• Главная
  • Публикации
  • "Христианский бизнес более конкурентоспособен потому, что он обращается к людям с уважением и достоинством"...

"Христианский бизнес более конкурентоспособен потому, что он обращается к людям с уважением и достоинством"

15.03.2012, 15:07
"Христианский бизнес более конкурентоспособен потому, что он обращается к людям с уважением и достоинством" - фото 1

Родной язык господина Даппена – немецкий. Тем не менее, во время интервью с журналистом он, как и бывший советник по экономическим вопросам в Мировом банке и USAID Ричард Свансон, общается на lingua franca международного бизнеса – на английском языке. Оба гостя посетили Украину в качестве спикеров на конференции бизнесменов-христиан. Вера и конкуренция, налоги и церковь, капитализм и Библия – этими и другими категориями собеседники орудуют мастерски, в чём читатель может убедиться самостоятельно.

Александр ДаппенРодной язык господина Даппена – немецкий. Тем не менее, во время интервью с журналистом он, как и бывший советник по экономическим вопросам в Мировом банке и USAID Ричард Свансон, общается на lingua franca международного бизнеса – на английском языке. Оба гостя посетили Украину в качестве спикеров на конференции бизнесменов-христиан. Вера и конкуренция, налоги и церковь, капитализм и Библия – этими и другими категориями собеседники орудуют мастерски, в чём читатель может убедиться самостоятельно.

Александр Даппен (Alexandr Dappen) имеет 18 лет опыта работы в украинском пищевом бизнесе, учредитель компании IFT GmbH, на данный момен работает международным директором в энергетической компании EES, готовящейся открыть своё представительство в Украине.

–  Существует ли «христианский» бизнес или всё-таки предпочтительнее говорить о христианах, которые делают поправку на христианские ценности?

– Христианского бизнеса не существует вообще. Довольно часто я спрашиваю себя, коллег и Бога: «Что делает предпринимательство христианским?». И ответ на этот вопрос – владелец бизнеса, который услышал именно от Бога призыв производить продукцию или предоставлять услуги.

Если мы правильно понимаем Новый Завет, то всё принадлежит Христу. С момента посвящения человеческой жизни Ему Иисус становится не только нашим другом и братом, но и Царём. Всё, что у нас имеется, мы отдаём Ему: нашу жизнь, наши тела, наше время, всё, о чём я думаю, говорю или делаю. Именно это придаёт бизнесу христианский характер.

Основным результатом того, что христиане не игнорируют предпринимательство, является то, что люди могут видеть, осязать и чувствовать любовь Божью, Его креативность и любовь к разнообразию.

– Почему тогда газеты часто пишут о «христианском» бизнесе?

– Я не знаю, почему они так пишут. Я более уверен в том, что в этой сфере многое запутанно. Мне не хочется обвинять моих американских друзей, но именно в США лет 10-15 назад существовало движение Market Place Ministry, затем – We Do Kingdom Business, а затем – Christian Business (каждое из течений нацелено на использовании христианских норм в предпринимательской деятельности – А.Г.). И когда я спрашиваю людей, как они понимают Kingdom Business, я слышу в ответ множество различных объяснений. Основная причина существования «христианского» бизнеса как термина – это непонимание того, кем мы является во Христе. Будучи детьми Божиими, мы ведём бизнес.

– Хорошо. Тогда почему всё больше компаний (к примеру, Deutsche Bank) обращают пристальное внимание на исламский бизнес и основанные на нормах шариата банки, в частности?

– Во-первых, перед исламом поставлена одна большая задача – мировое господство, которое реализуется путём установления пошагового контроля за государствами. Мы уже знакомы с обстановкой в Испании, Франции и Англии, где немало предприятий лояльны к исламу. В Германии эта ситуация повторяется. В Германии можно говорить всё, что душе угодно про Иисуса (даже что Он – торговец телом), и это сойдёт с рук. И никто не окажется на газетной передовице. Но если кто-то осмелится сказать, что ислам – религия демонов, он оказывается в центре не только внимания, но и разнообразных споров. Повсеместно – и в моей стране как минимум – люди боятся ислама и терроризма.

Во-вторых, Deutsche Bank и другие фирмы хорошо понимают, что европейские государства всё более и более заселяются людьми исламского вероисповедания. В Германии их, возможно, 5-6%. Потому коммерческие структуры не могут пропустить этот новый сектор потребителей, и для них разрабатываются специфические рыночные продукты.

– Чего ожидать христианину-бизнесмену, открывающему своё дело в Украине?

Всё индивидуально и во многом зависит от партнёров, с которыми он согласится сотрудничать. Когда этот бизнесмен планирует начинать бизнес с людьми, регулярно посещающими церковь и подотчётными духовным лицам, то это даёт мало-мальскую гарантию, что дело вначале останется на плаву. Но я далёк от того, чтобы что-либо гарантировать.

У меня есть немалый положительный опыт ведения бизнес с совершенно неверующими людьми, как и крайне отрицательный опыт с так называемыми христианами. Если ваш бизнес-партнёр видит себя в рамках живой, основанной на Библии и живущей Духом церкви, если он имеет определённые отношения с руководителями церкви, тогда я я могу предположить, что ваше сотрудничество станет более плодотворным.

– А если предполагаемый партнёр – приверженец нового религиозного течения (мормон, сайентолог)?

– На такие ситуации я научился смотреть по-разному, и стандартного ответа здесь не видать. Они могут быть праведными людьми с глазах Божиих, будучи неправедными в наших. Много лет назад кто-то мне сказал: «Мы будем удивлены тем, кого мы увидим на небе, и будем ещё более удивлены, кого не увидим, хотя и ожидали». Нам нужно получить от Бога умение правильно различать людей. Можно ли им довериться и наделить их статусом партнёра?

– Маркетинговые стратегии в таких сферах, как сфера развлечений (казино), торговля оружием, алкоголем и табаком, – кажется,  – эксплуатируют человеческое эго и небезопасны для здоровья. «Закрыты» ли они для христиан-инвесторов и христиан-наёмных работников?

– И вновь у меня нет готового решения. Я не говорю: «Нет, они закрыты». В Библии записана история про пророка Даниила,который посредством своей сверхъестесвенной мудрости стал главным среди всех магов и предсказателей судьбы в Вавилоне. Можете себе представить, что это означало для благочестивого израильтянина? В результате Даниил смог изменить государство: сам Навуходоносор приказал поклониться Богу Даниила. Естественно, занятие этого поста не произошло по его воле. Если Бог меня особым образом не призовёт в эти сферы экономики, я не осмелюсь отослать туда своё резюме.

Уже 20-30 лет у нас в Германии идут подобные дискуссии, но только об армии. Должны ли юноши-христиане идти в армию? Моё субъективное суждение таково, что если мы не идём в армию, то она становится средой обитания людей без ценностей. Потому я убеждён, что христиане должны нести воинскую службу, не позволяя армии становиться полукриминальной структурой.

Ричард СвансонРичард Свансон (Richard Swanson) – основатель проекта Project Garden, специализировался на консультировании фирм и производственных предприятий по вопросам конкурентоспособности. Служил в международной христианской организации Campus Crusade for Christ.

– В своё время Вы работали консультантам по экономическим вопросам в Мировом банке иUSAID. Пожалуйста, проконсультируйте украинских бизнесменов: действительно ли основанный на христианских ценностях бизнес конкурентоспособен?

– Да, он действительно конкурентоспособен. Правда, всё зависит от того, что подразумевается под конкуренцией. Если имеется в виду выигрыш любой ценой, даже путём нарушения правил, то христиане на такую игру не согласятся. Тогда почему «христианский» бизнес конкурентоспособный? Потому что именно он способен конструировать «сети доверия», он относится к людям с уважением и достоинством. И люди хотят, чтобы с ними так обращались.

– Вейн Грудем, автор книги «Бизнес для Божьей славы», писал, что основные опоры капитализма – кредит, неравность в доходах и рынок – имеют корни в Библии. Прав ли он?

– Я не знаю, прав ли он. Действительно, неравность  всегда будет сопутствовать нашей жизни. Мне, впрочем, довольно сложно сказать, какая экономическая система более соответствует библейской этике – социализм или капитализм. Мне проще оставить свой комментарий относительно того, что именно право на свободу, в т.ч. свободу выбирать и обмениваться, коренится в библейском тексте. В какой-то степени, любая экономическая система может обеспечивать право на свободу. Чем больше свободы у человека, тем сильнее система.

– Может ли бизнес, основанный христианами, серьёзно повлиять на рост государства?

– Что он может, так это взращивать доверие между людьми путём вовлечения и сотрудничества. Повторюсь, этот вид предпринимательства способен конструировать «сети доверия» как снаружи, так и внутри христианского сообщества. Идея социального капитала (иными словами, сумма доверительных отношений между людьми, сотрудничающих между собой) является важным аспектом экономического развития любого государства.

Второе, что он может, - это развивать связи с международным сообществом, в результате чего перспективные проекты в Украине получат зарубежную поддержку. В-третьих, развитый «христианский» бизнес может трудоустраивать безработных и, таким образом, усиливать экономическую мощь народа.

Беседовал Алексей ГОРДЕЕВ