• Главная
  • Новости
  • В УПЦ возмущены информацией о возможности других Церквей Украины претендовать на Почаевскую лавру...

В УПЦ возмущены информацией о возможности других Церквей Украины претендовать на Почаевскую лавру

05.03.2012, 12:10
В УПЦ возмущены информацией о возможности других Церквей Украины претендовать на Почаевскую лавру - фото 1
«УГКЦ имеет на Почаевскую Лавру не больше прав, чем УПЦ на собор Святого Юра во Львове», – считает протоиерей Николай Данилевич.

o.mikolay_0.jpg«УГКЦ имеет на Почаевскую Лавру не больше прав, чем УПЦ на собор Святого Юра во Львове», – считает протоиерей Николай Данилевич. Так заместитель Председателя ОВЦС УПЦ «Православию в Украине» прокомментировал высказывания греко-католических монахов-василиан о возможности УГКЦ также претендовать на Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

«Почаевская Лавра была основана около 1240 года как православный монастырь, каким он есть и сейчас. За более чем 770 лет своего существования лишь 110 лет (1721 - 1831 гг) Лавра находилась в руках греко-католиков. Однако, это отнюдь не является основанием для греко-католиков считать эту святыню своей. Да, был такой исторический период. Но и сегодняшний греко-католический собор Святого Юра во Львове с 1946 по 1990 года также принадлежал Православной Церкви. Храм Святого Юра принадлежал православным минимум до 1584 года, т.е. со времени основания в течение лет 300, после чего он переходил из рук в руки, пока не стал униатским с подписанием Брестской унии в 1596 году. После чего в XVIII веке был перестроен в современном виде», - отмечает протоиерей.

Что касается просветительской деятельности Почаевской Лавры в XIX веке, по словам отца Николая, «она была не менее плодотворной, чем в униатский период. Лаврская типография печатала как духовно-просветительскую, так и богослужебную литературу. Еще до сих пор на многих православных приходах Западной Украины служат по богослужебных книгах, изданных дореволюционной типографией Почаевской Лавры. И Свято-Троицкий собор Лавры был построен также православными в 1906-1912 годах во времена митрополита Антония (Храповицкого) ".

«Почаевская Лавра с исторической и юридической точки принадлежит своему законному владельцу – Украинской Православной Церкви», – отмечает протоиерей УПЦ.

Относительно событий 1991 года и возможности перехода Почаевской Лавры в лоно УГКЦ, как об этом говорят монахи-василиане, заместитель Председателя ОВЦС УПЦ рассказал следующее: «Я учился в Почаевской духовной семинарии, куда поступил в 1994 году. Я застал многих монахов, которые жили и служили в Лавре еще в советский период и благодаря которым Лавра стала единственной такого масштаба святыней, не закрывалась в течение всего того безбожного периода. И разве такие отважные монахи, которые не побоялись советской империи и выстояли, которых кагэбисты, в прямом смысле этого слова, выбрасывали из келий, и упорно не оставляли Лавры, могли побояться какого-то ГКЧП, чтобы оставить Лавру греко-католикам? Извините, но это неправда! И все эти вышеупомянутые заявления являются безосновательными и аргументы очень слабыми. Почаевская Лавра с исторической и юридической точки зрения принадлежит своему законному владельцу – Украинской Православной Церкви», – резюмировал представитель Отдела внешних церковных связей УПЦ.

По словам о. Николая, в последнее время возросло количество претензий со стороны УГКЦ на православные храмы и святыни. Кроме ситуации с Почаевской Лаврой, отец Николай вспомнил и о Десятинном храме, о «пользование», которым, при условии допуска к участию в восстановлении, просил в своем письме к председателю КГГА Попова О.П. Глава УГКЦ Патриарх Святослав (Шевчук). «Такие заявления со стороны греко-католиков вызывают у нас, как минимум, недоумение. Конфессия, которая более чем на полтысячи лет моложе за православный Десятинный храм претендует на «пользование» им? Это звучит, мягко говоря, странно. Всякое сравнение несовершенно, но это звучит примерно так же, если Украинская Православная Церковь заявила бы о своих претензиях на «пользование» собором святого Петра в Риме», – сказал протоиерей Николай Данилевич.

Попытка на законодательном уровне закрепить Почаевскую Лавру за УПЦ (МП), в частности, законопроект № 9690 «О возвращении объектов культурного наследия религиозным организациям», как ранее сообщала РІСУ, вызвал немало дискуссий в обществе. Против передачи в собственность украинских святынь высказались Патриарх УПЦ КП Филарет, митрополит Луцкий и Волынский УПЦ КП Михаил (Зинкевич). К осторожному, взвешенному подходу в вопросе реституции призвал Глава УГКЦ Святослав (Шевчук). Свою позицию относительно законопроекта Василия Горбаля выразили депутаты Львовского и Тернопольского горсоветов. На Тернопольщине, где расположена Почаевская лавра, состоялось заседание духовного совета, на котором представители традиционных христианских Церквей заявили свое несогласие относительно передачи одной Церкви Почаевской лавры.
Недовольство законопроект вызвал и в участников движения «Украинские святыни – украинскому народу» В Тернополе, Киеве, Луцке, Ровно, Львове, Черкассах, Сумах и других городах Украины они провели общественные слушания и обсуждения этого неоднозначного документа.

Справка РИСУ: Храм св. Юрия Победоносца во Львове построен в сер. XVIII в. на фундаменте древнего монастыря. По легендам, первые кельи здесь во второй половине XIII в. основал князь Василько Романович, брат основателя Львова князя Даниила Галицкого. В XIV в. первый храм сгорел и на его месте был построен новый монастырский комплекс, который просуществовал до XVIII в. С 1539 г. храм стал центром епископа Львовского. Львовская епархия, которая не приняла унию с Римом в 1596 г., в 1700 г. присоединилась к униатской Киевской митрополии. Митрополит Афанасий Шептицкий, еще будучи епископом Львовским, инициировал перестройку храма. В 1764 году строительство собора было завершено. С 1808 года, когда было восстановлено Галицкую митрополию, он стал центром митрополитов УГКЦ и им был до 1946 г. В 1945-1946 гг сталинский режим с помощью РПЦ провел процесс официальной ликвидации УГКЦ; собор св. Юра был передан под кафедральный храм Львовско-Тернопольского епископа РПЦ и находился в использовании РПЦ до августа 1990 г., когда решением властей был возвращен УГКЦ.