Отказ от статуса Патриархата был чисто ситуативным, – почетный Патриарх Филарет выступил с заявлением

15 мая 2019, 09:27 | Православная Церковь Украины | 3 |   | Код для блога |  | 

Почетный Патриарх Филарет подтвердил ранее высказанный тезис о существовании Киевского Патриархата и заявил, что ликвидировать его может только Поместный собор, который и создал УПЦ КП. Об этом говорится в его обращении, обнародованном 14 мая.

Почетный Патриарх также объяснил, почему поставил свою подпись под роспуском УПЦ КП и обвинил Петра Порошенко и Митрополита Епифания в нарушении обещанных договоренностей.

Приводим полный текст заявления:

«В последние дни в средствах массовой информации появилось много негативной информации о якобы восстановлении Киевского Патриархата и против меня, как Патриарха. Все это направлено на разделение Украинской Православной Церкви, которая только что получила от Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея Томос об автокефалии. Это заставляет меня сказать правду о ситуации, в которой находится наша Церковь.

Надо ли восстанавливать УПЦ Киевского Патриархата?

1. Киевский Патриархат не надо восстанавливать, потому что он был, есть и будет.

2. Патриарх Филарет остается действующим иерархом. Он имеет свою епархию – г.Киев, постоянный член Священного синода. А раз есть действующий Патриарх, то есть и Киевский Патриархат.

3. УПЦ Киевского Патриархата остается зарегистрированной в государственных органах. В частности, зарегистрирована Киевская патриархия. Это означает, что юридически Киевский Патриархат продолжает существовать.

Вы же на соборе в св. Софии 15 декабря 2018г. отказались от Киевского Патриархата?

1. Это было требование Вселенского Патриархата, для того чтобы провести Собор, получить Томос об автокефалии.

2. Почему Вселенский Патриарх требовал отказа от статуса Патриархата? Потому что Украинская Православная Церковь в статусе Патриархата не может быть в составе Константинопольского Патриархата. А надо было, чтобы УПЦ теоретически стала частью Константинопольского Патриархата.

3. Что мы должны были делать? Отказаться от теоретического входа в Константинопольский Патриархат? Тогда Вселенский Патриарх не имел бы канонического права предоставлять не своей части Церкви Томос. Для получения Томоса надо сначала стать Киевской митрополией в составе Константинопольского Патриархата.

4. По этой причине Вселенский Патриарх просил и ставил условие, чтобы я не выдвигал свою кандидатуру на пост Предстоятеля, а митрополит Эммануил, глава собора, – чтобы я не надевал патриаршего куколя на соборе.

5. Поэтому наш отказ от статуса Патриархата был чисто ситуативным.

6. Отменить решение о создании Киевского Патриархата может только Поместный собор этой Церкви, который создал Киевский Патриархат. Такого собора не было. Значит, Киевский Патриархат остается, он продолжает действовать, тем более что он зарегистрирован в государственных органах.

7. Нам могут возразить, что отказ от статуса Патриархата был на Поместном соборе в св. Софии 15.12.2018г. Да! На Поместном соборе, но этот собор был не Украинской Автокефальной Церкви, а собор Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата.

8. На собор архиереи были приглашены Патриархом Варфоломеем, а не Предстоятелями Украинских Церквей, которые принимали участие в соборе. Председательствовал представитель Вселенского Патриарха – митрополит Эммануил. Членами собора были и принимали активное участие несколько архиереев Константинопольского Патриархата.

9. Если бы это был поместный собор Украинской Православной Церкви, то архиереи Константинопольского Патриархата не имели бы права принимать в нем участие.

Что надо было сделать Вселенскому Константинопольскому Патриарху Варфоломею, чтобы предоставить Томос об автокефалии Украинской Православной Церкви?

1. Надо иметь каноническую основу для предоставления автокефалии, а это означает, что надо доказать, что Киевская митрополия – это каноническая территория Константинопольского Патриархата.

2. Для этого Патриархом Варфоломеем была создана научная комиссия. Она изучила исторические документы и пришла к выводу, что в 1686г. Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату неканоническим способом, и поэтому теоретически остается в составе Константинопольского Патриархата.

3. После этого был созван Архиерейский собор Константинопольского Патриархата, который пришел к выводу, что Церковь-Мать имеет канонические основания для предоставления Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви.

4. Для этого нужно было обращение епископата Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви и части архиереев УПЦ Московского Патриархата.

5. Такое обращение направили все 42 архиерея Киевского Патриархата, 12 архиереев УАПЦ и 10 архиереев УПЦ Московского Патриархата. Патриарх имел основание для рассмотрения вопроса об автокефалии Украинской Православной Церкви.

6. Кроме того, Патриарх Варфоломей требовал обращения об автокефалии от Президента Украины П.А. Порошенко и Верховной Рады Украины. Такие обращения также были предоставлены Вселенскому Патриарху.

Роль Президента Украины П.А. Порошенко в получении Томоса об автокефалии.

1. Безусловно, большую роль сыграл Президент Украины П.А. Порошенко, а также Верховная Рада Украины во главе с ее председателем Андреем Парубием.

2. В получении Томоса немало послужили и предыдущие президенты Украины: Леонид Макарович Кравчук, Леонид Данилович Кучма и особенно Виктор Андреевич Ющенко.

3. Помощь президентов Украины не была вмешательством государства в дела Церкви. Во-первых, это было требование Вселенского Патриарха, а во-вторых, президенты беспокоились о Государстве, о ее духовной основе, которой является Церковь.

4. Когда получала Томос об автокефалии Польская Православная Церковь в 1924 г., тогда польский президент Юзеф Пилсудский тоже обращался к Константинопольскому Патриарху Григорию VII.

5. Но сейчас П.А. Порошенко отступил от обещанных договоренностей и фактически дал согласие на ликвидацию Киевского Патриархата.

Какие условия ставились Патриарху Филарету перед созывом Собора 15 декабря 2018г.?

1. Для созыва собора и предоставления Томоса перед Патриархом Филаретом были поставлены следующие условия: не выдвигать свою кандидатуру на пост Предстоятеля. Почему? Потому что Украинская Православная Церковь будет признана автокефальной Церковью только в статусе митрополии, а не патриархата.

2. Второе условие со стороны Вселенского Патриарха – подписи архиереев о прекращении действия Киевского Патриархата.

3. Вместо этого Патриарху Филарету предлагалось выдвинуть любого архиерея на должность Предстоятеля.

 4. Что должен был делать Патриарх Филарет в этих условиях? Отказаться ради сохранения за собой возглавления Церкви или пойти на унижение ради получения Томоса. Патриарх Филарет выбрал унижение. Поэтому у нас есть Томос о нашей автокефалии.

5. Этот вопрос неоднократно обсуждался и с Президентом, и с архиереями, и с митрополитом Епифанием.

6. Была достигнута договоренность, что Предстоятелем будет митрополит Епифаний, кандидатуру которого выдвинул Патриарх Филарет, но руководство Церковью в Украине будет продолжать Патриарх. Предстоятель будет представлять Церковь в Православном мире, потому что УПЦ получает статус митрополии, а также он будет помогать Патриарху в управлении Церковью, но руководство Церковью остается за Патриархом.

7. Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле. Поэтому в Церкви возникло разделение.

Мои противники обвиняют меня во властолюбии и авторитарности, правда ли это?

1. Если бы я служил Церкви ради власти, то я мог бы стать Московским Патриархом. Но молился Богу, чтобы на мне свершилась Его воля, и я не стал Московским Патриархом. Во властолюбии меня обвиняли и в Москве. Говорили: не стал Московским Патриархом, захотел стать Киевским. Но Киевским Патриархом был избран Поместным собором в 1995г., уже после Патриарха Мстислава и Патриарха Владимира (Романюка).

2. Если бы это была правда, то я не отказался бы письменно от выдвижения своей кандидатуры на соборе в Софии 15.12.2018г. Тогда я думал не о власти в Церкви, а о служении Церкви.

3. Благодаря этому служению Богу и Церкви создана, с помощью Божьей, большая Украинская Церковь, которая за 26 лет выросла из горчичного зерна в большое дерево, которое теперь покрывает всю Украину.

4. Если бы меня интересовала власть, я бы не согласился на созыв собора нашей Церкви в составе Константинопольского Патриархата.

5. Я служил, служу и буду служить Богу и Церкви до конца моей жизни, хотя моя твердость, целеустремленность и настойчивость многими воспринимается как властолюбие и амбициозность. Но никто не может отрицать, что результатом является Киевский Патриархат. Если бы его не было, то не было бы и речи о Томосе, потому что не было бы кому давать.

6. Это видят не только церковные деятели, но и светские, и такие как новоизбранный Президент Украины В.А. Зеленский, и бизнесмен И.В. Коломойский и другие.

Для чего нам нужен статус Патриархата?

1. Потому что наша Украинская Православная Церковь большая. Она занимает второе место в Православии после Российской Церкви. Киевский Патриархат поддерживает, по социологическим исследованиям, 44–48% населения Украины.

2. Мы согласны на статус Митрополии и искренне благодарим Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея за предоставленный нам Томос и за мужество в отстаивании каноничного порядка в Церкви. Но в будущем мы хотим быть признанными в статусе Патриархата. Вселенская Патриархия не отрицает того, как это видно из интервью представителя Константинопольского Патриархата архиепископа Даниила. Но это может быть, как он сказал, после объединения всего украинского православия.

3. А для того, чтобы нам продолжать объединение в единую Поместную Украинскую Православную Церковь, надо жить и трудиться для признания будущего патриархата. Поэтому мы для внешних – митрополия, а внутри Украины мы продолжаем быть Патриархатом.

Почему мы не согласны на название Православная Церковь Украины, или в Украине.

1. Потому что все автокефальные Церкви имеют прилагательное название: Русская Православная Церковь, а не Православная Церковь в России; Румынская Православная Церковь, а не Православная Церковь в Румынии; Болгарская Православная Церковь, а не Православная Церковь в Болгарии; и так все Церкви, получившие Томос от Константинопольской Церкви. Только нашу Церковь назвали не так, как другие – не Украинская Православная Церковь, а Православная Церковь Украины.

2. Что за этим скрывается? Это означает, что православные украинцы за пределами Украины не относятся к Украинской Православной Церкви. И об этом сказано в Томосе. Православные украинцы за пределами возмутились этим. Они хотят принадлежать к своей родной Церкви.

3. Все автокефальные Православные Церкви сохраняют за собой свою эмиграцию, кроме греческих церквей. Вся греческая диаспора канонически подчиняется Вселенскому Патриарху.

4. Поэтому и мы должны называться Украинской Православной Церковью, а не Православной Церковью Украины, чтобы наша украинская эмиграция имела право принадлежать к своей родной Церкви.

Что сегодня происходит в Украинской Православной Церкви?

1. Разделение, двоевластие, которое может привести к печальным последствиям. Почему это происходит? Потому что новоизбранный Предстоятель УПЦ митрополит Епифаний не соблюдает тех договоренностей, которые были достигнуты до Собора 15 декабря 2018г. в соборе св.Софии.

2. Мало того, на первом заседании Священного синода УПЦ была попытка устранить Патриарха Филарета от служения созданной ним Церкви и отправить на покой.

3. За пять месяцев пребывания в должности Предстоятеля митрополит ни разу не служил с Патриархом. Добивается сослужения с предстоятелями других автокефальных Православных Церквей, а со своим Патриархом не отслужил ни одной литургии, даже в день 90-летия Патриарха.

4. Митрополит Епифаний не только не сотрудничает с Патриархом Филаретом, как обещал, а даже не встречается и не звонит, за исключением нескольких раз.

5. На словах перед духовенством и перед журналистами говорит о единстве и сотрудничестве, а делает все противоположное. Пугает отзывом Томоса, а на деле делает все, чтобы это произошло.

6. Если это, не дай Бог, случится, то он перестанет быть предстоятелем и станет рядовым архиереем.

7. Сегодня все антиукраинские силы подключились к уничтожению в Украине Киевского Патриархата. Идет переубеждение украинских архиереев не поддерживать существование в Украине Киевского Патриархата.

8. Вынашивается намерение на следующем заседании Священного синода или Архиерейского собора отправить на покой Патриарха Филарета и этим навсегда решить существование в Украине Киевского Патриархата.

9. Такое решение будет незаконным и не каноническим, потому что Патриарх был избран не Священным синодом и не Архиерейским собором, а Поместным собором пожизненно. Кроме того, в принятом уставе ПЦУ (УПЦ) на соборе в св. Софии 15.12.18г. предусмотрено пожизненное избрание архиереев на архиерейские кафедры.

Какая реакция Москвы на события в УПЦ?

1. Москва довольна положением дел в УПЦ. То, чего она не могла добиться разнообразными усилиями, достигает сейчас делами нынешнего Предстоятеля УПЦ.

2. Никакой критики в адрес митрополита Епифания нет. Значит, Москве угодно такое руководство.

3. Замедлился, или и вовсе прекратился переход приходов Московского Патриархата в Украинскую Православную Церковь, а перехода архиереев Московского Патриархата не было после получения Томоса об автокефалии. Поэтому Москва может радоваться.

4. Все Православные Церкви, как не признавали, так и не признают Украинскую Православную Церковь, кроме Вселенского Патриарха, независимо от того, в каком статусе она находится: в статусе митрополии или в статусе патриархата.

Выводы.

Для того чтобы исправить положение, а его можно исправить, надо выполнять те договоренности, которые были достигнуты перед Собором в присутствии Президента П.А. Порошенко и с архиереями. А это означает, что Предстоятель несет ответственность за внешнее представительство УПЦ, а Патриарх отвечает за внутреннюю церковную жизнь в Украине, но в сотрудничестве с Предстоятелем. Предстоятель ничего не делает внутри Церкви без согласия Патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях Священного синода и на Соборах УПЦ ради сохранения единства, его роста и утверждения.

Почему в Украине должен быть Киевский Патриархат?

1. Потому что в Украине реально существует Московский Патриархат. Имя Московского Патриарха Кирилла звучит по всей Украине, а имя Киевского Патриарха Предстоятель запретил поминать.

2. Даже Греко-Католическая Церковь добивается у Римского Папы статуса Патриархата. И Верховного Архиепископа многие греко-католики поминают на богослужении как Патриарха.

3. А некоторые неразумные иерархи и духовенство упорно отказываются от того, чтобы в Украине был Киевский Патриархат.

4. Надо помнить историю. Предали запорожские казаки гетмана Ивана Мазепу, перешли на сторону Петра I. И что получили? Неволю! На больше, чем три столетия. Этого вы хотите?

Мы возлагаем всю нашу надежду на Господа нашего Иисуса Христа. Он Глава Своей Церкви. Он привел нашу Украинскую Православную Церковь до такого состояния, что она, как то евангельское дерево, покрыла всю Украину. Он и на этот раз приведет нашу Церковь к победе.

Система Orphus
Рейтинг
3
0
3комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Стефан | 15 мая 2019, 15:58
    Комментировать комментарий

    Патриарх Филарет честен, мудр и справедлив, за ним последнее слово в вероисповедании и государственном строительстве во благо Украины и народа.

  • Володимир40 | 15 мая 2019, 12:38
    Комментировать комментарий

    Жах! Він готовий все знищити заради свого "царства".

  • firemark | 15 мая 2019, 10:17
    Комментировать комментарий

    Прочитав заяву й залишилось відчуття чогось католицького: патріарх Філарет вдався до Єзуїтської казуїстики. Я дуже добре ставлюся до Товариства Ісуса, але логічні методи, використані в заяві патріарха навіть перевершують методи братів Ісуса.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Последние комментарии

  • enzian | 22 ноября 2019, 11:12

    Ніяк москалі не переказяться через визнання ПЦУ.

  • Стефан | 22 ноября 2019, 00:19

    Снос храма Украинской Православной Церкви по решению оккупационных властей в Евпатории - это недопустимо, как осквернение Дома Божия, но привычное дело для рулящих с 1917 года марксистов-атеистов,

  • velovs@ukr.net | 20 ноября 2019, 07:26

    Час покаже, наскільки керівництво та еклезіальна структура новоствореної ПЦУ, благополучно подолавши й владнавши всі свої і, насамперед, внутрішні труднощі і суперечності ("філаретівський

  • Paraeklezyarh | 19 ноября 2019, 21:23

    Думаю, ПЦУ потрібно перейматись не переходами громад РПЦ МП, а реформами в церкві. Щоб люди бачили суттєву різницю між РПЦ та ПЦУ. Поки що цього не видно. Різняться лиш проповіді священнослужителів )

  • Ігор Затятий | 18 ноября 2019, 11:06

    Добра нагода грузинів визнати ПЦУ.

Популярные статьи месяца