• Главная
  • Новости
  • Религиовед считает главной проблемой украинского православия неопределенность относительно собственной идентичности...

Религиовед считает главной проблемой украинского православия неопределенность относительно собственной идентичности

13.05.2011, 17:20
Религиовед считает главной проблемой украинского православия неопределенность относительно собственной идентичности - фото 1
Ю. Черноморец отмечает, что традиционная украинская идентичность находится в периоде кризиса сама по себе. Но положение осложняется еще и невозможностью ответить на исторические вызовы, стоящие перед украинским православием.

exklusiv.gifchornomor.jpgУкраинские Церкви страдают из-за неопределенности относительно собственной идентичности. Для формирования общей украинской христианской идентичности нужен гений. Об этом заявил шеф-редактор Богословского портала, доктор Юрий Черноморец во время конференции «Религия и власть в Украине: культурная традиция современный опыт и перспективы», которая проходит сегодня, 13 мая, во Львове.

Как отметил Ю. Черноморец, традиционная украинская идентичность находится в периоде кризиса сама по себе. Но положение осложняется еще и невозможностью ответить на исторические вызовы, стоящие перед украинским православием.

«Украина не прошла через «церковный национализм», который привел большинство национальных Церквей к утверждению собственных автокефалий в XIX веке. Благодаря евхаристической экклесиологии, вселенское православие нашло ту модель церковной идентичности, которая решила проблему соотношения универсального и национального. Однако, украинское православие еще не завоевало собственных прав, а потому ему нужна еще энергия борьбы за национальный характер православия. Важнейшей тенденцией 2000-х стало постепенное принятие той идентичности, которая сформирована на основе евхаристической экклесиологии», - отметил в выступлении Ю. Черноморец.

Он охарактеризовал попытку каждой из Православных Церквей Украины найти идентичность. Так, по словам религиоведа, УПЦ старалась быть родной Церковью для всех православных Украины. По мнению ее руководителя, Митрополита Владимира, объединению подлежат две украинские идентичности - западная и восточная. Единство этих двух идентичностей возможно благодаря принятию евхаристической экклесиологии, которая предусматривает приоритет универсального, но также и место для национального. Однако, как отмечает Ю. Черноморец, соблазном является не только украинский, но и русский национализм.

УПЦ КП, по его словам, приблизились к принятию евхаристической экклесиологии по другим причинам. В этой Церкви учат, что христианская Церковь есть везде, где осуществляется Евхаристия. Церковь полностью выражена в каждой общине, которая призывает Бога на Евхаристии. Но и перед УПЦ КП, как отмечает Ю. Черноморец, «стоит задача отличать себя как поместную Церковь украинского народа от всяких расколов и сект, паразитирующих на православной ниве».

Украинская Автокефальная Православная Церковь евхаристическую экклесиологию приняла в качестве официального учения. По словам Ю. Черноморца, в последние годы УАПЦ пытается сформировать собственную идентичность таким образом, чтобы ее легко было принять в состав Константинопольского Патриархата.

Юрий Черноморец делает вывод, что попытки сформировать на основе евхаристической экклесиологии полноценную «киевскую идентичность» пока остались лишь попытками. По его словам, Церквам не хватает гениальности для завершения формирования новой идентичности, в которой универсальное христианство было бы сутью, а национальная киевская идея - формой.

Как отмечает Ю. Черноморец, скорее такого рода идентичность может родиться усилиями УГКЦ, где существует как индивидуальные (Патриарх Святослав) так и коллективные (УКУ) предпосылки для гениальных достижений. Но в целом, делает вывод религиовед, при соответствующей богословской и просветительской работе украинское православие еще имеет шанс сформировать себя как силу, способную к существованию и развитию в XXI веке.

Как подчеркнул Юрий Черноморец, формирование христианских идентичностей всегда происходило под влиянием пророков или выдающихся богословов, которым в Украине, по его словам, были Петр Могила и Андрей Шептицкий.

«Сегодня фигур такого масштаба в Украине нет, - но, как утверждает Юрий Черноморец, - возможно формирование коллективных гениев». Таким коллективным гением, по его словам, может стать, к примеру, сообщество богословов или университет.