Блог Константина Тетерятникова_image

Блог Константина Тетерятникова

Многодетный отец, пастор домашней церкви, христианин с маленькой буквы.

МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ В УКРАИНЕ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ИНИЦИАТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ

15.05.2016, 13:39

Аналитическая статья о состоянии молодежного служения в евангельско-протестантских церквах Украины. В статье описываются нынешние вызовы, тенденции и возможности в сфере молодежного служения евангельских церквей Украины, с целью показать не только нынешнюю ситуацию, но и побудить к действию церкви и христианские организации в более целенаправленной работе с молодежью.

Молодежное служение  всегда было вызовом для евангельских протестантов Украины. Если дети в церкви всегда были естественной аудиторией общины, то наличие молодежи говорило о том, что церковь смогла найти общий язык с подрастающим поколением, которое не всегда уживалось с привычками старших. В постсоветских церквах, молодежь являлась категорией меньшинства. С одной стороны, это связано с тем, что дети в церковь приходили благодаря бабушкам и дедушкам, а не только благодаря родителям. И не у всех детей, приходящих на Воскресную школу при церкви были верующими родители, достаточно было того, что верили их бабушки. Соответственно, в подростковом возрасте не все дети избирали христианство и веру в Бога по протестантски, как систему координат своей жизни. И это часто приводило к тому, что при большой воскресной школе при церкви, молодежное служение было не многочисленным. Там же где было много молодежи, это говорило о двух вещах, о том, что в церкви нашли общий язык с подростками, или же так получилось, что молодежь верующих родителей сгруппировалась.

С началом девяностых, в евангельско-баптистских церквах начали уделять больше внимания молодежи и для этого пресвитерами церквей назначались руководители молодежного служения. И вот здесь-то и начиналось самое интересное. Не все, кто был лояльным руководству церкви, был популярен среди молодежи. Лидерство в этой сфере было самобытным, а необходимого института подготовки лидеров еще не существовало. Что в итоге приводило к тому, что церкви часто теряли молодежь, которая уходила в более прогрессивные общины, организованные в начале девяностых. А христианские миссии, которые привозили западные модели молодежного служения, не всегда получалось интегрировать в консервативные постсоветские церкви, не отошедшие от ощущения подозрительности, замкнутости и закрытости. Молодежное служение в церкви в соответствии с западными моделями, было не выгодно и даже опасно, но тем не менее, оно пыталось конкурировать с воскресным богослужением в церкви, становясь для молодежи, альтернативным форматом для собраний. Почему так? Молодые люди, как никто другие, ощущали неадекватность богослужения родом из Советского Союза, которое было не интересным, монотонным и скучным, и соответственно хотела перемен. Проблема же заключалась в том, что возраст молодежи в церкви всегда короток, поэтому существенные перемены в молодежном служении так и не произошли. Молодые люди не борются со старой практикой молодежных собраний, поэтому в большинстве своем они оставались на вооружении большинства традиционных евангельско-протестантских церквей. Молодым людям своейственно быстро преодолевать четырехгодичный рубеж этого возрастного периода, с целью окунуться во взрослый мир, поэтому чаще всего модель молодежных собраний оставалась неизменной долгое время.

Одна из главных проблем молодежного служения в том, что оно является волнообразным. В церкви выросла большая группа подростков и они влились в молодежное служение, но через три-четыре года, молодежное служение опять оскудеет, потому что молодые люди уезжают, женятся, выходят замуж, становятся взрослыми наконец и молодежное служение, ждет, когда в него придет следующая группа подростков. Это если молодежное служение не имеет четкой программы благовестия, с целью достижения молодых людей из мирского окружения.

Проблема молодежного служения также и в том, что молодежный актив церкви, стараясь евангелизировать себе подобным, как никто другой ощущают, насколько устарела их церковь, которая не привлекательна для молодого человека ни формой богослужения, ни музыкальным репертуаром, ни качеством проповеди. Молодежные клубы или служения, пытаясь решить эту проблему, становятся альтернативой самой церкви, а это приводит к тому, что или от самой церкви отсоединяется молодежная община, или же молодежь не вовлекается в церковь и в лучшем случае расходится по другим церквам.

В то же время, современные церкви, организованные за последние два десятилетия, осознают важность молодежной работы. Так в Киевском филиале церкви «Хиллсонг» молодежи уделяется большое значение. Сама церковь насчитывающая около трех тысяч и считающаяся одной из «мегацерквей» Киева проводит отдельные собрания для подростков и молодежи. Эти собрания достаточно многочисленны. Зал как для подростков, так и для молодежи легко заполняются пятью сотнями людей. Программа, сориентированная на современного молодого человека имеет не только прославление, но и молодежную проповедь. Молодежь на своих собраниях активно участвует в сценках, постановках, имеет возможность свидетельствовать о «делах Божьих» на прошедшей неделе. Практически вся молодежь разделена на малые домашние группы по районам Киева, кому, где удобно собираться. Почему же церкви «Хиллсонг» удается собрать столько молодежи на своих собраниях, а других церквам нет? Это связано с тем, что форма молодежного собрания практически идентична с основным собранием, а отличается только контент, сориентированный на возраст. Поэтому, если молодежь не придет на утреннее собрание, она может спокойно придти на вечернее, не почувствовав «сакральной» разницы.

Проблема молодежных собраний в «Хиллсонге» в том, что они практически не воспроизводимы в других общинах. Собрания заточены на конкретную церковь и данная модель имеет свои определенные границы. Молодежи «Хиллсонга» не удалось, хотя может они и не пытались, стать национальным молодежным движением или церковью. Ощущение, что церковь скопирована по-сиднеевскому образцу видно невооруженным глазом, особенно после ухода пасторов Евгения и Веры Касевичей в первой половине 2014 года.

Вызовы

Христианские лидеры, отвечая на вопросы исследовательского проекта Ассоциации «Духовное возрождение», склонны утверждать, что наибольшими вызовами для молодежного служения в Украине на сегодняшний день являются нежелание молодежи посвятить себя Христу и служению, а также поиск самоопределения в жизни. Эти вызовы имеют две составляющие: с одной стороны, неправильный с точки зрения церкви выбор, с другой стороны, непростой процесс самоопределения с поиском себя и смысла жизни. Это в свою очередь приводит в итоге к тому, что молодые люди уходят из церкви или же становятся пассивными прихожанами. Молодежь в поисках лучшей жизни, работы и своего жизненного призвания, чаще всего не научена искать ответы на эти вопросы в церкви и с помощью духовных наставников.

Еще одна теневая сторона этого вопроса, это непонимание пасторами того, что молодые люди, которые покидают их церкви из-за переезда на место учебы  – это потенциальные миссионеры, которые в учебных заведениях, где они учатся, могут нести Евангелие среди студентов. Сетовать не стоит из-за того, что твой труд не виден только потому, что сотня людей, в которых ты вложил все свои духовные силы на протяжении последних двух-трех лет, переехали в другой город и их нет теперь в твоей общине. И теперь нужно начинать сначала.

Молодежное служение также сталкиваются с проблемой распространяющегося бренда материализма и комфортной жизни. Это внутренняя сторона вопроса, о котором стараются не говорить. Претензии на высокий уровень жизни, подогреваемый в обществе через СМИ, заставляет молодых христиан задуматься о том, как повысить свой уровень жизни и жить богато?

Тенденции

С 2009 по 2011 гг. международная организация «Духовное возрождение», совместно с активном молодежи Киева инициировали молодежное движение «Discovery», которое мобилизовало баптистскую молодежь столицы, собирая ежемесячно на своих мероприятиях пятьсот человек и больше, при этом имея амбиции к всеукраинскому формату. Но четвертый сезон данного движения не состоялся и после продолжительного перерыва, баптистская молодежь Киева и Украины предложила новый формат служения – движение молодых лидеров «Призванные Христом» (на украинском – «Покликані Христом»). 1100 молодых лидеров, легко собранные в Киеве со всей Украины, показывает что баптистское братство все же взялось за молодежное служение и ставит своим приоритетом развитие молодежи в своих церквах.

Среди успешных трендов молодежной работы в Украине можно отметить три основных направления: лагерное служение, выраженное в платформе для летних лагерей Empower, которое в Украине провело уже вторую конференцию, а в этом году и в Молдове и Беларуси, спорт, выраженный в движении «Время жить» и школа жизни, успешно действующая в Украине под брендом «Real school». Это три выхода для церкви, когда они могут на данных площадках делать большую работу, таким образом отображая суть концепции Missio Dei, подразумевающей, что Бог делает свою работу сегодня через социальную помощь, личностный рост, проектную деятельность, спортивные инициативы.

Инициативы и возможности

Самые яркие возможности молодежного служения для церквей Украины открываются в следующих основных направлениях.

Во-первых, это неформальное обучение лидеров через краткосрочные семинары и тренинги на актуальные темы имеющие стратегический характер. Все говорят о неформальном обучении лидеров, как о ключевом формате гибкого и мотивационного обучения с базовыми предметами, сфокусированными на практическую миссиологию, социальный евангелизм и миссию в профессии.

Во-вторых, это наставничество и воспитание следующего поколения лидеров, которые смогут перехватить эстафету служения у стареющих лидеров.

В-третьих, молодежное служение вышло на необходимость в богословии труда и понимания миссии в профессии. Для того, чтобы это произошло, пасторы нуждаются в переформатировании понимания миссии и открытия для себя нового взгляда на профессию – как на миссию.

В-четвертых, социально-спортивные инициативы в молодежном служении могут быть вознаграждены тем, что через эту дверь, церковь может войти в общество, для того чтобы преобразовывать его.

Константин Тетерятников

Последние новости

Вчера
26 марта
25 марта