8 января Собор Пресвятой Богородицы

8 января 2012, 08:38 | Религиозные праздники и традиции | 1 |   | Код для блога |  | 

Собор_Пресвятої_Богородиці_1.jpgexklusiv.gifВо второй день Христова Рождества – 8 января по Юлианскому календарю – христиане отмечают Собор Пресвятой Богородицы, славя достоинство богоматеринства. Нет точной информации о том, в каком веке праздник Собора Пресвятой Богородицы вошел в общую практику Церкви. Некоторые святые отцы IV века, например, святой Амвросий, святой Августин, святой Епифаний Кипрский и Иоанн Златоуст по случаю праздника Христова Рождества в своих проповедях прославляют Пресвятую Богородицу. Возможно, что некоторое время праздник Собора и память святого первомученика Степана праздновали в один день, потому что только в VII в. почитание памяти святого Степана перенесли на третий день Рождественских праздников. 

Намек на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Христова Рождества находим в 79 правиле Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в Константинополе  в 691 году. В то время кое-где был следующий обычай: на второй день после Рождества верующие обменивались печеньем, якобы в честь боли Пречистой Девы Марии при рождении Иисуса Христа. Собор такую практику осуждает и запрещает. "Божественное из Девы рождение, ­ – говорит Собор, –  бывшее безсеменным, мы признаем безболезненным и это проповедуем всем верующим. Таким способом хотим направить тех, что по незнанию делают нечто несоответствующее, потому что некоторые после святого Рождества Христа Бога нашего пекут печенье и дарят его друг другу в честь мук при родах Всенепорочной Девы Матери. Мы считаем, что верующие не должны делать чего-то такого, ибо не приносит чести Деве, когда ее неописуемое разрешение от бремени обозначают и представляют как обычное и свойственное для нас разрешение, потому что она более всякого понимания и описания телом родила невместимое Слово. Следовательно, если это будет делать духовное лицо, то его лишат сана, а мирянина отлучат".

Для Восточной Церкви в целом традиционным является почитание после большого праздника памяти лиц, выполнявших главную роль в событиях праздника. «В Христовом Рождестве на первом месте около Христа видим Пресвятую Богородицу. Поэтому уже в первых веках верующие собирались вместе на следующий день после Христова Рождества, чтобы поблагодарить Пречистую Деву Марию за то, что дала нам Спасителя и отдать ей почести как Божьей Матери. Оттого собрания верующих и сам праздник называют собранием, Собором », – отмечает в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий.

В общем, время от праздника Христова Рождества до Богоявления, в котором отмечают Собор Пресвятой Богородицы, длится 12 дней, поэтому и называется двенадцатидневьем, по-гречески «додекамерон». Как когда-то праздник Пасхи праздновали целую неделю –  вплоть до Томиного воскресенья, так и праздник Христова Рождества длился 12 дней – вплоть до праздника Богоявления.

Празднование двенадцатидневья подтверждает Устав святого Саввы Освященного († 530), где сказано, что в это время "нет ни поста, ни коленопреклонений в церкви или в кельях". Кодекс императора Юстиниана, изданный в 535 году, поручает  соблюдать двенадцатидневье. Историк Георгий Кедрин (XII век) рассказывает об императоре Юстиниане, проводившем эти 12 праздничных дней особенно набожно и раздававшем щедрую милостыню. Второй Синод в Туре, Франция, состоявшийся в 567 году, называет праздничными все дни от Рождества до Богоявления. С бывшего двенадцатидневья осталось два праздничных дня, кроме самого Рождества и Богоявления: Собор Пресвятой Богородицы и святого первомученика Стефана.

Церковь во время празднования Собора Пресвятой Богородицы в богослужениях призывает верных к прославлению Богоматери: «Придите, воспоем Матерь Спасителя, после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой: "Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, –  Христос, в Него вселившись, совершил спасение". С Гавриилом воспеваем Тебя, с пастухами славим, восклицая: "Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя о нашем спасении!"» (Утреня праздника).

 

Система Orphus
Рейтинг
0
0
1комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • нанашко | 8 января 2012, 15:12
    Комментировать комментарий

    В українській традиції було святкувати День Матері в цей або наступний день, а не як зараз загальносвітовий "гуляючий в календарі" празник. Вибір такого дня прийнятний для іудейської традиції, бо Богородиця була єврейкою, і для мусульман, які визнають її святість.

Ответ на комментарий
Коментарий
Имя
Введите код

Последние комментарии

  • orthodox | 19 февраля 2019, 18:06

    Вот мне просто интересно, почему вы так умеете искажать материал? Вы 1+1 переплюнули! Где ваш профессионализм? Как можно отталкиваться на "материал" только лишь одного источника? И

  • velovs@ukr.net | 19 февраля 2019, 10:54

    І дуже характерним і красномовним тут є якраз ТОЙ факт, що на ЦЮ статтю більше ніхто і ніяк НЕ ВІДГУКНУВСЯ: тобто ЖОДЕН з коментаторів РІСУ!!! В т. ч. з числа доморощених - затято-радикальних

  • serge1717 | 18 февраля 2019, 21:38

    Думаю в цих організаціях сидять розумні люди які добре знають історію християнства. І чому хрестили Русь у Києві, а не в мокшанії.

  • enzian | 18 февраля 2019, 18:02

    Коцаба - це діагноз.

  • velovs@ukr.net | 18 февраля 2019, 09:35

    І, вочевидь, саме ТАКЕ (й подібне до нього) - благодійне служіння Божої любові, милосердя та допомоги, а надто щодо бідних і нужденних, хворих та інвалідів, самотніх осіб літнього віку та інших

Популярные статьи месяца