• Главная
  • Новости
  • Эксперт объяснил, в чем опасность подписанного Президентом религиозного законопроекта № 10221...

Эксперт объяснил, в чем опасность подписанного Президентом религиозного законопроекта № 10221

19.12.2012, 11:45
Эксперт объяснил, в чем опасность подписанного Президентом религиозного законопроекта № 10221 - фото 1
Подписанный Президентом Украины Виктором Януковичем 6 декабря законопроект № 10221, вводит в действие резонансные изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Главная опасность этих изменений в том, что их невозможно однозначно трактовать.

Максим_Васін.jpgПодписанный Президентом Украины Виктором Януковичем 6 декабря законопроект  № 10221, вводит в действие резонансные изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Главная опасность этих изменений в том, что их невозможно однозначно трактовать, – такую оценку резонансному законопроекту дал во время веб-конференции на портале InVictory исполнительный директор Института религиозной свободы (Киев), председатель Комиссии по вопросам религий Общественного совета при Министерстве культуры Украины, магистр права Максим Васин.

По его словам, подписанный закон осложняет регистрацию религиозных организаций. Кроме этого, он предоставляет право контроля деятельности религиозных организаций широкому кругу государственных органов власти.

Максим Васин перечислил ряд контролирующих органов и объяснил, в чем состоит опасность.

Итак, контролировать Церкви и религиозные организации будут:

1) Министерство культуры Украины, которое является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере религии;

2) все остальные министерства и государственные службы, агентства, инспекции;

3) органы прокуратуры;

4) местные государственные администрации (областные и районные);

5) областные, городские, сельские и поселковые местные советы.

По мнению эксперта, проблема статьи 29 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» не в том, что широкому кругу органов власти предоставлены контролирующие функции, а в том, что эти функции четко не определены и не ограничены законом. Отсылку в этой статье к компетенции органов власти фактически можно трактовать так, что контролирующие органы будут действовать на основании подзаконных актов (а именно, указов Президента Украины), которые определяют их полномочия.

По этой причине, акцентирует эксперт, главы разных Церквей Украины заявили о сужении свободы вероисповедания, приводя среди прочего в пример наличие такой неопределенности в статье 29 Закона и расширении при этом перечня контролирующих органов.

Максим Васин также объяснил, каким образом подписанный закон осложняет регистрацию религиозных организаций.

По словам эксперта, усложнение порядка регистрации религиозных организаций связано с введением двух не согласованных между собой процедур, необходимых для получения статуса юридического лица – регистрации устава религиозной организации (в Минкультуры или областных госадминистрациях) и ее государственной регистрации, подразумевающей внесение данных в Единый госреестр юридических лиц (в органах Укргосреестра).

При этом законодательные новации не дают ответа на вопрос, в каком именно порядке эти две регистрационные процедуры должны проходить, т.к. они не имеют какой-либо юридической взаимосвязи между собой (статьи 13 и 14 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»). Такое неоднозначное содержание правовых норм новой редакции Закона, по словам Максима Васина, скорее всего, приведет к путанице и разночтениям на практике, что сложно назвать административной реформой.

При этом, отмечает эксперт, без статуса юридического лица религиозная община не имеет права: от своего имени арендовать помещения, владеть каким-либо имуществом, использовать банковский счет для пожертвований, получить неприбыльный статус и быть освобожденной от уплаты налогов, официально трудоустраивать служителей, на владение земельными участками на праве постоянного пользования и использовать льготу об освобождении от платы за землю, пользоваться льготами на оплату коммунальных и других услуг (поставки электроэнергии, природного газа, горячей и холодной воды и др.), приглашать иностранных служителей с правом проповедовать и совершать религиозные обряды, на отсрочку от призыва на срочную военную службу и на освобождение от прохождения воинских сборов для своих священнослужителей, получать гуманитарную помощь и т.д.

Материал предоставлен порталом InVictory для эксклюзивного использования РИСУ без права на перепубликацию третьим сторонам