Католический храм, который помогали строить евреи

12 октября 2015, 14:02 | События и люди | view photo | 0 |   | Код для блога |  | 

Наталья ФЕЩУК,

Фото автора

Церковь Святого Архангела Михаила в Черновцах отметила 200-летие. Это один из самых старых римо-католических храмов на Буковине. К юбилею Папа Франциск издал декрет, которым провозгласил этот год для садгорского храма паломническим.

suchasnyj.jpg

Эта святыня расположена в микрорайоне Садгора. Когда-то это было отдельное поселение, в 1965 году присоединенное к Черновцам. Садгора хорошо известна в мире как центр хасидизма, именно здесь жил цадик. Но католики на протяжении двух столетий вписывали и свою историю в жизнь Садгоры.

Сегодня римо-католическая община тут больше, чем была когда-то. И ее жизнь активно развивается: все больше черновчан и туристов приезжают посмотреть на этот храм, зимой сюда идут увидеть красивый вертеп из фигур в человеческий рост. Кстати, фигурки животных из этого вертепа в течение года стоят на приходском дворе, и даже маленьким детям здесь всегда интересно.

01.jpg

К своему юбилею прихожане с настоятелем, к сожалению, не успели завершить полностью внешнюю реконструкцию святыни. Но новый и просторный приходской дом, новая башня с часами, внутренний ремонт и отопление – это то, чем можно действительно гордиться в 200-ю годовщину храма.

«Когда-то Садгору называли Иудейским Ватиканом на Пруте, – отметил в проповеди во время торжественной Святой Мессы епископ со Львова Леон Малый. – Здесь жило много евреев. И этот храм тоже помогали строить евреи. А такое мало где найдешь».

В следующем году римо-католическая община Садгоры будет отмечать 25-летие со времени возвращения им святыни. Но, к сожалению, восстановить все, как было когда-то, не удастся. Потому что бывший приходской дом слева от храма уже давно в частной собственности. А в бывшем Польском доме неподалеку от костела, где когда-то детей учили религии, сегодня школа №37.

 stara.jpg

– Когда я начала ходить в этот храм, – рассказывает прихожанка костела Людмила Слободян, – а это был 1998 год, тут все выглядело так: забора вокруг храма не было, здесь росли деревья, паслись куры и козы. А люди протоптали себе через двор тропинку, чтобы не обходить вокруг. Когда-то в костеле был склад соли. А со временем – это то, что я уже помню, там принимали бутылки. Когда отстраивали храм, то уже все было утрачено, в том числе роспись. Поэтому внутри сделана только побелка. А в свое время костел был весь в фресках. Например, в центральной части святыни была фреска Святого Семейства. Рассказывали, что когда делали побелку, то долго не могли закрасить коричневый плащ Святого Иосифа, он все проступал. При входе в костел была фреска Матери Божьей Царицы. А возле хоров – два ангела с музыкальными инструментами. Там, где сейчас школа №37, был Польский дом. На фронтальной части здания можно было видеть фреску Матери Божьей Ченстоховской.

До того времени как более десяти лет назад Садгорский приход получил своего настоятеля, священники сюда приезжали – те, кто работал в костеле Воздвижения Всечестного Креста в Черновцах. Именно они и начинали понемногу отстраивать храм.

– Первое, что было сделано, – продолжает прихожанка, – это была перекрыта крыша. А уже в 2005 году началось строительство приходского дома. Сейчас в нем три этажа, в нем – нарядные и просторные комнаты.

02.jpg 

– Когда мы отмечаем наш приходской праздник, то на следующий день всегда собираемся всей общиной здесь, приглашаем старших людей. Наш настоятель отец Кшиштоф Сапалский сделал очень много для храма.

– Все, что сделано за последние 15 лет – его заслуга. В том числе утепление храма. Зимой нам тепло: пол с обогревом, есть батареи.

За 25 лет, как храм снова начал действовать, тут уже были и крестины, и венчания, и похороны. Даже праздновали две золотые свадьбы прихожан. Совсем недавно в приходе начала работать с детками сестра-урсулянка. А вообще третий этаж приходского дома обустроен именно для жизни и работы нескольких сестер тут, в Садгоре.

– Костел Святого Архангела Михаила в Садгоре был построен в 1815 году, – рассказывает архивист Мария Никирса. – Известный австрийский исследователь Иоганн Полек в одном из своих трудов отмечал, что на начало 1786-го в Садагуре было 37 семей римо-католиков, в общем 157 человек. Святую Мессу совершали военные капелланы, подчинявшиеся Львовскому военному настоятелю. Первым римо-католическим священником в Садагуре был Мариус Межна. До появления костела на его месте была часовня, построенная из оставленного турками деревянного сооружения. Вопросами строительства занимались с 1805 года. Землевладелец Садагуры Теодор Мустаца предоставил бесплатно земельный участок. К делу строительства храма присоединились и евреи: Зендель Эбенер, Ехель Шнайдер, Мошко Вайсгер и другие. Весной 1814 года строительство закончили (храм имел 110 квадратных метров). В 1815-м состоялось освящение. В 1816 году началось строительство дома священника и необходимых для существования прихода пристроек.

Как свидетельствуют  исторические источники, количество прихожан росло из года в год, поскольку в 1887-м неподалеку были построены кавалерийские казармы. На службу приходило много солдат, вместить всех храм уже не мог. Прихожане обратились к Буковинской краевой управе о предоставлении разрешения на расширение святыни. Храм расширили, он был открыт в австрийские, румынские и даже советские времена. Количество римо-католиков в Садгоре уменьшилось со временем, когда поляки выехали отсюда.

А уже в 1962 году, согласно решению исполнительного комитета Черновицкого областного совета о снятии с регистрации товарищества римо-католического костела г. Садгора, храм в Садгоре перестал действовать, а в здании костела расположили продуктовый склад.

Прихожанка храма Михайлины Глазер обычно приходит в храм задолго до Мессы – просто посидеть здесь, как когда-то в детстве прибегала в любимый храм со школы. Женщина вспоминает, что когда костел закрыли, она ни разу не проходила мимо него, всегда обходила это место. Ведь видеть в святыне склад для нее было слишком больно.

– Когда-то в нашем храме было аж пять алтарей, – вспоминает госпожа Глазер. – Святого Антония, Распятого Иисуса, ближе к выходу из костела по сторонам – алтари Святого Семейства (возле него крестили детей) и Святого Андрея. Где-то в 1938 году для постоянной работы именно в Садгоре нам прислали отца из Познани Генриха Панковского. Именно он готовил меня к первому причастию. Мы даже экзамен у него сдавали. Как и в школе, потому что я училась в школе в Польском доме  и там отец преподавал религию. А когда закрыли Польский дом, я пошла в румынскую школу в Садгоре. Когда в 1940-м пришли советы, то школу закрыли, учителя выехали. Потом, когда они отошли и пришли румыны, то школу уже так и не открыли. В 1941 году, когда советы отходили, они арестовывали людей – кого как богача, кого за политику, и забрали нашего отца. В Россию они шли пешком, их вели за Днестр. А как-то отец попросил отлучиться, и они о нем забыли и двинулись без него. Он остался под Хотыном, спрятался где-то там. Его нашла одна женщина, как оказалось, полька, и прятала его. И однажды ночью он снова вернулся в Садгору, работал тут до 1945 года, а когда поляки уезжали, то уехал и он. Святые Мессы служил у нас Франц Краевский – настоятель костела Воздвижения. Потом его, можно так сказать, практически выгнали отсюда, приходское здание забрали. Но мы собирались в храме каждое воскресенье, пели. Это были 50-е годы. А забрали у нас костел в 1962 году. Нас предупредили: мол, еще одно воскресенье вы можете собираться, а уже потом ключи от храма нужно сдать.

За то время, что в помещении святыни действовал склад, внутренняя отделка утратилась полностью. Сохранился только пол из старой австрийской плитки. Исчезли колокола, потом люди узнали их в музее под открытым небом. По свидетельству старожилов, роспись храма была сделана в бело-серых тонах. Алтарь и дубовые лавки сожгли: материалом отапливали соседнюю школу. Уничтожили  в храме все, орган и окна разбили.

– Когда отобрали костел, я мимо него больше не могла ходить, – сознается госпожа Михайлина. – Я очень любила костел. На переменке в школе бегала и садилась на лавку возле костела. Там когда-то была и часовня перед храмом, которая постоянно была открыта.

Во времена, когда костел Святого Архангела Михаила был закрыт, прихожане ходили в центр Черновцов, в костел Воздвижения Всечестного Креста – сначала пешком (хоть это и далеко), потом ездили маршрутками. Сейчас в праздники на Мессах в Садгоре до 150 людей. Это больше, чем было когда-то. Но когда тут, в Садгоре, с мая по октябрь 13-го числа по инициативе настоятеля отца Кшиштофа начали проходить богослужения перед фигурой Матери Божьей Фатимской – Фатимские бдения, сюда стало приходить еще больше людей – и римо-католиков, и греко-католиков.

 03.jpg

А в октябре почитание Фатимской Богородицы совершается вечерней процессией улицами Садгора – от костела Архангела Михаила до греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы. И это свидетельство того, что садгорский приход – живой. А главное, тамошние римо-католики и дальше дружно сосуществуют с другими религиозными общинами.

interier.jpg 

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Эксклюзив

    • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

      Партенит: Храм Девы и Святая гора

      Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

    • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

      Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

      Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

    • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

      Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

      Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

    • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

      Ковчег межнационального единения

      Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

    • 21 июля 2017, 11:56 | Калейдоскоп | view photo | 

      Малинфест-2017: как христиане УЦХВЕ отметили юбилей самого масштабного молодежного съезда в Украине

      Быть искренним в отношениях, верным призванию, мудрым в принятии судьбоносных решений и не бояться поражений – это лишь краткий перечень духовных установок, которые прозвучали для молодежи Украинской Церкви христиан веры евангельской (УЦХВЕ) во время ХХ юбилейного фестиваля Малинфест-2017.

    Последние комментарии

    • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 17:16

      Шкода , не здогадалися розлючену корову або бика випустити на таран бусіка і гундяївської шобли .

    • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 16:54

      гундяєвська пропаганда

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 11:24

      Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого, Матфея 5:37. Итак ничто, как сотворённое Богом Отцом не может в себе нести НИКАКОГО двойного, тем более, никакого

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 10:05

      Т.н. христианство, как стремление к поклонению человека человеку есть, не что иное, как самое настоящее РАБОЛЕПИЕ. Но как в этом раболепии также, как и в массонстве тайным смыслом наделены не

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 09:46

      Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол. Матфея 38-39. Итак, дьявол яхве-сатана при помощи т.н. Нового Завета сеющий, как плевелы

    Популярные статьи месяца