О МУЖЕСТВЕ ОБЪЕДИНЯТЬ

9 сентября 2019, 15:18 | Блоги | Блог о. Богдана Огульчанского | 0 |   | Код для блога |  | 

(впечатления от посещения ежегодной богословской конференции, которую организует христианская община в Бозе, Италия).

 

Ежегодно в сентябре уютный и достаточно удаленный от шума цивилизации монастырь, находящийся чуть севернее пути между Миланом и Турином, оживляется от многоязычного шума гостей, прибывающих на богословскую конференцию, посвященную православной духовности. В этом году 27-я конференция называлась "CALLED TO LIFE IN CHRIST" ( "Призванные к жизни во Христе»). Как можно понять из названия, речь шла о самом призвании от Господа, о различных видах призваний и о наших ответах на него.

Все же хотел бы больше сказать не о содержании конференции, но о тех усилиях, которые предпринимаются для ее проведения в духе взаимопонимания и христианской любви.

Основатель Бозе-сообщества Энцо Бьянки, для которого родиной является Италия, а собственной религией – католицизм, с самого начала существования сообщества (с 1965 г.) Видел ее как открытую ко всем христианам. И со временем – чем более открытыми и гостеприимными становились хозяева в Бозе – тем больше это привлекало различных посетителей из разных стран. С 90-х годов братство Бозе сосредоточило свое внимание на становлении тесных связей с христианским Востоком, прежде всего с православными. Поэтому большое внимание в конференциях, традиционно проходящих в начале сентября, уделяют именно восточнохристианской традиции – православной, но также, что немаловажно – армянской и коптской. При этом свидетельства участников-коптов чрезвычайно ценны, ведь для коптов быть христианином в иноверной среде часто связано с угрозой страданий и смерти. Тем не менее, коптские участники вдохновенно свидетельствуют о богатстве христианской жизни в своих общинах, их монастыри многолюдные, а храмы заполнены во время молитвы, и активные прихожане – это молодежь.

Что касается презентации собственно православного мира на конференциях в Бозе, то и здесь хозяева умеют помочь свидетельствовать о различных опытах Православной Церкви – очень интересно представляют опыт своих поместных Церквей и архимандриты монастырей (Афон, Сербия, Румыния) и богословы из Церквей Константинопольской, Американской, Парижской школы и другие из разных стран.

Обратим внимание на важный момент. Многие из докладчиков представляли Церкви, между которыми не все просто в отношениях – прежде всего видим противостояние между Константинополем, который поддерживает значительная часть греческого мира и Москвой. Это соревнование началось не вчера, но явным стало через борьбу за Украину в том году. Даже это привело к тому, что впервые в 2018 г. некоторые православные участники не стали участвовать в православной Литургии, которую по праву чести всегда возглавляет представитель Константинополя. Поэтому в этом году во избежание недоразумений была произведена не Литургия, а торжественная праздничная вечерня, посвященная торжеству Пятидесятницы.

А теперь – собственно мои размышления. О мужестве объединять.

Исторически сложилось так, что большая часть христианских конфессий видят себя со своим вероисповеданием как бы на собственном холме или горном пике. Этот пик отчетливо возвышается (как кажется адептам) над другими пиками над общехристианской панорамой. Пик возведён, как кажется сторонникам, усилиями своих подвижников веры, богословов и святых предыдущих веков, которых проводники и спикеры, считающие свою конфессию самой достойной, зачисляют в свою команду.

С такого ракурса межхристианские встречи и конференции часто становятся похожи на перекличку между председательствующими и спикерами, каждый из которых стоит на своем пике. Декларируемая с высоты позиция своей конфессии дает ощущение безопасности еще и потому, что от пика до пика довольно далеко: близость, которая делает собственную самость уязвимой, становится невозможной. Общая толерантность не меняет ситуацию: соблюдение неизменности своей «зоны комфорта» стабилизирует положение на пике и подверждает, что видение выгоды и преимуществ собственного положения позволяет находиться в комфортном одиночестве удовлетворения собой каждому сообществу еще не один десяток лет.

Но между пиками замечаются странные люди ... Они передвигаются от одного холма к другому по бездорожью. Хотя и с болотной грязью и припорошенные пылью, они протягивают руки к тем, кто на возвышении, и просят принять их по-братски к простому общению. Они согласны смотреть на тех, кто на пике, снизу вверх, признавать собственную неопрятность, признавать перед главами достоинство и преимущество их богословия ради более важного для них: простого общения, которое разрывает дистанцию ​​и заставляет достойных с высоты впускать «другого» в свою зону комфорта. И когда такое братское общение все же (иногда) случается – происходит чудо ...

Тогда оказывается, что есть важные люди, которые готовы спуститься со своих высоких пиков; они берутся за руки вместе с путниками и идут к соседним холмам. Они начинают переживать, что есть особая радость от того, что находишь что-то уникальное в другом, преклоняешься перед неожиданными его добродетелями. Они согласны даже перестать хвалить свои собственные достоинства, если это вызывает у кого-то дискомфорт. Но они радуются получению нового качества – способности быть вместе ...

 Но не все так просто. Для того, чтобы идти к другому, протягивать первым к нему руки, ценить его в Богом данных качествах – нужно мужественное великодушие. Готовность пренебрегать интеллектуальными сокровищами своей конфессии, знанием своей, как кажется, истины ради ценности приобретения другого. Почти как потерять свою душу (Мк 8, 35) ...

И именно в этом есть особая христианская добродетель мужества: отказаться от своего ради того, чтобы быть с другим. В основе этого мужества – смирение, вера и доверие Божьему провидению. Мужество требуется также, чтобы принимать другого с его слабостями, особенностями и причудами. Это мужество любви – когда ты впускаешь другого в свою душу, ты немного становишься, как он. Итак, ты соглашаешься стать в чем-то слабее и уязвимее.

Этим мужеством, доверием и великодушием поражает вся братско-сестринская община Бозе, но особенно - ее основатель Энцо Бьянки. Как по мне, его слово имеет харизму живого свидетельства о Христе.

На фотографиях, которые прилагаются к тексту, видим Стену Бозе - на которой имена людей, показали свое великодушие и мужество объединять. Среди них великие мудрецы и практики. И те, что еще на земле (можно увидеть имя близкого для нас Патриарха), и те, что уже на небе - Антоний Блюм, брат Роже из Тэзе и священник, память которого сегодня (+ 09.09.90) как убиенного за свое свидетельство Христа мы сегодня чтим - Александр Мень.

Слава Богу за все!

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти