Памяти Сергея Крымского

6 июля 2010, 16:05 | События и люди | 4 |   | Код для блога |  | 

Кримський_С.1.jpg30 июня 2010 года на 80-м году жизни умер украинский философ с мировым именем, лауреат Национальной премии имени Т. Шевченко, последний украинский софиолог Сергей Борисович Крымский. Автор ряда книг и большого количества статей, Сергей Крымский с 1957 года работал в Институте философии им. Г. Сковороды НАН Украины, где руководил работой не одного десятка аспирантов. В стенах Института 22 июня он отпраздновал 80-летие и сказал слова, растиражированные сотней украинских изданий: «Мы не знаем, кода именно произойдет наша встреча с Богом, однако мы точно знаем, где именно это произойдет: в зоне Милосердия, Сочувствия и Доброты, поскольку лишь проявляя эти черты, мы становимся ближе к Всевышнему».

Своими размышлениями о вкладе Сергея Борисовича Крымского в украинский интеллектуальный мир делится постоянный автор РИСУ Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ.

Существует три важных дела Сергея Крымского, существенно серьезно повлиявшие на умов в Украине.

Первое — это свободная философская мысль, заменявшая марксизм кантианством. Среди старшего поколения украинских философов царило невосприятие сталинского понимания марксизма. По Сталину, социальное бытие обуславливает мышление, условия жизни определяют деятельность и творчество. Прыгнуть выше условий настоящего — невозможно. Ведь личность  это сумма собственных социальных связей, и нельзя опередить свое время, свою сумму связей. У Сергея Крымского вместе с другими корифеями киевской философии советского времени было яркое ощущение свободы творчества и самотворчества. Человек свободно мыслит, покидая тесноту собственных связей. Человек потому и является человеком, что все время становится выше самого себя. Выше социальных условий, экономических базисов, социальных связей. Человек — это существо, существующее как свой проект, творящее себя на грани возможного и даже в героическом преодолении всех границ, за гранью возможного. Культура – это творческий взрыв, преодолевающий настоящее, но позволяющий существовать будущему. Без сегодняшнего творчества и открытости возможна только стагнация и упадок человеческого в человеке. Человек — это деятельность по созданию культуры. Культура — это сверхбиологическое, то есть человеческое в человеке. Человек — это деятельность по созданию человеческого. Быть винтиком государственно-классовой машины — это не по-человечески. А уж если ты человек, то можешь быть и философом, и поэтом, и россиянином, и украинцем.

Второе дело — это апология культуры, апология живых культурных традиций. Созданная творческой деятельностью культура не может быть объектом свободного манипулирования или уничтожения. Культура — это живая ткань социального бытия, необходимая человеку именно в качестве живой, целостной. Все попытки политиков перекроить культуру, сделав аппликацию на тему «строитель коммунизма» или «идеальный гражданин Украины, объединяющий Восток и Запад» —  все это нежизнеспособные результаты манипуляций. Культура создается личностями, и процесс творчества  тайна. Созданная культура только кажется неживой. Она является органичным домом бытия для личностей, и потому необходимо создавать условия для органичного саморазвития культуры, а не манипулировать или смешивать. Лелеять необходимо не только великие традиции, но и малые органичные традиции — например, культурные миры отдельных гениальных личностей.

С_Кримиський1.jpgТретье дело — это киевская идея. Киев — это мир культуры, осознанно созданный как священный космос, священный полис (город, живущий органичной жизнью). Киев — это культурная жизнь города, противостоящая некультурному миру хаоса. Хаос волнами катится к священным стенам Киева и молитва Богородицы в Софии — это единственная защита для культуры. Киев — это пространство культуры, защищающее от хаоса. Культура защищается посредством сакрализации самой себя в образе священного города. Город — женского рода в еврейской и греческой традиции. Церковь — тоже. Город-Церковь-Богородица. Священная защита для пространства культуры. А в этом пространстве культуры есть место для нового творчества. Сложно, практически невозможно начинать все с начала в степи варварства. Начинать культурное творчество возможно и нужно именно внутри города, внутри пространства культуры. Тут можно вступить в диалог, что-то принять, что-то преодолеть и пойти дальше.

Всю жизнь Сергей Крымский боролся за человечность, за пространство существования для человечности, искал способы защиты человечности. Только настоящий человек по-настоящему, всей своей целостностью может быть открыт Богу. Потому не случайным является то, что настоящий украинский философ стал христианином. Если еще христианские богословы смогут оценить своего Сократа, отыскать в его наследии зерна, столь необходимые для хлеба украинского богословия…

Юрий Черноморец

Система Orphus
Рейтинг
0
1
4комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • GeorgeVPinchuk | 12 июля 2010, 23:34
    Комментировать комментарий

    Вічная Пам"ять. Ceргій Борисович був дужe близьким другом моїх батьків і одним з кумирів мого дитинства. Я нe можу судити фахово про його філософський доробок, алe можу засвідчити, що він був прeкрасна людина, добра і вeсeла душа. Хай з правeдними спочиває!

  • chernomorets | 7 июля 2010, 21:38
    Комментировать комментарий

    Шановний драгоман! Аргумент, що я слухав і почув інше – досить дивний. Взагалі я писав про головне, про ядро. Якщо є що інше – пишіть. По суті. Про «кантіанство» Сергія Кримського говорив не лише пан Чорноморець, але і, наприклад, Мирослав Попович, який дружив із Кримським із 1948 року. «Кантіанство» Копніна, Шинкарука, Кримського – широко відомий факт. Так само як і використання екзистенціальних мотивів та термінології. Про спосіб поєднання кантіанства і екзистенціалізму і природність такого поєднання – почитайте Е.Ю.Соловйова. Аргумент про те, що у Кримського не було київської ідеї – дивний ще дужче. Про Київ як духовний Єрусалим та Софію Київську як протистояння світу культурного космосу проти хаосу – не лише були постійні розмови, але і статті, інтерв’ю. Якщо важко в книжках почитати, почитайте одне із остатніх інтерв’ю – на Релігії в Україні. Вивчення матеріальної частини полегшує сприйняття філософських ідей. Коли філософ пише про філософа, він пише про суть, про ядро. А не про те, що чув чи почув. Знання на рівні «я чув», «я почув», «мені здалося» і «інші казали про це, а він не казав» - то для курилок.

  • Komunikator | 6 июля 2010, 20:41
    Комментировать комментарий

    направду глибокий мислитель, а не пустопорожній оратор з академічної лави, яких нам сьогодні не "бракує"

    • Drahoman | 7 июля 2010, 08:26
      Комментировать комментарий

      На мою думку, це суперечливий допис пана Чорноморця, що не має ніякісінького стосунку до сутності доробку Сергія Кримського. Особлвио сумнівні твердження про кантіанство Кримського. Пригадую, ще в 60-ті, коли мені випало з ним познайомитися, він більше цікавився екзистенціалізмом. Зі святістю Києва - це непорозуміння, яке придумав колись Шевчук, не до ладу запозичивши ідею одного львів'янина.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Эксклюзив

  • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

    Партенит: Храм Девы и Святая гора

    Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

  • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

    Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

    Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

  • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

    Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

    Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

  • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

    Ковчег межнационального единения

    Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

  • 21 июля 2017, 11:56 | Калейдоскоп | view photo | 

    Малинфест-2017: как христиане УЦХВЕ отметили юбилей самого масштабного молодежного съезда в Украине

    Быть искренним в отношениях, верным призванию, мудрым в принятии судьбоносных решений и не бояться поражений – это лишь краткий перечень духовных установок, которые прозвучали для молодежи Украинской Церкви христиан веры евангельской (УЦХВЕ) во время ХХ юбилейного фестиваля Малинфест-2017.

Последние комментарии

  • velovs@ukr.net | 21 ноября 2017, 18:22

    То були, як кажуть, суто земні (видимі) події... А от, з іншого - і саме ДУХОВНОГО (невидимого) - виміру теж дещо ясно і логічно відчуваємо. Й, зокрема, що впродовж, в усякому разі, 13 останніх років

  • velovs@ukr.net | 21 ноября 2017, 18:01

    Якщо добродійні справи чиняться НЕ з ЧИСТИМ і ЩИРИМ серцем, а, скажімо, з прихованими намірами отримати від них якийсь певний зиск і "прибуток" (приміром, у такий спосіб

  • enzian | 21 ноября 2017, 17:37

    Був храм - тепер буде барліг диявола.

  • Марія Гунчак | 21 ноября 2017, 15:25

    Ну хоч прикінці світу Патріарше роздай своє багатство хворим,кульгавим,сиротам і вдовам в цьому побачиш хоч якесь спасіння,хоть щось побожому зроби.

  • dutchak1 | 21 ноября 2017, 14:59

    трачиння в нього в голові ще й спарував його Бог з таким же як і він

Популярные статьи месяца