде столицы состоялось второе судебное заседание по делу № 826/19978/16 за иском Киевской Митрополии УПЦ против Министерства культуры Украины.

  • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

    Партенит: Храм Девы и Святая гора

    Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

  • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

    Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

    Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

  • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

    Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

    Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

  • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

    Ковчег межнационального единения

    Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

Последние комментарии

  • protBohdan_Ohulch | 23 ноября 2017, 21:45

    Автор коментаря під іменем dutchak, можливо, має певну логіку аргументів та знання у цьому питанні. Але, на жаль, початок тексту зі словами Країна Дурнів, клоунада, посміховище тощо працює як

  • dutchak1 | 23 ноября 2017, 14:48

    "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно" Країна Дурнів існує не в тому розумінні, що її жителі не

  • Василий Петров | 23 ноября 2017, 10:32

    ...и не допусти нам отречься от тебя. но избави нас от обмана.

  • Тарасій | 23 ноября 2017, 09:15

    Не вірю цьому сайту давно. Вже не раз бачив як вони брешуть відверто. Бо не відомо що реально сказала ця жінка, її прямої мови ніхто не подає. І в цьому випадку вона бачить лише змонтоване відео, яке

  • dutchak1 | 23 ноября 2017, 08:30

    "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно"

Популярные статьи месяца