8 января Собор пресвятой Богородицы

8 января 2018, 11:03 | Религиозные праздники и традиции | 0 |   | Код для блога |  | 

Собор_Пресвятої_Богородиці.jpgВо второй день Христова Рождества – 8 января по Юлианскому календарю – христиане отмечают Собор Пресвятой Богородицы, славя достоинство богоматеринства. Нет точной информации о том, в каком веке праздник Собора Пресвятой Богородицы вошел в общую практику Церкви.

Некоторые святые отцы IV века, например, святой Амвросий, святой Августин, святой Епифаний Кипрский и Иоанн Златоуст по случаю праздника Христова Рождества в своих проповедях прославляют Пресвятую Богородицу. Возможно, что некоторое время праздник Собора и память святого первомученика Степана праздновали в один день, потому что только в VII в. почитание памяти святого Степана перенесли на третий день Рождественских праздников. 

Намек на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Христова Рождества находим в 79 правиле Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в Константинополе  в 691 году. В то время кое-где был следующий обычай: на второй день после Рождества верующие обменивались печеньем, якобы в честь боли Пречистой Девы Марии при рождении Иисуса Христа. Собор такую практику осуждает и запрещает. "Божественное из Девы рождение, ­ – говорит Собор, –  бывшее безсеменным, мы признаем безболезненным и это проповедуем всем верующим. Таким способом хотим направить тех, что по незнанию делают нечто несоответствующее, потому что некоторые после святого Рождества Христа Бога нашего пекут печенье и дарят его друг другу в честь мук при родах Всенепорочной Девы Матери. Мы считаем, что верующие не должны делать чего-то такого, ибо не приносит чести Деве, когда ее неописуемое разрешение от бремени обозначают и представляют как обычное и свойственное для нас разрешение, потому что она более всякого понимания и описания телом родила невместимое Слово. Следовательно, если это будет делать духовное лицо, то его лишат сана, а мирянина отлучат". 

Для Восточной Церкви в целом традиционным является почитание после большого праздника памяти лиц, выполнявших главную роль в событиях праздника. «В Христовом Рождестве на первом месте около Христа видим Пресвятую Богородицу. Поэтому уже в первых веках верующие собирались вместе на следующий день после Христова Рождества, чтобы поблагодарить Пречистую Деву Марию за то, что дала нам Спасителя и отдать ей почести как Божьей Матери. Оттого собрания верующих и сам праздник называют собранием, Собором», – отмечает в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий. 

В общем, время от праздника Христова Рождества до Богоявления, в котором отмечают Собор Пресвятой Богородицы, длится 12 дней, поэтому и называется двенадцатидневьем, по-гречески «додекамерон». Как когда-то праздник Пасхи праздновали целую неделю –  вплоть до Томиного воскресенья, так и праздник Христова Рождества длился 12 дней – вплоть до праздника Богоявления. 

Празднование двенадцатидневья подтверждает Устав святого Саввы Освященного († 530), где сказано, что в это время "нет ни поста, ни коленопреклонений в церкви или в кельях". Кодекс императора Юстиниана, изданный в 535 году, поручает  соблюдать двенадцатидневье. Историк Георгий Кедрин (XII век) рассказывает об императоре Юстиниане, проводившем эти 12 праздничных дней особенно набожно и раздававшем щедрую милостыню. Второй Синод в Туре, Франция, состоявшийся в 567 году, называет праздничными все дни от Рождества до Богоявления. С бывшего двенадцатидневья осталось два праздничных дня, кроме самого Рождества и Богоявления: Собор Пресвятой Богородицы и святого первомученика Стефана. 

Церковь во время празднования Собора Пресвятой Богородицы в богослужениях призывает верных к прославлению Богоматери: «Придите, воспоем Матерь Спасителя, после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой: "Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, –  Христос, в Него вселившись, совершил спасение". С Гавриилом воспеваем Тебя, с пастухами славим, восклицая: "Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя о нашем спасении!"» (Утреня праздника).

Система Orphus
Рейтинг
0
1
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Последние комментарии

    • enzian | 20 февраля 2019, 12:20

      І оті жалюгідні підкремлівські структури хочуть чинити перешкоди Православній Церкві України?

    • orthodox | 19 февраля 2019, 18:06

      Вот мне просто интересно, почему вы так умеете искажать материал? Вы 1+1 переплюнули! Где ваш профессионализм? Как можно отталкиваться на "материал" только лишь одного источника? И

    • velovs@ukr.net | 19 февраля 2019, 17:05

      "Короткий період релігійної і громадянської свободи та надій на духовне відродження в часи горбачовської «перебудови» дуже скоро змінився ностальгією за «втраченою величчю» й намаганнями

    • velovs@ukr.net | 19 февраля 2019, 10:54

      І дуже характерним і красномовним тут є якраз ТОЙ факт, що на ЦЮ статтю більше ніхто і ніяк НЕ ВІДГУКНУВСЯ: тобто ЖОДЕН з коментаторів РІСУ!!! В т. ч. з числа доморощених - затято-радикальних

    • serge1717 | 18 февраля 2019, 21:38

      Думаю в цих організаціях сидять розумні люди які добре знають історію християнства. І чому хрестили Русь у Києві, а не в мокшанії.

    Популярные статьи месяца