Памяти Сергея Крымского

6 июля 2010, 16:05 | События и люди | 4 |   | Код для блога |  | 

Кримський_С.1.jpg30 июня 2010 года на 80-м году жизни умер украинский философ с мировым именем, лауреат Национальной премии имени Т. Шевченко, последний украинский софиолог Сергей Борисович Крымский. Автор ряда книг и большого количества статей, Сергей Крымский с 1957 года работал в Институте философии им. Г. Сковороды НАН Украины, где руководил работой не одного десятка аспирантов. В стенах Института 22 июня он отпраздновал 80-летие и сказал слова, растиражированные сотней украинских изданий: «Мы не знаем, кода именно произойдет наша встреча с Богом, однако мы точно знаем, где именно это произойдет: в зоне Милосердия, Сочувствия и Доброты, поскольку лишь проявляя эти черты, мы становимся ближе к Всевышнему».

Своими размышлениями о вкладе Сергея Борисовича Крымского в украинский интеллектуальный мир делится постоянный автор РИСУ Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ.

Существует три важных дела Сергея Крымского, существенно серьезно повлиявшие на умов в Украине.

Первое — это свободная философская мысль, заменявшая марксизм кантианством. Среди старшего поколения украинских философов царило невосприятие сталинского понимания марксизма. По Сталину, социальное бытие обуславливает мышление, условия жизни определяют деятельность и творчество. Прыгнуть выше условий настоящего — невозможно. Ведь личность  это сумма собственных социальных связей, и нельзя опередить свое время, свою сумму связей. У Сергея Крымского вместе с другими корифеями киевской философии советского времени было яркое ощущение свободы творчества и самотворчества. Человек свободно мыслит, покидая тесноту собственных связей. Человек потому и является человеком, что все время становится выше самого себя. Выше социальных условий, экономических базисов, социальных связей. Человек — это существо, существующее как свой проект, творящее себя на грани возможного и даже в героическом преодолении всех границ, за гранью возможного. Культура – это творческий взрыв, преодолевающий настоящее, но позволяющий существовать будущему. Без сегодняшнего творчества и открытости возможна только стагнация и упадок человеческого в человеке. Человек — это деятельность по созданию культуры. Культура — это сверхбиологическое, то есть человеческое в человеке. Человек — это деятельность по созданию человеческого. Быть винтиком государственно-классовой машины — это не по-человечески. А уж если ты человек, то можешь быть и философом, и поэтом, и россиянином, и украинцем.

Второе дело — это апология культуры, апология живых культурных традиций. Созданная творческой деятельностью культура не может быть объектом свободного манипулирования или уничтожения. Культура — это живая ткань социального бытия, необходимая человеку именно в качестве живой, целостной. Все попытки политиков перекроить культуру, сделав аппликацию на тему «строитель коммунизма» или «идеальный гражданин Украины, объединяющий Восток и Запад» —  все это нежизнеспособные результаты манипуляций. Культура создается личностями, и процесс творчества  тайна. Созданная культура только кажется неживой. Она является органичным домом бытия для личностей, и потому необходимо создавать условия для органичного саморазвития культуры, а не манипулировать или смешивать. Лелеять необходимо не только великие традиции, но и малые органичные традиции — например, культурные миры отдельных гениальных личностей.

С_Кримиський1.jpgТретье дело — это киевская идея. Киев — это мир культуры, осознанно созданный как священный космос, священный полис (город, живущий органичной жизнью). Киев — это культурная жизнь города, противостоящая некультурному миру хаоса. Хаос волнами катится к священным стенам Киева и молитва Богородицы в Софии — это единственная защита для культуры. Киев — это пространство культуры, защищающее от хаоса. Культура защищается посредством сакрализации самой себя в образе священного города. Город — женского рода в еврейской и греческой традиции. Церковь — тоже. Город-Церковь-Богородица. Священная защита для пространства культуры. А в этом пространстве культуры есть место для нового творчества. Сложно, практически невозможно начинать все с начала в степи варварства. Начинать культурное творчество возможно и нужно именно внутри города, внутри пространства культуры. Тут можно вступить в диалог, что-то принять, что-то преодолеть и пойти дальше.

Всю жизнь Сергей Крымский боролся за человечность, за пространство существования для человечности, искал способы защиты человечности. Только настоящий человек по-настоящему, всей своей целостностью может быть открыт Богу. Потому не случайным является то, что настоящий украинский философ стал христианином. Если еще христианские богословы смогут оценить своего Сократа, отыскать в его наследии зерна, столь необходимые для хлеба украинского богословия…

Юрий Черноморец

Система Orphus
Рейтинг
0
1
4комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • GeorgeVPinchuk | 12 июля 2010, 23:34
    Комментировать комментарий

    Вічная Пам"ять. Ceргій Борисович був дужe близьким другом моїх батьків і одним з кумирів мого дитинства. Я нe можу судити фахово про його філософський доробок, алe можу засвідчити, що він був прeкрасна людина, добра і вeсeла душа. Хай з правeдними спочиває!

  • chernomorets | 7 июля 2010, 21:38
    Комментировать комментарий

    Шановний драгоман! Аргумент, що я слухав і почув інше – досить дивний. Взагалі я писав про головне, про ядро. Якщо є що інше – пишіть. По суті. Про «кантіанство» Сергія Кримського говорив не лише пан Чорноморець, але і, наприклад, Мирослав Попович, який дружив із Кримським із 1948 року. «Кантіанство» Копніна, Шинкарука, Кримського – широко відомий факт. Так само як і використання екзистенціальних мотивів та термінології. Про спосіб поєднання кантіанства і екзистенціалізму і природність такого поєднання – почитайте Е.Ю.Соловйова. Аргумент про те, що у Кримського не було київської ідеї – дивний ще дужче. Про Київ як духовний Єрусалим та Софію Київську як протистояння світу культурного космосу проти хаосу – не лише були постійні розмови, але і статті, інтерв’ю. Якщо важко в книжках почитати, почитайте одне із остатніх інтерв’ю – на Релігії в Україні. Вивчення матеріальної частини полегшує сприйняття філософських ідей. Коли філософ пише про філософа, він пише про суть, про ядро. А не про те, що чув чи почув. Знання на рівні «я чув», «я почув», «мені здалося» і «інші казали про це, а він не казав» - то для курилок.

  • Komunikator | 6 июля 2010, 20:41
    Комментировать комментарий

    направду глибокий мислитель, а не пустопорожній оратор з академічної лави, яких нам сьогодні не "бракує"

    • Drahoman | 7 июля 2010, 08:26
      Комментировать комментарий

      На мою думку, це суперечливий допис пана Чорноморця, що не має ніякісінького стосунку до сутності доробку Сергія Кримського. Особлвио сумнівні твердження про кантіанство Кримського. Пригадую, ще в 60-ті, коли мені випало з ним познайомитися, він більше цікавився екзистенціалізмом. Зі святістю Києва - це непорозуміння, яке придумав колись Шевчук, не до ладу запозичивши ідею одного львів'янина.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Последние комментарии

  • Стефан | 24 сентября 2018, 21:26

    Мир и порядок в Украине это Поместная Православная Украинская Церковь, освобождение территорий страны от оккупантов, диверсантов и сепаратистов, единство народа в труде, учёбе и отдыхе.

  • Михаил | 24 сентября 2018, 18:59

    С таким самомнением и претензионностью на мировую власть он скоро начнёт предоставлять "автокефалии" на свой вкус и каприз Католической, Англиканской и церквям подряд. Можно только

  • velovs@ukr.net | 24 сентября 2018, 18:53

    "«Після Томосу» Церква отримає значно більше можливостей впливати на життя суспільства і на настрої в суспільстві. Аборти, одностатеві відносини, гендерне виховання, репродуктивні технології,

  • dutchak1 | 24 сентября 2018, 16:52

    а хто нам покаже монахів, які привикли жити по державних законах а не церковних?

  • Ortox | 24 сентября 2018, 16:46

    З якого місця заяви Геча це взяв, знову наснилось?

Популярные статьи месяца