• Главная
  • Публикации
  • Украинцы в Израиле: научились защищать страну, жить без коррупции, развивать христианские традиции...

Украинцы в Израиле: научились защищать страну, жить без коррупции, развивать христианские традиции

03.02.2015, 10:07
Украинцы в Израиле: научились защищать страну, жить без коррупции, развивать христианские традиции - фото 1
В эти тревожные для Украины дни можно увидеть немало параллелей с событиями в государстве Израиль, который уже более 66 лет борется с военными угрозами, терроризмом и неправдивой пропагандой со стороны своих недружелюбных соседей, желая наконец обрести мир.

Наша беседа с 27-летним Артемом Роговым состоялась в центре Тель-Авива в дни Рождественских праздников. Он принадлежит к числу тех граждан Израиля, которые, вернувшись из Украины на землю праотцов, активно вовлечены в общественную жизнь страны, приобрели боевой опыт в армии обороны Израиля, создали семьи и прилагают все усилия для защиты и развития своей новой родины. Кроме того, он еще и служитель в евангельской церкви.

В эти тревожные для Украины дни можно увидеть немало параллелей с событиями в государстве Израиль, который уже более 66 лет борется с военными угрозами, терроризмом и неправдивой пропагандой со стороны своих недружелюбных соседей, желая наконец обрести мир. Этим и другим вопросам был посвящен наш разговор, записанный специально для читателей РИСУ.

Rogovoj_1.jpg

– Артем, как Вы оказались в Израиле? Трудно ли было адаптироваться к местным культурным и религиозным особенностям?

– Я переехал в Израиль по программе НААЛЕ (образовательная инициатива государства Израиль для школьников старших классов, имеющих право на репатриацию – прим. М.В.), когда мне было 15 лет, в 2002 году. Жил и учился в школе «МевоотИрон» возле города Хадера, на тот момент вся моя семья оставалась в Украине.

Адаптация к местной культуре и особенностям страны произошла довольно быстро, так как я приехал в Израиль в возрасте, когда менталитет еще формируется. Плюс к этому, сама государственная программа тоже способствует, поскольку школьники-репатрианты помещаются в классы коренных израильтян. Поэтому я очень быстро ассимилировался и стал частью Израильского общества.

– Вы продолжаете воспринимать себя украинцем?

– Я считаю, что у меня есть одновременно две родины – Украина, в которой я родился, вырос и провел лучшие годы своего детства, и Израиль – страна моего кровного народа, частью которого я чувствую себя и, конечно же, считаю себя израильтянином.

– В Израиле, как и в Украине, можно видеть постоянные политические разногласия и жесткую критику действующего правительства, что вполне естественно для демократического устройства общества. Но что помогает Израилю в таких условиях сохранять единство нации и стремительно развивать экономику?

– Нужно сказать, что в Израиле, как и в любой стране, есть политические разногласия и разделения. Кто-то занимает более левые или правые позиции, а кто-то придерживается нейтралитета. Но независимо от этого, народ Израиля остается целостным и единым во все времена. Я считаю, что это плод идентификации как еврейского народа, а также чувство самозащиты. Мы знаем, что лишь оставаясь единым целым, сможем противостоять тому количеству недругов, которые окружают нашу страну. И только вместе мы можем защитить свои дома и не дать нашим врагам уничтожить народ Израиля. Это все ведет к большому развитию во всех сферах. Ведь евреи по всему миру содействуют друг другу и часто готовы жертвовать своими личными интересами ради блага своего народа.

Rogovoj_2.jpg

– Да, угроза над Израилем нависла сразу же с момента провозглашения государства 14 мая 1948 года, когда на следующий день началась Первая арабо-израильская война. Для граждан Израиля, включая женщин, стала обязательной 3-летняя срочная служба, а резервистов могут призвать в любое время до достижения 40 лет. Откровенно говоря, охотно ли Вы пошли служить в израильскую армию или было желание найти причины, чтобы остаться в тылу?

– Еврейское самосознание, идентификация себя с израильским народом и желание внести свою лепту в защиту и развитие нашей страны посодействовали моему большому желанию нести службу в армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), и я охотно призвался в ее ряды. Для меня даже не стоял вопрос: служить в тылу или быть боевым солдатом. Поэтому в 2006 году я призвался в боевую бригаду «Гивати», где служил до 2009 года ведущим стрелком разведывательной роты.

– По всей видимости, солдаты пользуются уважением в стране и их присутствие на улицах городов воспринимается положительно?

– Солдаты и все, что связано с армией, пользуются в Израиле большой популярностью. Жители страны очень уважают солдат. Военные получают много скидок и облегченных условий практически во всех сферах жизни.

– А в боевых операциях лично Вам приходилось участвовать?

– За время моей срочной службы я принимал участие во множестве боевых операций. Наиболее известная из них – крупномасштабная операция «Литой Свинец» в 2008 году в секторе Газа. А также как резервист был вовлечен в операцию «Нерушимая скала» летом 2014 года. Сейчас мои армейские навыки востребованы на гражданской работе, которая заключается в охране высокопоставленных персон.

Rogovoj_3.jpg

– На Ваш взгляд, есть ли схожесть между нынешней ситуацией в секторе Газа и на оккупированных территориях Донбасса?

– То, что происходит сегодня в Украине, отчасти похоже на нашу ситуацию в секторе Газа. Но схожесть, на мой взгляд, заключается только в том, что есть масса партизанских отрядов террористов, которые ведут боевые действия из среды мирных жителей, очень часто прикрываясь детьми, женщинами и стариками. Огромным же отличием, как мне кажется, является то, что военные действия в Украине проходят между братскими народами, а часто и внутри одного народа. Этого я не понимаю – когда украинец берет оружие и идет убивать украинца.

– Может, это как раз таки и есть яркий пример циничности и пагубности российской пропаганды, которая представляет массовые протесты против коррупции и произвола украинских властей (декабрь 2013 – февраль 2014) и законно избранную после этого новую власть в Киеве так называемым “фашистским переворотом”. На этом медиафоне, созданном российскими СМИ, жителей Донбасса убеждали взять оружие и воевать вместе с российскими военными против украинской армии, не только чтобы отделиться от Украины, но и оккупировать еще и Киев. Ведь и Израиль тоже сталкивается с проблемами, связанными с тем, что в глазах мировой общественности оборонительные операции ЦАХАЛ против террористов ХАМАС часто искаженно представляются как “расправа” с мирными жителями-палестинцами, верно?

– Конечно же, одной из основных причин этой войны на территории Украины является пропаганда со стороны российских СМИ. Именно они, я убежден, настроили жителей Донбасса против остального народа Украины и властей. Часто то же самое происходит и у нас в конфликте с Палестиной, когда в мировых СМИ все выглядит так, будто именно Израиль является агрессором. Но на самом деле наша армия защищает дома мирных жителей, на которые с закономерной периодичностью приземляются палестинские ракеты из сектора Газы, кстати, тоже произведенные в России. И, к слову, перед каждой ликвидацией позиций террористов с нашей стороны ЦАХАЛ заблаговременно оповещает жителей района о предстоящей бомбардировке, для того чтобы минимизировать число погибших среди мирных жителей.

– Как в целом по стране, так и в израильской армии преобладают иудейские религиозные традиции. Как христиане чувствуют себя на воинской службе в ЦАХАЛ?

– Израиль, и армия в том числе, в подавляющем большинстве относятся к иудейскому вероисповеданию. На каждой военной базе в обязательном порядке есть синагога и офицер, отвечающий за религию. Также все столовые проверяются на предмет соблюдения кашрута (кошерности продуктовприм. М.В.). При этом солдат-христианин не чувствует в армии Израиля никаких неудобств и ограничений. Каждому воину, любого вероисповедания, предоставляется возможность выезда на любой важный для него религиозный праздник. Но так как армия Израиля считается еврейской, то внутри нее присутствуют атрибуты только иудейской религии.

– А как насчет доступа пастора или священника? Есть ли в воинских частях молитвенные комнаты как альтернатива синагогам?

– В армии Израиля существует система посещений. Поэтому, к примеру, если солдат-христианин хочет, чтобы его посетил пастор или священник, то это возможно. Но, насколько мне известно, все это на неофициальном уровне. Молитвенных комнат, часовен и прочих культовых атрибутов других, неиудейских религий на военных базах нет.

– Какие уроки Украине стоит извлечь из конфликта на Ближнем Востоке, чтобы защитить своих граждан от террора и вторжения недружелюбного соседа?

– Мое мнение, что правительство Украины должно следить за состоянием армии, проводить учения и держать солдат в боевом тонусе. Также нужно заняться снаряжением и обеспечением потребностей как в сфере вооружения, так и в сфере простой логистики тылового обеспечения (еда, одежда и т.п.).

Народ Украины должен стать более патриотичным и проникнуться любовью к ближним – перестать жить принципом “моя хата с краю”. И я вижу, что в последнее время люди в Украине начинают осознавать это и просыпаться. Самоидентификация Украины и ее народа, любовь к месту, где ты живешь, а не только к своему углу – это, на мой взгляд, одна из важнейших целей для украинцев на ближайшее будущее.

Еще один очень важный урок для каждого – это борьба с коррупцией.  Я думаю, что коррупция – одна из самых больших бед Украины.

– Исходя из Вашего опыта служителя церкви, есть ли какие-либо трудности в Израиле для христиан в регистрации местных общин, евангелизационной и другой религиозной деятельности? Другими словами, насколько комфортно христианам в Израиле?

– На сегодняшний день я являюсь одним из лидеров евангельской церкви ICF –TelAviv. Исходя из моего личного опыта, в Израиле нет проблем с регистрацией христианских общин. Большинство церквей регистрируется как общественные организации, и, в основном, это не вызывает никаких проблем. Я как представитель христианского движения не подвергался никаким нападениям или ограничениям ни с какой стороны.

Rogovoj_4.jpg

В то же время отношение к мессианским общинам и представителям мессианского движения несколько другое. Есть целые организации, направленные на борьбу с мессианством и миссионерами. Причиной этому является то, что иудеи не признают мессианское направление частью иудаизма.

– Святая Земля ежегодно влечет к себе миллионы паломников и туристов. Я лично был впечатлен высоким уровнем сервисов и современной инфраструктурой городов. Насколько безопасно сейчас посещать святые места и туристические маршруты?

– Израиль – великолепное место для туристов. Кроме того, что эта страна является центром всех мировых религий, она еще и неописуемо красива и колоритна. Три моря, реки, озера, снежные горы, жаркие пустыни, огромные зеленые долины и много другого. И все это – на клочке земли, величиной меньше чем украинский Крым.

Конечно, некоторые боятся ехать в Израиль, переживая за свою безопасность. Но я уверен, если соблюдать все меры предосторожности и следовать указаниям гидов и тур-менеджеров, то бояться нечего. Добро пожаловать в Израиль!

– Что Вы посоветуете своим землякам в Украине, чтобы побороть коррупцию и построить развитое европейское государство подобно Израилю?

– Я люблю Украину, и мне далеко не безразлично будущее ее народа! Сейчас важно каждому взять на себя ответственность за будущее своей страны, а не только за будущее своей семьи – выйти за рамки своей «хаты». Не идти на компромиссы, но отстаивать лучшее для себя и своего народа. Конечно же, начинать нужно с себя, но на этом не нужно останавливаться!

Я уверен, что вместе, как единое целое, украинский народ сможет победить любого врага, будь то коррупция, нищета или враги, атакующие украинские земли. Главное – верить в Бога, доверять Богу, верить в себя и друг в друга!

Беседовал Максим ВАСИН,

исполнительный директор Института религиозной свободы