• Главная
  • Новости
  • «Мы за примирение – но не ценой измены правде», – Синод УПЦ КП о диалоге с РПЦ...

«Мы за примирение – но не ценой измены правде», – Синод УПЦ КП о диалоге с РПЦ

13.12.2017, 18:05

Священный Синод УПЦ КП обнародовал Обращение к пастве и украинскому народу по поводу диалога с РПЦ. Иерархи Киевского Патриархата заявляют, что они готовы к переговорам с Русской Православной Церковью, однако вести диалог будут только о восстановлении общения в молитве и Евхаристии, о признании Русской Церковью автокефалии Киевского Патриархата.

Священный Синод УПЦ КП обнародовал Обращение к пастве и украинскому народу по поводу диалога с РПЦ. Иерархи Киевского Патриархата заявляют, что они готовы к переговорам с Русской Православной Церковью, однако вести диалог будут только о восстановлении общения в молитве и Евхаристии, о признании Русской Церковью автокефалии Киевского Патриархата.

«Если же под любыми предлогами или с любыми обещаниями в Москве снова, как и ранее, будут настаивать, чтобы наша Церковь подчинилась Русской Церкви, вошла в ее состав, признала бы над собой власть Московского Патриарха, – то об этом диалог мы не ведем и вести никогда не будем», – говорят в УПЦ КП.

Ниже приводим текст Обращения Священного Синода УПЦ КП:

Дорогие братья и сестры, уважаемые сограждане!

Священный Синод Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата обращается к вам с разъяснением позиции нашей Церкви в деле диалога с Русской Православной Церковью.

Вам известно, что более 25 лет последняя не признавала Киевский Патриархат не только Поместной Церковью, но и вообще Церковью, делала все для того, чтобы уничтожить Киевский Патриархат и сосредоточить в своих руках всю церковную власть над православными в Украине. Однако в последние месяцы появились признаки того, что позиция Московского Патриархата может измениться и что руководство этой Церкви хочет найти путь к преодолению вражды и к примирению.

Как мы, будучи христианами, должны отнестись к этому? «Петр приступил к [Иисусу] и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21,22). Каждый раз в молитве Господней мы обращаемся к Небесному Отцу: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).

Поэтому если те, кто враждовал против нас, обнаружили признаки желания найти примирение, мы, возложив надежду на Бога, должны ответить им готовностью примириться.

Ведь апостол Павел учит нас: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте...

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками.

Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, – говорит Господь".

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящее уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:9,10, 14–21).

Поэтому мы, помня постановления Божьи, должны быть готовы к примирению и заботиться о достижении мира, ведь «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5:9).

Должны быть готовы примириться с братьями и сестрами в православной вере – но не примириться с ложью или ценой отступления от правды.

В чем же заключается правда, от которой мы не можем отступить и с Божьей помощью не отступим? Правда заключается в том, что существует украинский народ и Украинское государство как отдельный народ и независимое государство.

А каноны (34 Апостольское правило, 17 правило Четвертого и 38 правило Шестого Вселенских соборов), пастырская целесообразность и церковно-историческая традиция велят, чтобы у народа, среди которого значительное число верующих православные христиане, который имеет собственную государственность и все другие церковные возможности для образования и жизни автокефальной (то есть административно независимой от других церковных центров) Поместной Православной Церкви – была такая Церковь.

Поэтому когда в 1991 г. Украина возобновила свою государственную независимость, и Украинская Православная Церковь соборно и единодушно поддержала необходимость быть автокефальной.

Однако Московский Патриархат, как и Российское государство, и тогда, и теперь не хотят признавать украинский народ отдельным народом, а не частью российского. Так же и Украинское государство они считают не государством, а «временным явлением». И именно на этом основании до сих пор Московский Патриархат отказывается признавать автокефалию нашей Поместной Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата.

Потому что, признав автокефалию, Российская Церковь и государство (а они тесно связаны сейчас, как это было и в прошлые века) тем самым признают, что украинцы – отдельная нация, а Украина – действительно государство. И признав это, не будут иметь внутреннего побуждения к дальнейшей агрессии, в том числе военной, против Украины. Ведь эту агрессию они осуществляют до тех пор, пока имеют надежды снова вернуть нас в рабство, от которого Украина в 1991 году освободилась. Признав, что эта имперская мечта невыполнима, они прекратят и агрессию.

Мы, Патриарх и епископат, духовенство и все верные Киевского Патриархата, знаем, что наша Церковь – истинная Православная Церковь, часть Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Мы твердо убеждены и утверждены на многих примерах, что в нашей Церкви так же, как и во всей Полноте Православия, действует Дух Святой, что совершаемые в Киевском Патриархате Таинства – настоящие и действенные, что наша иерархия и духовенство действительно имеют апостольское преемство и через истинное рукоположение имеют дар Святого Духа для совершения священнодействий.

И для того, чтобы это знать и быть в этом твердо убежденными, нам не нужно обращаться к кому-то с вопросами, за подтверждением или признанием. То есть от других Поместных Церквей, в том числе Русской, мы не ищем и не стремимся к тому, чтобы они нас своим признанием как бы «заверили», что мы истинная Церковь. Мы стремимся и желаем того, чтобы они для себя уверились и убедились в истинности Киевского Патриархата. А значит, прекратилось бы разделение Православия в Украине, осталась бы в прошлом вражда Московского Патриархата против Киевского, возобновилось бы общение в молитве и Евхаристии. Все это означало бы и отвержение тех идеологических оснований, тех побуждений политики насаждения «русского мира», которые привели к нынешней открытой вооруженной агрессии России против Украины. Это открыло бы двери для мира.

Стремимся ли мы к миру? Да! Но к миру справедливому, миру не в неволе или подчинении Москве, а к миру, основанному на настоящем уважении Россией Украины и прав украинского народа. В том числе права на собственную Автокефальную, Поместную Церковь.

Ради достижения такой цели Патриарх и Священный Синод соглашаются вести диалог с Русской Православной Церковью.

О чем мы готовы и хотим вести диалог? О прекращении вражды между православными, о восстановлении общения в молитве и Евхаристии, о признании Русской Церковью автокефалии Киевского Патриархата. Потому что успех такого диалога принесет благо и для Церкви, и для всей Украины.

Если же под любыми предлогами или с любыми обещаниями в Москве снова, как и ранее, будут настаивать, чтобы наша Церковь подчинилась Русской Церкви, вошла в ее состав, признала бы над собой власть Московского Патриарха, то об этом диалог мы не ведем и вести никогда не будем.

Потому что мы за мир – но не в рабстве. За примирение – но не ценой измены истине. За диалог – но только ради утверждения истины, а не чтобы угодить желаниям человеческим.

Если Русская Церковь готова к такому диалогу и примирению – мы открыты. Если нет – мы знаем, что сделали все возможное, чтобы выявить любовь к врагам и протянуть руку. А все невозможное для людей пусть совершит Господь в известное Ему время и известным Ему образом.

И мы верим, что Господь поставит всех других в такие условия, что по своему желанию или без него, но они раньше или позже признают автокефалию УПЦ КП и войдут с нами в евхаристическое общение. Нам же, всей полноте Киевского Патриархата, независимо от успеха или неуспеха нынешней попытки диалога, следует как и до сих пор хранить внутреннее единство, развивать и утверждать Церковь, служить Богу и украинскому народу, приближая время победы правды.

И пусть Господь Иисус Христос и все Святые помогают нам в этом!

Призываем на вас и весь украинский народ Божье благословение.

В Киеве,

13 декабря 2017 г.

ФИЛАРЕТ, Патриарх Киевский и всей Руси-Украины

ЕПИФАНИЙ, митрополит Переяславский и Белоцерковский

ДИМИТРИЙ, митрополит Львовский и Сокальский

ИОАСАФ, митрополит Белгородский и Обоянский

ИОАНН, митрополит Черкасский и Чигиринский

СЕРГИЙ, архиепископ Донецкий и Мариупольский

ИЛАРИОН, архиепископ Ровенский и Острожский

ЕВСТРАТИЙ, архиепископ Черниговский и Нежинский

АГАПИТ, архиепископ Вышгородский

МИХАИЛ, архиепископ Винницкий и Брацлавский

ЮЛИАН, епископ Коломыйский и Косовский

МИТРОФАН, епископ Харьковский и Богодуховский