• Главная
  • Новости
  • УГКЦ имеет больше оснований для приватизации Почаевской лавры, чем УПЦ (МП) - священник василянин...

УГКЦ имеет больше оснований для приватизации Почаевской лавры, чем УПЦ (МП) - священник василянин

02.03.2012, 15:03
УГКЦ имеет больше оснований для приватизации Почаевской лавры, чем УПЦ (МП) - священник василянин - фото 1
Греко-католические монахи Ордена святого Василия Великого выражают недовольство по поводу возможной приватизации Почаевской лавры Московской Патриархией.

о. Иван Майковичexklusiv.gifГреко-католические монахи Ордена святого Василия Великого выражают недовольство по поводу возможной приватизации Почаевской лавры Московской Патриархией. Зарегистрированный в парламенте законопроект № 9690 депутата-регионала Василия Горбаля, который по сути предусматривает передачу УПЦ (МП) таких святынь, как Киево-Печерская и Почаевская лавры, они называют провокационным. Поскольку, как утверждают монахи-василиане, у них есть гораздо больше оснований претендовать на ту же Почаевскую лавру, чем православные монахи из Московского Патриархата.

«Практически все сооружения в Лавре сведены, когда ею управляли отцы-василиане. Знаменитый Успенский собор, скажем, построили на пожертвования Николая Потоцкого, а разрисовал храм Лука Долинский», - рассказывает о. Иван (Майкович), многолетний игумен Бучацкого василианского монастыря Честного Креста, на Тернопольшине.

Почаевская лавра в лоне УГКЦ находилась более века. «Униаты» обустроили здесь типографию, которая за сто лет выдала 200-300 наименований книг и основали школу, где могли учиться сельские дети. В XIX веке российская власть отобрала лавру у греко-католиков, обвинив их в антицарских выступлениях.

«Василиан из монастыря в 1832 году попросту вывезли, а в их кельи заселили православных монахов», - говорит он.

По словам священника, их конгрегация после выхода УГКЦ из подполья пыталась вернуть Почаевскую лавру.

«В 1991 году монастырь мог перейти в лоно УГКЦ, однако этим шансом не воспользовались. Сразу после августовского путча ГКЧП православные монахи готовились покинуть лавру и уехать в Россию. Они понимали, что Украина станет свободным государством и им здесь будет неуютно», - отметил священник.

Священник-василианин подчеркнул, что греко-католики никогда не отказывались от святыни, неоднократно обращались к властям с просьбой о ее возвращении. В этом их поддерживали общественные организации, научные и культурные деятели Тернопольщины.

«Лавру нам не вернули, потому что здесь речь идет не столько о восстановлении законности, справедливости, как о политике. Мы же пытаемся добиться правды законным путем. Не призываем казаков, чтобы отбить храм. Хотим перед людьми и миром заявить, что эта святыня принадлежала нам», - отметил он.

О. Иван (Майкович) говорит, что сейчас василиане в Почаевской лавре являются персонами нон грата. Помолиться в церкви, а то и просто пройтись возле зданий, они могут лишь, надев светскую одежду.

«С ними трудно вести диалог. Монахи Почаевской лавры враждебно относятся к «унатам», «раскольникам», и вообще ко всему украинскому. Но Иисус учит нас любить всех, даже врагов и благословлять тех, кто тебя проклинает », - подчеркнул священник.

Законопроект № 9690 «О возвращении объектов культурного наследия религиозным организациям», как ранее сообщала РИСУ, вызвал немало дискуссий в обществе. Против передачи в собственность украинских святынь высказались Патриарх УПЦ КП Филарет, митрополит Луцкий и Волынский УПЦ КП Михаил (Зинкевич). К осторожному, взвешенному подходу в вопросе реституции призвал Глава УГКЦ Святослав (Шевчук). Свою позицию относительно законопроекта Василия Горбаля выразили депутаты Львовского и Тернопольского горсоветов. На Тернопольщине, где расположена Почаевская лавра, состоялось заседание духовного совета, на котором представители традиционных христианских Церквей заявили свое несогласие относительно передачи одной Церкви Почаевской лавры.

Недовольство законпроект вызвал и в участников движения «Украинские святыни - украинскому народу» в Тернополе, Киеве, Луцке, Ровно, Львове, Черкассах, Сумах и других городах Украины они провели общественные слушания и обсуждения этого неоднозначного документа.