Хронология книг Евангелия: когда родился и воскрес Христос

12 апреля 2011, 11:15 | События и люди | 6 |   | Код для блога |  | 

Тарас АНТОШЕВСКИЙ

В истории важное место занимают даты. Без них любое событие часто не имеет смысла.

Вполне понятно, что хронология событий, описанных в Евангелиях, начинается именно от рождения Христа. Уже в веках заведено, что летоисчисление в большинстве стран мира ведется с индексом «до или после Рождества Христова». Такая форма записи дат говорит о выдающейся роли христианства в укладе общества. В советские времена эта форма была заменена на "до нашей эры" или "наша эра".

Рождество Христово, Синайская икона ХІІ в.

В VI веке монах Дионисий Малый подсчитал, что Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Современные подсчеты, основанные на детальном изучении текстов Священного Писания и мировой истории, доказывают, что в подсчетах Дионисия была сделана ошибка, и теперь мир "опаздывает" минимум на 4 года.

Как утверждают исследователи, больше позаботились о соблюдении хронологической точности евангелисты Лука и Иоанн. Из их и других книг мы знаем, что Иисус родился перед смертью царя Ирода Великого, которая произошла в 750 г. от основания Рима, т.е. в 4 году до нашей эры. Через некоторое время перед смертью царь в Иерусалиме принимал волхвов, от которых узнал о рождении Мессии-Царя. Боясь за свою власть, он приказал убить всех мальчиков в возрасте до двух лет в окрестностях Вифлеема. Этот возраст является больше возраста Иисуса к тому времени, однако Он имел уже не менее года. Итак, до даты смерти Ирода, то есть апреля 4 г. до н.э., добавляем несколько месяцев со дня переезда Ирода из Иерусалима в Иерихон, где царь умер, а еще — время для прихода волхвов, издание приказа и плюс сорок дней на очистку новорожденных по иудейскому обычаю. И так, по мнению историков, набирается еще около полутора лет от Рождества Иисуса до смерти Ирода, то есть Христос родился примерно в конце 6 года до нашей эры. Есть еще два фактора, которые дополняют эти подсчеты: появление на небе звезды и перепись населения, которая происходила именно во время Рождества.

Второй важной датой в жизни Иисуса Христа было начало Его публичной деятельности. Но перед тем произошло еще одно событие — начало проповеди Иоанна Предтечи.

Об этой дате мы имеем четкое упоминание у евангелиста Луки: "В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи, Ирод — тетрархом Галилеи, ...при первосвященниках Анне и Каиафе, слово Божие было Иоанну, сыну Захарии, в пустыне".

Крещение Христово

Самым полезным здесь является первое упоминание, то есть пятнадцатый год правления императора Тиверия. В средние века историки отсчитали его от смерти предшественника Тиверия императора Августа, то есть от августа 14 г. н. э — таким образом, пятнадцатый год длился от августа 28 г. и до августа 29 г. н.э. Но исследователи не учли, что на Востоке древнее летоисчисление велось немного по-другому, и первый год длился с даты самой смерти — к началу следующего года. Тогда 15-й год правления Тиверия приходится на целый 28 г. Другая особенность, что Август еще при жизни, в 12 г. н. э., назначил Тиверия своим соправителем. А тогда 15-й год приходится на 26 г. н.э. Такая дата менее вероятна.

До конца четко выясняет начало миссии Иоанна Предтечи сам акт крещения Иисуса Христа произошедший вскоре после ее начала. В то время Иисус Христос имел, как говорит Библия, "около тридцати лет". Эта относительная неточность — "около тридцати лет" — свидетельствует, что Христу по тогдашним меркам могло быть и 28, и 34 года.

Проповедь Христова

Еще одна подсказка есть у евангелиста Иоанна. Он указывает, что на время начала миссии Иисуса Христа Иерусалимская святыня уже имела сорок шесть лет с начала ее восстановления Иродом Великим в 20-19 гг до н.э., а значит, это был 27-28 год н.э. Сведя вместе все эти цифры, имеем ориентировочно конец 27 г. как начало проповеди Иоанна Предтечи, а начало 28 г. н.э. — начало миссии Иисуса Христа.

И, наконец, остается выяснить даты смерти, Воскресения и Вознесения в небо Спасителя. Из книг Нового Завета известно, что деятельность Христа длилась не более трех, но не менее двух лет, о чем свидетельствуют упомянутые три публичные Пасхи Христа. Известно также, что Иисус Христос умер в пятницу, в канун Пасхи. Этот праздник по иудейскому календарю является так называемым недвижимым праздником, то есть всегда приходится на 14 или 15 число месяца нисана. По современным подсчетам астрономов, 14 нисана приходилось в пятницу или в субботу в 30 и 33 году нашей эры. Из наших предыдущих подсчетов мы знаем, что Христос родился в конце 6 года до н.э., то есть в 30 г. н.э. Ему было 36 лет, а в 33 г. н.э. — 39 лет. Итак, последний случай совсем не подходит, потому что делает Христа слишком старым (вспомним, что на начало миссии Христа Ему было "около тридцати лет", т.е. не более 34-х). А тогда нам остается как дата смерти и Воскресения 30 г. н.э.

Воскресение Христово!

Следовательно, ориентировочная таблица хронологии книг Евангелия:

  • Конец 6 г. до н.э. — Рождение Иисуса Христа;
  • Конец 27 г. н.э. — Начало проповеди Иоанна Предтечи;
  • Начало 28 г. н.э. — Крещение и начало публичной деятельности Спасителя, на это время Он имел чуть больше 33 лет;
  • Весна 30 г. н.э. — Третья, последняя Пасха Христа, смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа (35,5 лет).

Кажется, все вычислено, но могут возникнуть новые дополнения, и они разрушат эти подсчеты. Даже сейчас еще нет одного четкого определения лет жизни Иисуса Христа, ни хронологии других событий Евангелия. Спаситель не оставил почти никакого следа в современной Ему исторической науке, а очень редкие упоминания о Его жизни в хрониках того времени не слишком четкие. Значительно позже Он стал лицом, о котором знал весь цивилизованный мир. Однако достоверные исторически-хронологические источники из Его жизни были уже потеряны.

Для нас важнейшей является и останется традиция Церкви, и в дальнейшем сохраняющая старое вычисление дат жизни Иисуса Христа, потому что не так важно, воскрес Он на 33-м или на 36 году жизни. Стократ важнее сама цель прихода Христа!

Статья написана на основе книги о. Джузеппе Рициотти "Жизнь Иисуса Христа"

Система Orphus
Рейтинг
0
1
6комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • syn | 26 декабря 2011, 20:21
    Комментировать комментарий

    Не "акт хрещення Ісуса Христа" але "акт хрищення Ісуса Христа" не "хрЕщення" але "хрИщення" НЕ ВІД СЛОВА "хрест" але від слова "христити" -- "занурювати" (грецьк) Вміла гра словами і літерами змінює істину!!! Іван не міг користуватись хрестом, бо був євреєм, а для євреїв хрест є знаком прокляття... Ісус Христос по тілу був теж євреєм і Він був розп'ятий на хресті, тим Він на Себе взяв прокляття людей і знищив на хресті. Римляни тоді всіх "найгірших" знищували на хрестах. Тому вздовж доріг стояли сотні хрестів з розп'ятими на них людьми.

  • Тарасій | 13 апреля 2011, 19:39
    Комментировать комментарий

    :) Отже Вознесіння сталося рівно за 1890 років до народження блаж. Папи Івана Павла ІІ і за 1953 роки до народження автора цієї статті. Приємно! Точно запам'ятаю! :)

  • Лучка Олександр | 13 апреля 2011, 17:22
    Комментировать комментарий

    Олександр Мень у книзі "Син Людський" подає таку ж хронологію. Причому, він уточнює, що розп'яття сталось у п'ятницю 7 квітня 30 року н.е. Відповідно, Воскресіння - 9.04.30. а Вознесіння - 18.05.30.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Эксклюзив

  • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

    Партенит: Храм Девы и Святая гора

    Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

  • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

    Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

    Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

  • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

    Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

    Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

  • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

    Ковчег межнационального единения

    Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

  • 21 июля 2017, 11:56 | Калейдоскоп | view photo | 

    Малинфест-2017: как христиане УЦХВЕ отметили юбилей самого масштабного молодежного съезда в Украине

    Быть искренним в отношениях, верным призванию, мудрым в принятии судьбоносных решений и не бояться поражений – это лишь краткий перечень духовных установок, которые прозвучали для молодежи Украинской Церкви христиан веры евангельской (УЦХВЕ) во время ХХ юбилейного фестиваля Малинфест-2017.

Последние комментарии

  • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 17:16

    Шкода , не здогадалися розлючену корову або бика випустити на таран бусіка і гундяївської шобли .

  • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 16:54

    гундяєвська пропаганда

  • Василий Петров | 20 ноября 2017, 11:24

    Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого, Матфея 5:37. Итак ничто, как сотворённое Богом Отцом не может в себе нести НИКАКОГО двойного, тем более, никакого

  • Василий Петров | 20 ноября 2017, 10:05

    Т.н. христианство, как стремление к поклонению человека человеку есть, не что иное, как самое настоящее РАБОЛЕПИЕ. Но как в этом раболепии также, как и в массонстве тайным смыслом наделены не

  • Василий Петров | 20 ноября 2017, 09:46

    Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол. Матфея 38-39. Итак, дьявол яхве-сатана при помощи т.н. Нового Завета сеющий, как плевелы

Популярные статьи месяца