• Главная
  • Новости
  • Конфликт в Украине поставил под сомнение концепцию «русского мира», – российский историк и религиовед...

Конфликт в Украине поставил под сомнение концепцию «русского мира», – российский историк и религиовед

13.11.2014, 11:37
Конфликт в Украине поставил под сомнение концепцию «русского мира», – российский историк и религиовед - фото 1
По словам Бориса Фаликова, попытка создать гражданскую религию в многоконфессиональной стране на основе одной конфессии заведомо обречена на провал.

Фаликов.jpg«Конфликт в Украине поставил под сомнение концепцию «русского мира». Сегодня мы наблюдаем еще одну попытку использовать православие как основу нового интегративного проекта. Теперь уже в рамках отдельно взятой России», – так российский историк и религиовед, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Борис Фаликов прокомментировал выступление Патриарха Кирилла 11 ноября на открытии заседания Всемирного Русского Народного Собора на тему – "Единство истории, единство России, единство народа", на котором  принята "Декларация русской идентичности".

Суть Декларации состоит в следующем. Русский народ имеет сложный генетический состав. В его возникновении поучаствовали и славяне, и угро-финны, и тюрки. Вот и теперь народ этот гостеприимно открыт для представителей других этносов. Для присоединения нужно совсем немного: русский язык, русская культура, осознание общей исторической судьбы и принятие православия.

В этом выступлении Московский Патриарх обвинил украинцев в «потере общего понимания собственной истории» и призвал россиян «не стесняться использовать слово "русский" там, где в 1990-е годы "неофициально требовали говорить только "российский".

Комментируя на страницах Газеты.ру предложения Главы РПЦ, Борис Фаликов пишет: "Сам по себе такой вариант «мягкого» православного национализма не нов. Он не раз возникал в ходе отечественной истории. Гораздо интереснее другое — почему это случилось сегодня? На мой взгляд, это связано с крушением доктрины «русского мира», которую долго и любовно пестовал патриарх Кирилл. Она предполагала единение братских народов на общей основе православия. Сегодня рассуждения о «крещальной купели», из которой вышли братья-славяне, мало кого убеждают. «Духовные скрепы» разбились о кровавую междоусобицу на юго-востоке Украины. А сама доктрина «русского мира» была взята на вооружение теми, кто мечтает о его расширении насильственным путем. Превращение политико-богословского понятия в идеологему воинственного ирредентизма произошло так стремительно, что должно было бы обескуражить его авторов. Но этого не произошло. Напротив, мы наблюдаем еще одну попытку использовать православие как основу нового интегративного проекта. Уже в рамках отдельно взятой России".  

По словам Бориса Фаликова, попытка создать гражданскую религию в многоконфессиональной стране на основе одной конфессии заведомо обречена на провал.

«Внутренняя противоречивость и избыточность Декларации русской идентичности вряд ли позволит ей найти себе какое-то практическое применение. И очередная попытка приспособить православный национализм для нужд государственно-церковного партнерства окончится ничем. Однако возможны и другие варианты…  Декларация может легко превратиться в «жесткий» православный национализм и обернуться против тех, кто по каким-то причинам не захочет признать свою «русскость». Или им будет отказано в таковой».