• Главная
  • Новости
  • Вопрос о примате в Церкви и "Критский" документ вынесут на обсуждение смешанной православно-католической комиссии...

Вопрос о примате в Церкви и "Критский" документ вынесут на обсуждение смешанной православно-католической комиссии

17.08.2010, 16:10
Вопрос о примате в Церкви и "Критский" документ вынесут на обсуждение смешанной православно-католической комиссии - фото 1
Речь идет не о первенстве Римского Понтифика, а о первенстве в православной среде, которая существенно отличается от первенства Папы, как она сформулирована, в частности, на I Ватиканском Соборе.

exklusiv.gifGovoryn.jpgПервый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун), который будет участвовать 20-27 сентября в заседании в Вене Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римо-Католической Церковью, рассказал РИСУ, что на обсуждение выносится проект так называемого «Критского» документа и вопрос о примате в Церкви.

По его словам, в подготовке «Критского» документа РПЦ не участвовала, поэтому его положение необходимо пересмотреть, поскольку, как утверждает архимандрит, в этом документе ощутима дистанция от православной экклезиологии.

Также на встрече Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными и Римо-Католической Церковами речь будет идти о принятии сбалансированной позиции между Православными Церквами и РКЦ по вопросу о примате в Церкви. По словам Кирилла (Говоруна), сначала нужно выработать межправославный консенсус по этому вопросу.

«Задача эта не из легких, поскольку в православной традиции положительное учение о примате отсутствует – есть только позиции относительно которых существует общее протестное отношение. Отличия касаются не столько примата Понтифика, сколько примата внутри Православной Церкви. С одной стороны, примат – это неотъемлемая часть церковной традиции. Все признают, что примат должен быть и функционировать в середине Православной Церкви. С другой стороны, непонятно, каким он должен быть. Собственно, вокруг этого идут споры. Что касается отношения к Римскому примату, то здесь между православными существует консенсус: примат в православном понимании не может быть тождественным примату Римскому», – отметил архимандрит.

По его словам, среди православных богословов сейчас есть две (как минимум) позиции по примата в православной традиции. Первая позиция – это то, что примат существует номинально: лишь первый по чести, который кроме почетного первенства никаких дополнительных функций во Вселенском Православии не выполняет. Другая позиция исходит из того, что первенство в православной традиции всегда было реальной вещью, которая предусматривала конкретные механизмы практического применения. Однако между сторонниками этой позиции нет консенсуса относительно того, какие конкретно полномочия может иметь первый в современной ситуации. Однако они согласны, что модель «федерации» Поместных Церквей, которая исключает возможность реального первенства, не является традиционной и приемлемой.

Как утверждает архимандрит, было бы преувеличением говорить, что РПЦ поддерживает первую позицию в противовес Константинополю, который поддерживает вторую позицию. В РПЦ есть также богословы, которые уверены, что первенство в Церкви должно быть наполнено реальным содержанием. Архимандрит замечает, что речь идет не о первенстве Римского Понтифика, а о первенстве в православной среде, которая существенно отличается от первенства Папы, как она сформулирована, в частности, на I Ватиканском Соборе.