• Главная
  • Проекты
  • ОБСЕ зафиксировала системные притеснения религиозной свободы в Крыму...

ОБСЕ зафиксировала системные притеснения религиозной свободы в Крыму

18.09.2015, 15:20
ОБСЕ зафиксировала системные притеснения религиозной свободы в Крыму - фото 1
Крымские татары и украинцы, которые открыто выступают за территориальную целостность Украины и не поддерживают фактическую власть Крыма, находятся в особенно уязвимом положении.

Крим.jpgКрымские татары и украинцы, которые открыто выступают за территориальную целостность Украины и не поддерживают фактическую власть Крыма, находятся в особенно уязвимом положении.

Об этом говорится в отчете Миссии ОБСЕ по оценке состояния дел с соблюдением прав человека в Крыму, обнародованном 17 сентября 2015 года, сообщает Институт религиозной свободы.

Требования, установленные властями России о перерегистрации общественных организаций, СМИ и религиозных объединений умышленно используются против нелояльных к новой власти. В итоге, в значительной степени была ограничена свобода объединения и возможность для существования гражданского общества, и значительно сокращено количество независимых СМИ.

В отчете Миссии ОБСЕ также отмечается, что религиозные общины со статусом юридического лица обязаны перерегистрироваться в соответствии с требованиями российского законодательства, чтобы иметь право продолжать свою деятельность – арендовать помещения, нанимать работников или приглашать иностранцев для участия в религиозных мероприятиях.

Религиозные общины столкнулись с серьезными трудностями во время бюрократической процедуры подачи заявления на перерегистрацию. При этом зарегистрировать религиозную организацию как юридическое лицо в Крыму разрешено только гражданам РФ. Из-за этого российские власти продлили срок перерегистрации – сначала до 1 марта 2015 года, а впоследствии до 1 января 2016 года.

До аннексии в Крыму было более 1400 религиозных общин, официально зарегистрированных как юридические лица в соответствии с требованиями украинского законодательства, и 674 незарегистрированных общин (большинство из которых входила в муфтията). Однако до завершения первого срока перерегистрации, 150 заявлений были отклонены по техническим причинам, в том числе все 20 заявлений Свидетелей Иеговы, и заявки Католической Церкви в связи с тем, что некоторые документы были поданы на украинском языке.


В отчете Миссии ОБСЕ указано, что в некоторых случаях процедура перерегистрации в Крыму была использована для того, чтобы вытеснить проукраинские общественные организации и СМИ. Это привело к значительному сокращению масштаба и разнообразия пространства гражданского общества, параллельно с этим подавляя проявления инакомыслия.

После завершения первого дополнительного срока подачи заявлений, лишь 60 религиозным организациям, в том числе 9 религиозным общинам, удалось перерегистрироваться в соответствии с требованиями законодательства РФ. После этого заявления на перерегистрацию подали менее 200 религиозных общин, и в дальнейшем только 51 из них (не считая 9 религиозных общин) были перерегистрированы по состоянию на март 2015 года. В августе насчитывалось 53 религиозные организации, зарегистрированные в Республике Крым и городе Севастополе (за исключением общин, зарегистрировавшихся по упрощенной процедуре как такие, которые подчинены зарегистрированным в Москве юридическим лицам).

Давление на религиозные организации крымских татар отмечалось четкими периодами усиления и ослабления.

С июня по сентябрь 2014 года так называемые правоохранительные органы Крыма проводили обыски в мечетях и медресе (исламских школах) на всем полуострове и допросили десятки крымских татар, подозреваемых во владении запрещенными экстремистскими материалами или в причастности к запрещенным законодательством России религиозным организациям, таким как Хизб ут-Тахрир. Немало подобных обысков были проведены в мечетях и медресе, которые принадлежат Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК).

Наиболее вероятно, отмечает Миссия ОБСЕ, российские власти изменили свою позицию по отношению к ДУМК, учитывая более умеренную позицию лидера ДУМК муфтия Эмирали Аблаева, который является членом Меджлиса. В последнее время он воздерживался от прямой критики в адрес фактических руководителей Крыма и участвовал в официальных встречах, организованных органами оккупационной власти.

Будущее Украинской православной церкви Киевского патриархата остается неопределенным.

Сообщается, что фактический глава Крыма Аксенов предложил Архиепископу Клименту, что земельная собственность УПЦ КП в Крыму будет защищена, если Архиепископ войдет в состав Совета по религиозным вопросам Крыма. Вскоре после аннексии Крыма Российской Федерацией в 2014 году, несколько культовых сооружений УПЦ Киевского Патриархата на территории тогдашних украинских военных баз были захвачены.

Также органы власти Крыма наложили жесткие ограничения права на мирные собрания лиц, принадлежащих к крымскотатарской и украинской общинам, и открыто демонстрируют свою самобытность и оппозицию к нелегальной аннексии Крыма Российской Федерацией.


Полный текст извлечения из отчета Миссии ОБСЕ по теме свободы вероисповедания в Крыму доступен на сайте Института религиозной свободы.