Киевский Патриархат на Винничине: минус 4 храма

17 марта 2010, 15:26 | Журналистские расследования | view photo | 2 |   | Код для блога |  | 

Сразу 4 храма на Винниччине теряет УПЦ КП. Сейчас в них уже служат священники УПЦ (МП). Часть прихожан также изменила конфессиональную принадлежность, перейдя в УПЦ (МП). Другие, которые остались верными Киевского Патриархата, в один момент потеряли храмы, в которых молились многие годы. Подробнее читайте в репортаже Елены КАЧУРОВСКОЙ.

onufrij_xavruk_w.jpgЕпископ Винницкий и Брацлавский Онуфрий (УПЦ КП) в этой ситуации обвиняет нескольких своих, уже бывших, клириков, перешедших в Московский Патриархат, а также отдел по делам религий Винницкой ОГА, который, по словам владыки Онуфрия, действует в интересах УПЦ (МП).

История, которую рассказал архиерей, по закручености сюжета не уступает детективам. Итак, по словам владыки, «мошеннические группировки», состоящее из четырех, уже бывших, клириков Киевского Патриархата Василия Аксанюка, его сына Анатолия Аксанюка, их родственника Николая Строка и кума Павла Кучерука, в декабре прошлого года агитировали духовенство и верных выходить из состав Киевского Патриархата.

— Они хотели сформировать новую епархию Автокефальной Церкви. Здесь еще был задействован родной брат протоиерея Николая Строка из Житомирской области, священник Московского Патриархата, который готовился сюда идти епископом УАПЦ, — говорит епископ Онуфрий. — Но у руководства Автокефальной Церкви нашлись силы отказаться от таких «медвежих» услуг.

Клириков УПЦ КП, которые тайком от своего епископа принимали участие в заседании Архиерейского Собора УАПЦ, Синод Киевского Патриархата 13 декабря 2009 запретил в служении до покаяния.

— Тогда они, вместо того чтобы покаяться, начали искать счастья в другой конфессии, — продолжает владыка Онуфрий. — Они перешли в Московский Патриархат. Но не просто прошли, а хотят отобрать имущество тех религиозных общин, где служили. Портоерей Николай Срок, который служил в с. Стадница, что под Винницей, собирал у своих прихожан подписи за переход в Автокефальную Церковь. Когда же у них ничего не вышло с Автокефальной Церковью, он просто заменил титульную страницу на подписях, чему у нас есть подтверждение, и с этими подписями пошел в Московский Патриархат.

Сам Николай Срок, который с 1993 года служил в Стадницком приходе УПЦ КП, свой переход в Московский Патриархат в интервью местной газете «20 минут» объяснил тем, что устал отвечать верующим на вопрос, почему их называют раскольниками:

— Люди хотят видеть своих братьев в единстве, — говорит он. — Есть такие, что 16 лет проходили мимо храма, ибо не относятся к Киевскому Патриархату. И эти люди меня благодарили, что я объединил общину, теперь могут молиться в церкви дедов-прадедов, которые ее строили.

Сейчас община с. Стадница расколота на две части. Одна из них, доверившись авторитету батюшки, пошла в УПЦ (МП), а другая осталась в Киевском Патриархате. Сразу после раскола, верующие, еще недавно единой общины, начали делить храм.

Поскольку религиозная община УПЦ КП, которая полтора десятилетия пользовалась единственным в Стаднице храмом, за это время не оформила на него имущественные документы, юридически храм находился в собственности Облгосадминистрации. На время разборок власти решили опечатать церковь.

А дальше началась волокита со сбором подписей, их отзывом и обжалованием. Большинству сельчан трудно было сориентироваться в этой войне Патриархатов.

— Люди не знали, за что подписывались, — утверждает староста села Михайло Волк. — Я лично тоже ставил подпись, но на титульном листе было написано, что голоса собираются в поддержку священника, а не за переход в другую конфессию. Люди обмануты! Их подписи приложили к другому документу.

Наконец, окончательно выяснять конфессиональное самоопределение жителей Стадница пришлось чиновнику из Винницы:

— Я лично с секретарем сельсовета обошел каждый дом с опросом: «Да или Нет?», — Говорит начальник отдела по делам религий Винницкой ОГА Игорь Салецкий.

Но вот епископ Онуфрий утверждает, что при этом опросе, опять же, вопрос ставился не о принадлежности к той или иной конфессии, а о поддержке или неподдержке местного священника. Сам Игорь Салецкий прокомментировал это лаконично: «К сожалению, такие формы работы», — сказал он.

По итогам опроса, 842 человека высказались в поддержку местного священника, то есть фактически, за переход в УПЦ (МП) и около 250 человек пожелали остаться в УПЦ КП. Примечательно, что, по словам епископа Онуфрия, фактических прихожан, посещающих богослужения хотя бы на Пасху, в селе было не более 100...

Наконец отделом по делам религий Винницкой ОГА было зарегистрировано в с. Стадница две религиозные общины — УПЦ и УПЦ КП. Обе общины обратились к областным властям с просьбой предоставить им в пользование местный храм. На предложение властей — проводить Богослужения поочередно, не согласилась ни одна из них.

15 марта областная власть, приняв во внимание количество членов в обеих религиозных общинах Стадница, а также ходатайство местного сельсовета, приняла решение в пользу верующих УПЦ. Отныне единственный в селе храм принадлежит православным УПЦ (МП).

По почти аналогичному сценарию развивались события и в селе Росоша Липовецкого района Винницкой области. В декабре прошлого года местный священник УПЦ КП о. Павел Кучерук, который уже упоминался выше, начал говорить верным о необходимости объединения церквей. Эта экуменическая инициатива батюшки в январе этого года реализовалась в сборе подписей местных прихожан под загадочным фразой: «с. Росоша. За объединение православных христиан ».

— Он начал бегать вдоль дома, ловить бабушек и говорить, что его выгоняют, — рассказывает местная жительница, прихожанка УПЦ КП Лидия Пудзерко. — Некоторые пожалели и подписались. Подписались и все те, кто ходит в Московскую церковь. А мы не подписывались. Сейчас он, уже как священник Московской церкви, служит в нашем храме, который мы строили на собственные деньги.

Храм УПЦ КП в селе Росоша строился с 90-х годов прошлого века на средства местных прихожан. С документации Приходской совет имел только решение сельсовета о выделении земельного участка под строительство. По словам начальника Отдела по делам религий Винницкой ОГА Игоря Салецкого, это решение важно, но не основное. Обязательно должен быть также составлен Акт на постоянное пользование.

Помимо нового большого храма, верующие Киевского Патриархата в селе Росоша имели еще небольшую часовню на кладбище. К ней, как и к большому храму, они больше не имеют доступа. Теперь оба храмы принадлежат религиозным общинам УПЦ (МП).

ihor_saleckyj_w.jpgНачальник отдела по делам религий Винницкой ОГА Игорь Салецкий ответственность за ситуацию в обеих деревнях — Стадница и Россоши — возлагает на местного епископа УПЦ КП Онуфрия, который вовремя не позаботился о надлежащем оформлении имущественных документов на храмы.

— Четыре года я добивался, чтобы выступить на собрании Винницкой епархии УПЦ КП. Не добился. Меня интересует, чтобы были оформлены учредительные документы религиозных общин и имущественные документы на храмы. Разве за столько лет нельзя было их оформить? Храмы в Стаднице и Россоши были проиграны сугубо административно, — утверждает Игорь Салецкий. Теперь ситуация в этих селах всех научит, что нужно своевременно оформлять документы, — резюмировал он.

Одновременно с событиями в Стаднице и Россоши разворачивался конфликт за небольшую больничную церковь в Виннице. В течение примерно десяти лет храмом при Областной психиатрической больнице им. Ющенко, на основании устной договоренности, пользовалась епархия УПЦ КП. Однако в декабре прошлого года священник этого храма о. Анатолий Аксанюк, о котором упоминалось в начале статьи, был запрещен в служении Архиерейским Собором Киевского Патриархата, а через несколько дней его заново рукоположили в УПЦ (МП). Поскольку он пытался продолжать служить в больничном храме уже как священник другой конфессии, разгорелся конфликт между епархиями обоих Патриархатов. Администрация больницы, в собственности которой находился больничный храм, вынуждена была его закрыть до выяснения обстоятельств.

Было решено, что лишь после того, как любая из сторон конфликта заключит договор о благотворительной деятельности и духовной опеке над больными с медицинским учреждением, будет дано разрешение проводить там богослужения.

— За полтора месяца епархия УПЦ (МП) проработала с медицинским персоналом, собрала 182 подписи, зарегистрировала там религиозную общину, — говорит Игорь Салецкий. — Зато другая сторона — епархия УПЦ КП за это время лишь поставила задачу перед властями: направила просьбу в облгосадминистрацию о разрешении проводить там богослужения.

На основании соглашения, которое Винницкая епархия УПЦ (МП) заключила с больничным учреждением, администрация больницы обратилась к председателю ОГА с просьбой передать храм в безвозмездное пользование на 3 года Винницкой епархии УПЦ. Соответствующее распоряжение губернатор подписал 3 марта.

Епископ Винницкий и Брацлавский Онуфрий, комментируя это решение, сказал, что для него оно было полной неожиданностью.

piket4_w.jpg15 марта, протестуя против решений власти о передаче храмов в Виннице, Стаднице и Россоши в пользование епархии УПЦ (МП), верные Киевского Патриархата под стенами ОГА устроили пикет-молебен, в котором просили Бога вразумить власть. Эту акцию поддержал также местная ячейка ВО «Свобода». Подобные акции протестующие собираются продолжать и дальше. Однако их результативность, учитывая обстоятельства, представляется сомнительной.

Поэтому за последние несколько месяцев, благодаря священникам-перебежчикам, которые в течение нескольких дней успели изменить три Патриархата, Винницкая епархия УПЦ (МП) получила неожиданно для себя 4 храма, которые, соответственно, потеряла епархия УПЦ КП. В этой экстремальный ситуации епархия УПЦ (МП) юридически действовала четко и грамотно, что вместе с хорошими отношениями с областной властью и принесло положительный результат. Епархия же УПЦ КП осталась обиженной на облгосадминистрацию, которая, по их мнению, действовала только в интересах УПЦ (МП).

 

piket2_w.jpg

piket1_w.jpg

piket3_w.jpg

Система Orphus
Рейтинг
0
0
2комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Григорий Свиридов | 13 июня 2012, 16:49
    Комментировать комментарий

    віпув

    • Григорий Свиридов | 13 июня 2012, 17:15
      Комментировать комментарий

      Сумно і страшно читати таку інформацію. Сумно , тому що всі кругом бються за владу , власність , вплив та за прибутки ( статки ). Винні не люди , тому що вони підтримують не церкву , не той чи інший патріархат , люди підтримують тих хто їм подобається. Приналежність до церкви , стала не служінням богу та людям, в клір ідуть на роботу. Ви звернули увагу , - батько , син , кум , сват , родич і так далі. Не за що не відповідаєш , нічого не робиш , нічому не вчишся ( школа , семінарія , посада ), - чому не кайф. Це люди , прості люди , думають що там в церкві щось робиться , хтось комусь служить , хтось за когось молиться.. Схаменіться , це все ілюзія неправди ! Бог і Віра вона в душі , в Серці , в Ділах ! Страшно , тому що віру приватизовують , як колись після розвалу СРСР все досталось комсомольцям , тому що вони були спритнішими і швидше думали , так і зараз , церква стає місцем працевлаштування для тих хто " хочет вкусно пить и есть ".Це і є самим страшним , це є кінець Духовності і Вірі , яка колись це була. Колись , я хотів піти служити в далеке село , а один впливовий батюшка ( в минулому завуч школи , каже мені , - краще сидіть дияконом в місті при соборі , чим бути святим та жебраком в селі . Вибачте , що так нескладно , але достала вже ця брехня і постійний розбрат. Розбрат і сварки сіють , ті " голубенькі " що прикриваючись рясами хочуть грошей, роскоші і якнайбільше овець для свойого стада. Вони ж пастухи ( Пастирі ) , а кожному пастуху потрібні свої овечки !

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Эксклюзив

  • 23 ноября 2017, 13:37 | Репортажи | view photo | 

    УПЦ (МП) против Минкульта: хроника судебного заседания. Эпизод второй

    22 ноября 2017 года в Окружном админсуде столицы состоялось второе судебное заседание по делу № 826/19978/16 за иском Киевской Митрополии УПЦ против Министерства культуры Украины.

  • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

    Партенит: Храм Девы и Святая гора

    Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

  • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

    Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

    Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

  • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

    Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

    Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

  • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

    Ковчег межнационального единения

    Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

Последние комментарии

  • Михаил | 24 ноября 2017, 23:29

    Что за идиотская манера все менять и переделывать?! Все от бесовщины и чертовщины! Второй Ватиканский Собор отменил службу на латыни, эти французы "Отче наш" коверкают. Еретики!

  • dutchak1 | 24 ноября 2017, 08:56

    «Фанів» в мене мабуть немає і іноді той стиль аргументації викликаний бажанням знайти розумних опонентів в вузькому, корпоративному і закритому середовищі т.з. «релігієзнавців». Сама наука

  • protBohdan_Ohulch | 23 ноября 2017, 21:45

    Автор коментаря під іменем dutchak, можливо, має певну логіку аргументів та знання у цьому питанні. Але, на жаль, початок тексту зі словами Країна Дурнів, клоунада, посміховище тощо працює як

  • dutchak1 | 23 ноября 2017, 14:48

    "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно" Країна Дурнів існує не в тому розумінні, що її жителі не

  • Василий Петров | 23 ноября 2017, 10:32

    ...и не допусти нам отречься от тебя. но избави нас от обмана.

Популярные статьи месяца