Что такое «баптизм без кавычек»?

25 марта 2012, 15:10 | Блоги | Блог Михаила Черенкова | 4 |   | Код для блога |  | 

Комментарий к названию моей книги

(«Баптизм без кавычек». – Черкассы: Коллоквиум, 2012)

Обычно в кавычки помещается то, выпадает из общего ряда; что не совсем совпадает с общепринятым значением или традицией понимания; о чем можно сказать «как бы», «в каком-то смысле», «так называемый».

Постсоветские баптисты и сами задаются вопросами, насколько их самоназвание соответствует историческому пути и актуальному самопониманию. Как оказывается, им не совсем по пути с баптистами западными, некоторым из них гораздо ближе традиция анабаптистов или православных сект. Многие хотят именоваться «просто» «евангельскими христианами», а отдельные пасторы предпочитают даже «просто христианство». Все эти переименования свидетельствуют о том, что «баптизм» не связывается с историко-культурным и богословски-конфессиональным планами (конфессиональной историей и богословием западных баптистов, а тем более их предшественников-реформаторов). Название отсылает к истории не европейской, а евангельской – к темам крещения, сознательной веры, спасения по Благодати.

В ситуации, когда имя выбиралось не по точному соответствию, а по приблизительной схожести, кавычки становятся неизбежными. Кавычки отражают удвоение, усложнение исторического кода традиции, нетождественность и специфичность внутри титульной, одноименной конфессии.

За спорами об имени стоит простая жизненная ситуация: я еще не знаю, не осмыслил себя, поэтому соотношусь с тем, что наиболее близко и понятно в данных условиях. Так баптисты - часть западного протестантизма, известная своим консерватизмом в богословии и активностью в миссионерстве, - оказались наиболее близкими для тех, кто искал простой евангельской веры вне казенного православия.

Название баптисты, которое уже в советское время станет упрощающе-объединяющим для большинства евангельских групп в протестантизме, изначально было приблизительным, «почти как баптисты», «как бы баптисты», «скорее баптисты».

Сегодня идентичность религиозных групп поддается небывалому испытанию – большинство из них вовсе не нужны постсекулярному обществу, да и сами ощущают внутренний разрыв с историей, в том числе собственной. Баптисты, ставшие частью прошлого как борцы за свободу совести, нонконформисты, активные миссионеры, строгие моралисты, почти фундаменталисты в богословии, сторонники общинного демократизма и проч., могут остаться без будущего. Потому что надвигающееся будущее требует идентичности актуальной, обновленной; требует точности в именовании, никак не приблизительности; требует постоянного раскавычивания в совершенно новых ситуациях, вопрошания и переосмысления.

Без кавычек баптизм остается наедине с открытым миром, где нет знакомых ситуаций – ни Реформации XVI в, ни баптистского движения XVII в., ни евангельского пробуждения XIX в., ни церковной субкультуры века XX. Без кавычек приходится отвечать на вопрос о себе, свой идентичности радикально честным и прямым образом – без долгих исторических экскурсов и политкорректных оправданий. Тогда получается, что заученное и закавыченное до сих пор имя - «не совсем то». Возможно, его заимствование было оправданным, но теперь это имя «скорее чужое» («как бы чужое», а не «как бы свое»), за ним чужая история, чужое богословие, чужая культура.

Баптизм без кавычек оказывается под вопросом, как и постсоветский евангельский протестантизм в целом. Называться по аналогии с западными течениями без ответственного продумывания такого выбора – исторически конъюнктурное решение. Сегодня очевидна нужда в додумывании принятых ранее решений. С одной стороны, нужно вернуться к азам «просто христианства»; с другой стороны, понять свою специфичность в нем. В этом смысле раскавычивание означает возвращение в большую традицию в качестве ее части. Отечественный баптизм, как часть этой истории, возник на стыке разных традиций и его имя весьма условно. В свою очередь из баптизма выросли и продолжают отпочковываться новые течения и группы с отличными именами. Так что та отечественная традиция, которая сегодня именуется баптизмом, перерастает свое имя, выходит за отведенные им пределы. Возможно, ответы на вопросы о своей идентичности открываются именно за пределами кавычек, когда снимается болезненная сосредоточенность на себе, и баптизм понимается как часть большой традиции, которая продолжается через него. Только без кавычек можно стать частью – с благодарностью к истории и с ответственностью за будущее.

Система Orphus
Рейтинг
0
1
4комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • adventes85 | 23 января 2013, 18:45
    Комментировать комментарий

    Может мой пост покажется злым, но все таки.Начал читать книгу в голове крутится анекдот со следующий сождержанием Как-то теплым, летним утром шел мужик (1) по мосту и увидел другого мужика (2), стоящего на перилах и явно намеревающегося прыгнуть вниз. 1 – Остановись! Не делай этого! 2 – Почему? 1 – В жизни столько прекрасного ради чего стоит жить. 2 – Например? 1(задумавшись) – Ты вот верующий или атеист? 2 – Верующий. 1 – Я тоже. А ты христианин или еврей? 2 – Христианин 1 – Я тоже. А ты католик или протестант? 2 – Протестант. 1 – Я тоже. А ты приверженец епископальной церкви или баптист? 2 – Баптист. 1 – Ну и ну!!! Я тоже. А ты баптист церкви Бога нашего или баптист церкви Христовой? 2 – Баптист церкви Бога нашего. 1 – Я тоже. А ты баптист ортодоксальной церкви Бога нашего или реформированной? 2 – Реформированной. 1 – Ну просто невероятно! Я тоже. А ты баптист реформированной церкви Бога нашего 1879 года или баптист реформированной церкви Бога нашего 1915 года? 2 – 1915 года. 1 – Ух мерзкий еретик!!!! – сказал первый мужик и столкнул второго вниз....И если писать рецензию данный анекдот надо писать как эпиграф.Беспорно в книге есть хорошие моменты, описание русского мира например.Но вот претензия на то что автор говорит от имени вс его протестантизма, которая есть в книге помойму сильно преувеличена.А если взять вот эту рецензирю, то и у "братьев баптистов" тоже есть притензии: http://www.word4you.ru/publications/15051/.При всем моем несомненом уважении к автору этого труда непонятно кого он причесляет к"евангильскому христианству", так же непонятна, с одной стороны призыв к простоте, а с другой стороны апеляция к традиции, и "общехристианскому наследию" которое по определению протым не было.Остальные коменнтарии буду оставлять по ходу чтения книги.

  • chernomorets | 25 марта 2012, 17:01
    Комментировать комментарий

    И не написал самого главного! Книгу можно купить тут: http://polka.com.ua/product/16936-Baptizm_bez_kavychek/

    • chernomorets | 25 марта 2012, 17:01
      Комментировать комментарий

      И тут: http://arhe.com.ua/product/1833/

    • cherenkoff | 25 марта 2012, 17:55
      Комментировать комментарий

      Юрий, спасибо, что ты не спишь и не дремлешь:) Спасибо тебе за помощь в продвижении книги к читателям. Спасибо также АРХЕ и Книжной Полке. И Коллоквиуму, конечно же....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти