Блог о. Богдана Огульчанского_image

Блог о. Богдана Огульчанского

БОГООБЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНА ПАНДЕМИИ: духовные основания и медицинские аспекты – о формах участия в богослужении.

12.03.2020, 21:24

В течение нескольких последних дней, в информационном пространстве появилось немало обращений к верующим и дискуссий на тему – как вести себя в храмах и на богослужении в новой, неординарной ситуации пандемии. Ведь христиане всех конфессий не сталкивались с подобным где-то, наверное, около столетия. Есть много официальных Обращений, от архипастырей Поместных Церквей, а также текстов от авторитетных и популярных авторов – богословов и публицистов. Как их воспринимать?

В течение нескольких последних дней, в информационном пространстве появилось немало обращений к верующим и дискуссий на тему – как вести себя в храмах и на богослужении в новой, неординарной ситуации пандемии. Ведь христиане всех конфессий не сталкивались с подобным где-то, наверное, около столетия. Есть много официальных Обращений, от архипастырей Поместных Церквей, а также текстов от авторитетных и популярных авторов – богословов и публицистов. Как их воспринимать?

Никоим образом не претендую на оригинальную ценность высказываемой здесь позиции (относительно авторитетных, мудрых и взвешенных позиций, имеющихся в настоящее время). В то же время, в большинстве текстов и суждений, комментариев, которые мне попадались на глаза, мне немного не хватает важного: приоритета взгляда на ситуацию «глазами веры».

Главный вопрос, ставший преткновением для многих православных — является ли в  ситуации пандемии, происходящей от чрезвычайно заразного короновируса, правильным тот способ причащения, который повсеместно практикуется в Православной Церкви, а именно -  причащением из евхаристической Чаши одной евхаристической ложкой (лжицей)? Другой, не менее важный вопрос: не является ли опасным для верующего участие в Службе Божьей (Литургии), т.е. в евхаристическом собрании многочисленной церковной общины, если среди участников (несколько десятков или более человек) могут быть люди, способные распространять вирус? При том, что молитвенное собрание может происходить в таком помещении, в котором вирус будет передаваться очень легко? Но, на мой взгляд, эти вопросы все же являются производными от ГЛАВНОГО вопроса: чем для нас является богообщение?

Изложу здесь суждения, сложившиеся в результате моего религиозного (субъективного) опыта, более 30 лет постоянной литургической жизни и 25 лет священства.

Прежде всего: наш приход в храм для участия в богослужении – это прибытие в Дом Отца. Именно ради любви Отца, благодатного Дара от Сына и общения во Святом Духе - мы, соучастники Вечери, становимся здесь, в храме, в совместной Благодарственной молитве, новым народом Божиим.

Полнота участия в Божественной Трапезе достигается через богообщение, койнонию – святое Причастие, единение с Богочеловеком, Архиереем и Спасителем является даром, выражением наибольшей благодарности (благодарением), плодом этого общения. При том это благодарение переживается как наше общее, от всего нашего братско-сестринского сообщества ( «Отче НАШ», а не «Отче мой»).

Это - для меня альфа и омега. Это основа моих религиозных переживаний в Литургии. Об этом можно еще говорить очень много, хотя эти переживания сокровенные, интимные, и потребность в сохранении сокровенного (во «внутренний клети», ταμειον, Мф 6: 6) не стимулирует быть здесь чересчур откровенным. Скажу лишь, что каждая Литургия - неповторимая и новая …

Внешняя, обрядовая форма богослужения является производной от этой основы, хотя нельзя считать ее совсем второстепенной.

Мой эмпирический опыт переживания Литургии включает осознание собственной малости перед незаслуженной милостью Божьей. Вот такие детали. Так сложилось, что священнику – если он единственный или сильно необходим в воскресный день на приходе – болеть в воскресенье гриппом, простудой, ОРЗ не приходится. Поэтому и стараемся не болеть). Все же, за все годы служения было несколько раз так, что приходилось ехать на службу или с недомоганием, или даже с температурой. Но - было яркое переживание Божьей поддержки и облегчения после службы - так что болезненное состояние «как рукой снимало».

Это не только мой собственный опыт, но и неоднократные свидетельства многих людей, которых мне, как больничном священнику, приходилось причащать. Я принимаю, что этот опыт субъективный (может действовать и самонастрой, самовнушение верующего человека). Но - если мы принимаем этот опыт «глазами веры», мы доверяем Богу и уверены в Его (незаслуженной нами!) милости.

Заметим, я прекрасно понимаю, что причащение - не замена необходимого больному лечения. В частности, для больных хроническими болезнями. В больном организме происходят физиологические процессы, которые являются следствием объективных, неумолимых биологических, биохимических законов. Именно знание этих законов медиками помогает больному, благодаря применению препаратов и апробированных методов. Но тело связано с душой, и душа до определенной степени может на тело влиять. А поскольку Господь является Богом и Человеком, то мы соединяемся с Ним в св. Причастии душой и телом. И это дает плоды - по вере нашей, конечно.

Итак: основой нашего участия в Литургии является: осознание пребывания в Доме Отца как чад (детей) Божьих и Единение с Отцом через Сына в Св. Духе. Именно такая основа позволяет правильно относиться к внешней стороне - как следует участвовать в богослужении во времена пандемии.

 

РАЦИОНАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА.

 С одной стороны, думаю так. Провидение часто бережет верных там, где, с рациональной точки зрения, несовершенное соблюдение санитарных норм может принести вред. Больничному священнику приходится причащать (запасными Дарами, не на службе) и больных, находящихся в инфекционных боксах, и больных туберкулезом (это из личного опыта). Кроме того, я за всю свою жизнь не слышал ни разу, чтобы кто-то пожаловался: был в храме и от кого-то заразился - это и в отношении детей, и в отношении взрослых. Хотя это вовсе не означает, что такое невозможно …

Но , с другой стороны, Церковь (в частности, Американская диоцезия Конст. Патриархата) предостерегает: сейчас надо быть особенно внимательным, особенно к «уязвимым» (vulnerable).

https://www.goarch.org/-/2020-03-06-covid-19-news-release?fbclid=IwAR11j_QoMT1aCTv_xJ_xwo5PisCnsOk5wMnTPCAq9uSFC0zds0I-GwXelx4

Священники знают, что даже в обычные дни к Чаше, бывает, подходят люди, которые практикуют Причастие изредка - и у них может быть боязнь, что их причащают той же ложечкой, что и всех (в том числе, перед ними причащали и людей, не очень опрятных и чистых внешне). Они, например, определенным образом берут губами частицу св. Тела, чтобы не касаться лжицы. Священник должен суметь их успокоить и подбодрить.

Тем более, думаю, разумным будет успокоить всех причастников, если (не дай, Господи, конечно, но и у нас это вскоре вполне может быть, из-за неизбежных естественных законов), короновирусная инфекция войдет здесь, в Украине, в силу.

Итак, избегая нецелесообразного и недушеполезного, как я считаю, размышления о том, в каком месте службы может «выпрыгнуть» коронавирус, следует обезопасить от критики и непонимания и со стороны «уязвимых в вере», и со стороны санитарных служб. Или, как говорит апостол, «чтобы не дать повода ищущим повода» (2 Кор., 11:12).

Для этого: приход может обеспечить себя набором обычных (эстетичных) ложечек, например, из нержавейки. Священник их должен освятить, как часть евхаристической посуды. Причащают каждого из чистой ложечки, например, 5 или 10 человек (по количеству ложек), а затем всех их омывают в кипятке и спиртовом растворе (в котором коронавирус сразу погибает). В таком случае - и согласно медицинской логике - через Чашу ничего инфекционного не передается.

Такая форма, на мой взгляд, более эстетична, чем использование одноразовых ложечек, которые (в продаже они есть только из пластика) надо будет каждый раз сжигать. Впрочем, и использование одноразовой посуды - не противоречит по сути тому содержанию, которое нам дает Литургия.

Является ли участие в службе с такой формой причащения гарантией защиты от заражения? Увы, нет. В интернет-сети  есть примеры , когда коронавирус передавался через несколько метров от одного человека к другому. То есть, непосредственный контакт причащающего и причастника - может привести к заражению одного от другого. Но здесь - мирянин должен спросить себя: что мне важнее - быть сегодня с Господом, или пока воздержаться от богослужения по санитарным причинам? Ответ может быть и такой, и этакий, и не надо осуждать человека, если он воздержится от участия в богослужении. А, с другой стороны — я считаю, что священник имеет духовный, нравственный императив-обязательство: предоставить св. Причастие тому, кто в нем нуждается. По канонам - если надо срочно причастить больного - можно даже останавливать ход Литургии... Поэтому - священник не может отменить Трапезу Любви - даже если некоторые, или большинство, членов общины присутствуют на ней виртуально.

Насколько я слышал из недавних рассказов - в Италии на православном приходе практиковали такое. Люди стоят возле храма на улице, на безопасном (в идеале) расстоянии друг от друга, возможно, и в масках. Богослужение транслируется на улицу, а в храме никого, кроме священников и прислуживающих - такие требования санитарной службы, чтобы не собираться в помещении. В храм заходят во время службы по одному, для исповеди, и выходят. На Причастие - тоже заходят по одному. Это, считаю, определенная форма, которая может обезопасить. Но, конечно, не на 100%.

В конце хочу обратиться к боговдохновенным и, считаю, в определенной степени пророческим для нас, словам святого апостола (Первое послание к Коринфянам). Он предостерегает, что и принадлежность к «народу Божьему», и принятие св. Причастия - это вовсе не гарантия от падения. Даже наоборот - недостойные могут пострадать. А, поскольку все (или почти все, «от них же первый есмь аз») недостойны - каждое участие в Святой Трапезе - это испытание. «Со страхом Божиим, верою и любовью - приступите» …

 Обратите особое внимание на стихи 5- 6, 12-13. Очень актуально!

 1 Коринфянам 10: 1-13

¹ Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

² и все крестились в Моисея в облаке и в море, ³ и все ели одну и ту же духовную пищу; ⁴ и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ⁵ Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. ⁶ А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

... ⁹ Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. ¹⁰ Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. ¹¹ Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. ¹² Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть. ¹³ Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

 А также:

 1 Коринфянам 11: 22-33. Особенно 29-30 и 33.

Тут «ждите» - можно понимать как «принимайте с любовью!».

 

²³ Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

²⁴ и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

²⁵ Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. ²⁶ Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

²⁷ Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. ²⁸ Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. ²⁹ Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. ³⁰ Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

³¹ Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. ³² Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. ³³ Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

 

Последние новости

Вчера
17 апреля