В Киеве обсудили перспективы экуменического движения

18.12.2014, 12:38
В Киеве обсудили перспективы экуменического движения - фото 1
50 лет исполнилось документу «Декрет об экуменизме», который в свое время стал революционным. В среду, 17 декабря, в Киеве на круглом столе обсудили перспективы и современное значение экуменического движения в Украине.

exklusiv.gif50 лет исполнилось документу «Декрет об экуменизме», который в свое время стал революционным. В среду, 17 декабря, в Киеве на круглом столе обсудили перспективы и современное значение экуменического движения в Украине. Инициаторами обсуждения стали Украинская Греко-Католическая Церковь совместно с Украинской ассоциацией религиоведов. Ведущие специалисты и представители разных конфессий поделились своим видением дальнейших путей развития сотрудничества на ниве духовности.

Екуменізм_1.jpg

«Даже сейчас некоторые аспекты документа звучат по-новому, в частности в рассмотрении отношений между восточным и западным христианством. Однако только в середине ХХ века начались кардинальные изменения и был наложен мораторий на употребление острых высказываний в сторону католиков. Сами же мировые сдвиги начались в 1975 году, после встречи Вселенского Патриарха Димитрия І и Папы Римского Павла VI, когда заработала первая международная богословская комиссия», – отметил в своем выступлении профессор Александр Саган.

Саган.jpgПо его словам, документ содержит в себе принципиально новые моменты, как то признание экуменического движения Католической Церковью таким, что идет от Бога; признание того, что Христос есть и «за оградой Католической Церкви»; принятие того факта, что вина за разделение Церкви не лежала на одной стороне конфликта.

Даже сейчас мы видим новые исторические шаги – на примере недавней встречи Вселенского Патриарха Варфоломея с Папой Франциском. Александр Саган подчеркнул, что единство конфессий должно происходить через общение. Например, путем обсуждения и общих выводов богословов по вопросам брака, воспитания детей и смешанных браков. Но проблемой для Украины остается слабая традиция собственного богословия.

Главный редактор журнала «Патріярхат» Анатолий Бабинский продолжил разговор, добавив, что в 2015 году будет юбилей снятия анафем между Ватиканом и Константинополем. Он проанализировал работы известных богословов, в частности Дэвида Харта.

Толя_Бабинський.jpgПо мнению А.Бабинского, раскол продолжался примерно 700  лет и его невозможно преодолеть за короткий срок только при наличии сильного стремления к этому. Поэтому сейчас как никогда важен переход к поиску постоянного диалога со всеми представителями. В то же время недостатком украинского экуменизма остается игнорирование международных наработок богословов. Поэтому не зря Украину можно назвать и катастрофой в измерении религиозной среды, так и лабораторией наработок.

Главный редактор подчеркнул, что практика должна совершаться по принципу малых шагов. Примером могут служить общины Северной Америки, которые постоянно изучают и публикуют собственные реакции на мировые документы об экуменизме. Такая работа предоставляет им возможность давать собственные рекомендации относительно конкретных случаев и разрабатывать богословскую традицию.

Екуменізм_2.jpg

Во время общего обсуждения вопроса на круглом столе звучали разные мнения относительно практического воплощения экуменизма. Однако удалось достичь общего решения о том, что нужно стремиться внедрять эти принципы на практике, на чем настаивал о. Александр Медведев от УПЦ Киевского Патриархата, представлявший Отдел социального служения. Он напомнил о небольших городах Донбасса, где непосредственно несет служение, и о других городках разных областей, где люди даже не догадываются  об экуменизме и его значении.

Екумензім_3.jpg

С его мнением согласилась профессор и вице-президент Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филипович: «Выглядит так, что вопрос единства Церкви интересует только сами церкви. Недавно к этому обсуждению наконец вернулась власть, однако большинство людей остается вне дискурса. Но от единства Церкви зависит и единство общества. Нужно найти новые слова для нашей новой ситуации. Сейчас же Церковь в сознании людей остается отдельной от общей жизни структурой».