• Главная
  • Новости
  • Святых братьев Косму и Дамиана Восточная Церковь чтит 14 ноября...

Святых братьев Косму и Дамиана Восточная Церковь чтит 14 ноября

14.11.2017, 12:51
Святых братьев Косму и Дамиана Восточная Церковь чтит 14 ноября - фото 1
Братья-врачеватели, бескорыстно работавшие на врачебной ниве, Косма и Дамиан на весь мир прославились как целители и покровители медиков. В славянских Церквах их память чествуют дважды – 14 июля и 14 ноября по новому стилю.

Косма и ДамианБратья-врачеватели, бескорыстно работавшие на врачебной ниве, Косма и Дамиан на весь мир прославились как целители и покровители медиков. В славянских Церквах их память чествуют дважды – 14 июля и 14 ноября по новому стилю.

Принято считать, что таким образом упоминаются разные Косма и Дамиан. Хотя большинство ученых склоняется к мнению, что это одни и те же святые. Просто в разных «Житиях святых» по-разному описана их земная жизнь. А Греческая Церковь вообще трижды отмечает их память – 1 ноября, 1 июля, 18 октября по старому стилю.

О жизни этих святых известно очень мало, потому что они принадлежат к древним мученикам начала IV в. – еще во времена императора Диоклетиана. Существует несколько версий «Житий» Космы и Дамиана. Некоторые из них говорят о том, что эти святые – выходцы из Азии, другие – из Аравии, третьи – из Рима. Правдоподобнее, что их родным городом был город Кир, что в Малой Азии. Потому что один из древних епископов Малой Азии Теодор Кирский впервые вспоминает их как родных ему святых, происходивших из его епархии. Конец их жизни тоже неоднозначен. По одной из версий, они погибли как мученики, а по другой – умерли своей смертью. Поэтому сложно говорить о них с исторической перспективы.

«Литургическое почитание святых Космы и Дамиана также неоднозначно. Их поминовение на проскомидии во время Литургии указывает, что они важные святые. Но, например, вечернее богослужение предусматривает только шесть стихир и не имеет литии, а это достаточно скупое литургическое поминовение», – отмечает доктор богословия, о. Василий Рудейко.

Культ святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана распространился в мире примерно в VI в., в результате построения и освящения одновременно в Риме и в Константинополе базилик в их честь. Так, Папа Симмах (+514) посвятил этим мученикам ораторий в Санта Мария Маджоре; папа Феликс ІІ (+530) перестроил под базилику этих двух святых некогда языческий храм братьев Кастора и Поллукса. В Константинополе император Юстиниан Великий (+565) построил в их честь два величественных храма, потому что был уверен, что вылечился от тяжелой болезни благодаря их заступничеству.

Об их деятельности и святости можно говорить очень много: они были врачевателями, исцелявшими людей благодаря знаниям в области медицины и особой Божьей благодати. За это не брали у людей денег. Бессребреники Косма и Дамиан свое лечение сочетали с проповедью слова Божия и объясняли больным, что исцеляют благодатной силой и верой в Иисуса Христа. В «Житиях» святых братьев упоминается о том, что иногда они даже отправлялись в леса и поля, где искали больных животных и исцеляли их. Эти святые являются образом христианина, который, живя даром Христова воскресения, старается распространить в мире дар Христова исцеления.

Большое разнообразие иконографических изображений этих святых: на одних иконах они изображены с коронами, на других – с медицинскими инструментами и даже с мечами и щитами. Все зависит от трактовки иконописцем «Жития» этих святых. «Если иконописец руководствовался «Житием» Космы и Дамиана Азиатских, которые не считаются мучениками, тогда их изображали с медицинским принадлежностями... Если речь идет о Косме и Дамиане Римских, память которых отмечается в июле, – целителях и бессребрениках, мучениках, то их часто изображают как мучеников с теми орудиями, которыми они были убиты, или с коронами как венцами мученичества. В Западной Церкви популярным было изображение их распятыми, поскольку, по некоторым версиями их «Жития», их распяли и стреляли по ним из луков», – объясняет о. Василий Рудейко.

Жизнь и деятельность Космы и Дамиана наводит на размышления над многими вопросами, важным среди которых есть вопрос призвания врачей. Образ «безгрешного» врача, по словам о. Василия Рудейко, стал популярным в IV–V вв. Например, в «Житии» святого Антония, который считается основателем монашества, описан такой момент, когда он обращается к Господу с просьбой указать на кого-то, кто бы в духовном плане был совершеннее него. Господь показал ему образ александрийского врача, у которого была семья. Он славился тем, что с бедных не брал денег. Бог сказал, что такое бескорыстие гораздо выше подвигов святого Антония, поскольку последний совершает подвиг с определенной корыстью, чтобы стать духовно богаче. А тот врач мог бы заработать, но пренебрегает этим, даря свой дар еще и другим.