8 января Собор Пресвятой Богородицы

8 января 2012, 08:38 | Религиозные праздники и традиции | 1 |   | Код для блога |  | 

Собор_Пресвятої_Богородиці_1.jpgexklusiv.gifВо второй день Христова Рождества – 8 января по Юлианскому календарю – христиане отмечают Собор Пресвятой Богородицы, славя достоинство богоматеринства. Нет точной информации о том, в каком веке праздник Собора Пресвятой Богородицы вошел в общую практику Церкви. Некоторые святые отцы IV века, например, святой Амвросий, святой Августин, святой Епифаний Кипрский и Иоанн Златоуст по случаю праздника Христова Рождества в своих проповедях прославляют Пресвятую Богородицу. Возможно, что некоторое время праздник Собора и память святого первомученика Степана праздновали в один день, потому что только в VII в. почитание памяти святого Степана перенесли на третий день Рождественских праздников. 

Намек на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Христова Рождества находим в 79 правиле Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в Константинополе  в 691 году. В то время кое-где был следующий обычай: на второй день после Рождества верующие обменивались печеньем, якобы в честь боли Пречистой Девы Марии при рождении Иисуса Христа. Собор такую практику осуждает и запрещает. "Божественное из Девы рождение, ­ – говорит Собор, –  бывшее безсеменным, мы признаем безболезненным и это проповедуем всем верующим. Таким способом хотим направить тех, что по незнанию делают нечто несоответствующее, потому что некоторые после святого Рождества Христа Бога нашего пекут печенье и дарят его друг другу в честь мук при родах Всенепорочной Девы Матери. Мы считаем, что верующие не должны делать чего-то такого, ибо не приносит чести Деве, когда ее неописуемое разрешение от бремени обозначают и представляют как обычное и свойственное для нас разрешение, потому что она более всякого понимания и описания телом родила невместимое Слово. Следовательно, если это будет делать духовное лицо, то его лишат сана, а мирянина отлучат".

Для Восточной Церкви в целом традиционным является почитание после большого праздника памяти лиц, выполнявших главную роль в событиях праздника. «В Христовом Рождестве на первом месте около Христа видим Пресвятую Богородицу. Поэтому уже в первых веках верующие собирались вместе на следующий день после Христова Рождества, чтобы поблагодарить Пречистую Деву Марию за то, что дала нам Спасителя и отдать ей почести как Божьей Матери. Оттого собрания верующих и сам праздник называют собранием, Собором », – отмечает в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий.

В общем, время от праздника Христова Рождества до Богоявления, в котором отмечают Собор Пресвятой Богородицы, длится 12 дней, поэтому и называется двенадцатидневьем, по-гречески «додекамерон». Как когда-то праздник Пасхи праздновали целую неделю –  вплоть до Томиного воскресенья, так и праздник Христова Рождества длился 12 дней – вплоть до праздника Богоявления.

Празднование двенадцатидневья подтверждает Устав святого Саввы Освященного († 530), где сказано, что в это время "нет ни поста, ни коленопреклонений в церкви или в кельях". Кодекс императора Юстиниана, изданный в 535 году, поручает  соблюдать двенадцатидневье. Историк Георгий Кедрин (XII век) рассказывает об императоре Юстиниане, проводившем эти 12 праздничных дней особенно набожно и раздававшем щедрую милостыню. Второй Синод в Туре, Франция, состоявшийся в 567 году, называет праздничными все дни от Рождества до Богоявления. С бывшего двенадцатидневья осталось два праздничных дня, кроме самого Рождества и Богоявления: Собор Пресвятой Богородицы и святого первомученика Стефана.

Церковь во время празднования Собора Пресвятой Богородицы в богослужениях призывает верных к прославлению Богоматери: «Придите, воспоем Матерь Спасителя, после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой: "Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, –  Христос, в Него вселившись, совершил спасение". С Гавриилом воспеваем Тебя, с пастухами славим, восклицая: "Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя о нашем спасении!"» (Утреня праздника).

 

Система Orphus
Рейтинг
0
0
1комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • нанашко | 8 января 2012, 15:12
    Комментировать комментарий

    В українській традиції було святкувати День Матері в цей або наступний день, а не як зараз загальносвітовий "гуляючий в календарі" празник. Вибір такого дня прийнятний для іудейської традиції, бо Богородиця була єврейкою, і для мусульман, які визнають її святість.

Ответ на комментарий
Коментарий
Имя
Введите код

Последние комментарии

  • barni | 16 июня 2019, 11:22

    Щодо народження в лісі: здорові батьки, чиста незаймана природа - здорова дитина. А народженим від алкоголіків та сигоретних наркоманів, якими "частує" своїх вірних патріарх, якому

  • Михаил | 15 июня 2019, 23:28

    Для тех, кто в лесу родился, на пень Богу молился, объясняю. Если бы Варфоломей собрал всеправославное совещание с одной повесткой - независимость УПЦ, пригласил бы туда Порошенко, богословов,

  • barni | 15 июня 2019, 17:13

    Пане "Михайле" (чому в лапках, я вже писав - феесбешно-гундяєвський бультерьер ко кликухе "Михаил"). 1. Владика Філарет - біль і гордість Української Православної церкви

  • bopa | 15 июня 2019, 12:09

    Тезу м. Філарета "«Київський патріархат існуватиме і далі законно… навіть коли я помру, виберуть нового патріарха»" ніхто не заперечує, але не може бути у державі Україна дві, визнані

  • Михаил | 15 июня 2019, 09:28

    Интересно наблюдать, как все, внезапно и скоропостижно, прозрели и дружно стали хаять "почетного патриарха" Денисенко! Особенно интересны его обвинения в расколе - теперь уже

Популярные статьи месяца