Межправославный конфликт в Новоставе: две общины не могут прийти к пониманию, поэтому проводят богослужения во дворе

21 октября 2014, 08:32 | Журналистские расследования | view photo | 0 |   | Код для блога |  | 

Расследовал Владимир Мороз

Приходской храм пришлось закрыть и опечатать, а Богослужения проводить во дворе, – к судебным искам и тотальному недоверию привел конфликт между сторонниками УПЦ КП и УПЦ (МП) в селе Новостав на Тернопольщине.

141021_1.jpg

Конфликт длится с лета 2014 года, когда большинство из 382 взрослых прихожан – 325 человек – в ходе опроса поставили свои подписи в поддержку перехода под юрисдикцию Киевского Патриархата. Уже 6 июня глава Тернопольской облгосадминистрации Юрий Сиротюк подписал распоряжение о регистрации устава религиозной общины св. Михаила в Новоставе в новой редакции. По этому документу религиозная община – а именно ей действующее законодательство гарантирует право определять свою принадлежность и менять ее – вошла в УПЦ КП. Де-юре община УПЦ (МП) перестала существовать, хотя и ее священник, и сторонники там остались.

Уже вскоре верующие УПЦ (МП) в том же селе собрали 250 подписей прихожан о желании остаться в той же конфессии. Среди односельчан разгорелись страсти за право служить в храме. И попытки власти снизить температуру хода событий успехом пока не увенчались.

«Действительно, было напряжение, потому что церковь была закрыта. Мы договорились с обеими сторонами – подписана мировая. Они согласились на поочередные Богослужения… – сообщил ранее РИСУ глава Шумской райгосадминистрации Василий Габор. – Власть района выступает за то, чтобы решить вопрос в правовом поле. Мы не можем вмешиваться во внутренние дела общин, но конфликты обязаны предупреждать».

Однако последовавшие события в конфликтном селе не содействовали оптимизму и перечеркнули надежды на быстрое примирение. Ведь сторонники УПЦ (МП) оспаривают сам факт создания общины-конкурента. Избрали для этого судебный путь. В частности, они добиваются признания незаконным упомянутого распоряжения главы облгосадминистрации. Дело будет рассматривать Львовский апелляционный суд – решение Тернопольского суда, первой инстанции, верующих УПЦ (МП) не удовлетворило.

«Так, подготовили договор об очередности, но община Московского Патриархата отказалась. Священник подписал, а верующие не поддержали. Они ведут речь о том, чтобы община Киевского Патриархата снялась с регистрации, а потом снова зарегистрировать две общины: УПЦ КП и УПЦ (МП)», – комментирует местный сельский голова Виктор Кондратюк.

Эти же слова подтверждает Шумский благочинный УПЦ КП о. Игорь Борак.

«Мы готовы к поочередным Богослужениям. Подписали тот договор, привезенный из администрации. А Московский Патриархат – нет, – говорит благочинный. – Отец Александр (Микульский, священник УПЦ (МП) – прим. авт.) предложил перерегистрироваться. Они отказались от поочередных категорически… Наша сторона готова к ним. Но в перерегистрации существует много рисков. Потому что доверия к Московскому Патриархату нет».

Так что теперь поочередность Богослужений в Новоставе сводится к тому, что обе общины, каждая в свое время, служат на церковном дворе. Храм – памятка архитектуры национального значения – стоит опечатанный, в чем убедился и корреспондент РИСУ на месте.

141021_2.jpg

«Милиция поставила пломбы после того, как они заходили в храм, – комментирует секретарь Тернопольской епархии УПЦ (МП) о. Степан Балан. – Наш местный священник предложил начать с чистого листа. Киевский Патриархат в последнюю минуту отказался. Обе стороны служат во дворе. Идут холода, и как это будет, пока неизвестно».

Так, если в УПЦ КП причиной волокиты на пути к решению проблемы видят отказ УПЦ (МП) от поочередности, то в УПЦ (МП) основной преградой считают отказ сторонников Киевского Патриархата от перерегистрации. Как выяснила РИСУ, требования сторонников обеих конфессий имеют «обратную сторону». По крайней мере, к такому выводу можно прийти, проанализировав документы относительно конфликта.

«Протокол о поочередных Богослужениях на самом деле был пописан священником, но община выступила против», – отмечает начальник отдела культуры и туризма Шумской райгосадминистрации Юрий Головатюк.

141021_3w.jpgВ подтверждение он предоставляет фотокопию «Протокола об урегулировании межконфессионального конфликта в селе Новостав Шумского района» от 02.10.2014 года. Бросается в глаза, что под этим протоколом отсутствует подпись уполномоченного лица от УПЦ КП. В свете поданных комментариев особое внимание привлекает пункт 1) протокола, в котором говорится: «одновременно подать на регистрацию уставы вновь созданных общин УПЦ КП и УПЦ, без правонаследования с общиной УПЦ храма святого Михаила с. Новостав Тернопольско-Кременецой епархии, зарегистрированной в 1991 году».

Именно на это и, между прочим, на отзыв всех судебных исков и апелляционных жалоб со своей стороны, соглашался священник УПЦ (МП). Но не смогли согласиться его община и община Киевского Патриархата. Мотивы у каждого свои.

«Районная власть хочет найти такой способ, чтобы снять нашу общину с регистрации, а потом зарегистрировать обе общины на одинаковых правах. Для них главное – найти компромисс любой ценой. Наши люди категорически против этого… Вообще, ни одна поочередность еще людей не примирила», – эти слова архиепископа Тернопольского и Бучацкого УПЦ КП Нестора (Пысыка) значительно проясняют ситуацию.

Но не следует забывать, что от поочередности отказалась, согласно документам, именно община УПЦ (МП). Сделали это, несмотря на подпись своего священника от 2 октября. Благочинный УПЦ КП о. И. Борак апеллирует, что община его конфессии не подписала протокол о поочередности только потому, что узнала об отказе от них УПЦ (МП). Мол, уже не было необходимости рассматривать этот вопрос.

141021_4w.jpgВ конце концов, 6 октября в отдел культуры и туризма Шумской райгосадминистрации представители УПЦ (МП) принесли свои дополнительные требования относительно решения конфликта. Если забрать повторы с протоколом, то выходит, что сторонники этой конфессии делают особый акцент на необходимости подготовить и зарегистрировать уставы обеих православных общин одновременно. Также требуют выказать недоверие сельскому голове.

Выходит, что основа конфликта теперь – стремление каждой из общин оставить за собой храм. Причем УПЦ КП, исходя из устава единственной зарегистрированной общины в селе, теперь имеет потенциально больше шансов получить разрешение на пользование церковью. О передаче здания в собственность речь идти не может из-за его статуса памятки. Соответствующую норму регламентирует с. 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Более того, в случае, если община УПЦ КП первой получит разрешение на пользование храмом, община УПЦ (МП) может стать заложником ее согласия:

«Культовое здание и имущество, являющиеся государственной собственностью, могут передаваться в поочередное пользование двум или более религиозным общинам по их взаимному согласию. При отсутствии такого согласия государственный орган определяет порядок пользования культовым зданием и имуществом путем заключения с каждой общиной отдельного договора», – читаем в той же ст. 17 Закона.

Таким образом, события вокруг храма в Новоставе напоминают позиционное противостояние и тактические маневры. Цель – закрепить полученное для УПЦ КП или восстановить утраченное для УПЦ (МП). К слову, после месяцев затяжного противостояния в Новоставе часть верующих, которые, по словам архиепископа Нестора, не определились и колебались в собственной позиции, вернулись в УПЦ (МП). Теперь силы у общин приблизительно одинаковые.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Эксклюзив

    • 23 ноября 2017, 13:37 | Репортажи | view photo | 

      УПЦ (МП) против Минкульта: хроника судебного заседания. Эпизод второй

      22 ноября 2017 года в Окружном админсуде столицы состоялось второе судебное заседание по делу № 826/19978/16 за иском Киевской Митрополии УПЦ против Министерства культуры Украины.

    • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

      Партенит: Храм Девы и Святая гора

      Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

    • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

      Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

      Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

    • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

      Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

      Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

    • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

      Ковчег межнационального единения

      Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

    Последние комментарии

    • Михаил | 24 ноября 2017, 23:29

      Что за идиотская манера все менять и переделывать?! Все от бесовщины и чертовщины! Второй Ватиканский Собор отменил службу на латыни, эти французы "Отче наш" коверкают. Еретики!

    • dutchak1 | 24 ноября 2017, 08:56

      «Фанів» в мене мабуть немає і іноді той стиль аргументації викликаний бажанням знайти розумних опонентів в вузькому, корпоративному і закритому середовищі т.з. «релігієзнавців». Сама наука

    • protBohdan_Ohulch | 23 ноября 2017, 21:45

      Автор коментаря під іменем dutchak, можливо, має певну логіку аргументів та знання у цьому питанні. Але, на жаль, початок тексту зі словами Країна Дурнів, клоунада, посміховище тощо працює як

    • dutchak1 | 23 ноября 2017, 14:48

      "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно" Країна Дурнів існує не в тому розумінні, що її жителі не

    • Василий Петров | 23 ноября 2017, 10:32

      ...и не допусти нам отречься от тебя. но избави нас от обмана.

    Популярные статьи месяца