• Главная
  • Новости
  • УПЦ (МП) под Радой организовала протест против принятия церковных законопроектов...

УПЦ (МП) под Радой организовала протест против принятия церковных законопроектов

20.12.2018, 11:37
УПЦ (МП) под Радой организовала протест против принятия церковных законопроектов - фото 1

Утром 20 декабря возле Верховной Рады Украины началось молитвенное стояние верующих УПЦ (МП) против принятия законопроектов, которые в УПЦ считают "рейдерскими". Видео акции разместил Перший Козацький в Facebook. Судя по записи, под стенами парламента собралось несколько сотен человек.

Утром 20 декабря возле Верховной Рады Украины началось молитвенное стояние верующих УПЦ МП против принятия законопроектов, которые в УПЦ считают "рейдерскими". Видео акции разместил Перший Козацький в Facebook. Судя по записи, под стенами парламента собралось несколько сотен человек.

421559.jpg

Верующие протестуют против законопроектов № 4128, № 4511 и № 5309, которые находятся на повестке дня на 20 декабря.

В УПЦ (МП) считают, что законопроекты №№ 4128 (об изменении подчиненности религиозных общин), 4511 (об особом статусе религиозных организаций) и 5309 (об изменении названия религиозных организаций) "имеют целью юридическую ликвидацию Украинской Православной Церкви, путем ее рейдерского захвата через смену названия, противоправное вмешательство в органы управления и захват имущества (святынь, храмов и монастырей)".

Справка: ЗАКОНОПРОЕКТ № 4128 Религиозная община решает сама

Напомним вам об основных положениях законопроекта № 4128 авторства народных депутатов В. Еленского и С. Войцеховской (оба «Народный Фронт»), А. Герасимова и П. Кишкаря (оба БПП), С. Таруты (внефракционный), А. Лозового (Радикальная партия), И. Подоляк (Самопомощь), и аргументы его критиков.

Этим проектом дополняется существующий закон «О свободе совести и религиозных организациях» пунктом об упрощении процедуры внесения изменений или перерегистрации уставов религиозных общин. Так, авторы предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами верующие этой общины, а не епархиальное руководство или митрополия. Изменения смогут внести с согласия большинства от членов общины на приходском собрании. Возникает логичный вопрос, а кто же является членом общины, ведь в большинстве приходов отсутствует фиксированное членство? Законопроект определяет, что принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины.

Основные критики этого законопроекта, а это, в частности, высшее руководство УПЦ (МП), РПЦ и представители «Оппозиционного блока», заявляют, что согласно этому законопроекту, в приход могут приехать любые посторонние люди и, проголосовав на приходском собрании, сменить юрисдикцию общины. Однако этого в принципе не может случиться, поскольку, чтобы принять участие в собрании, надо, согласно законопроекту, участвовать в религиозной жизни общины, то есть быть прихожанином.

Более того, для того, чтобы не возникало споров и голосование не было фиктивным, Комитет по вопросам культуры и духовности предложил дополнительный предохранитель. Окончательную правомочность общего собрания должен признать руководящий орган общины (приходской совет, членское собрание и т.п.). Таким образом, исключается любая возможность привезти «туристов» со стороны, чтобы те проголосовали и перевели общину в другую юрисдикцию.

Главное научно-экспертное управление Парламента имело ряд замечаний к законопроекту. Юристы Рады ссылались на практику Европейского суда по делам человека, утверждая о необходимости автономии религиозных общин. Хотя именно это и отмечает автор законопроекта. «Есть случаи, когда близость человека к общине и участие его в уставной деятельности этой общины еще не означает полноправного членства. Во все это государство не вмешивается и оставляет на усмотрение самой общины», – подчеркивает автор законопроекта В. Еленский. Это же касается и юридической неопределенности термина «религиозная жизнь». Приход сам решает этот вопрос, а потому законопроект и не прописывает четких критериев, чтобы не сложилось впечатление, будто государство навязывает общинам те или иные нормы по их внутренней структуре.

Основная же претензия ГНЭУ касается того, что в первоначальном тексте документа предполагалось принятие изменений в уставы «на собрании граждан», что могло трактоваться, как общее собрание местных жителей. Однако после обсуждения в Комитете было предложено указать, что изменения принимаются на «собрании верующих граждан, относящихся к этой религиозной общине». Именно в этой редакции проект Закона выносится к рассмотрению в Парламентском зале. Следовательно, это замечание ГНЭУ уже не актуально, поскольку учтено.

Проект Закона № 4511 об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором, – предполагает ряд ограничений для соответствующих религиозных организаций;

Законопроект № 5309 о названиях религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано таким, что осуществило военную агрессию против Украины и/или временно оккупировала часть территории Украины – предлагает обязать такие организации расширить свое название в целях обозначения своей принадлежности к такой иностранной религиозной организации.