• Главная
  • Новости
  • 300-летняя Конституция Орлика, основанная на христианских ценностях, поможет консолидировать украинское общество, – мнение эксперта...

300-летняя Конституция Орлика, основанная на христианских ценностях, поможет консолидировать украинское общество, – мнение эксперта

18.05.2010, 15:56
300-летняя Конституция Орлика, основанная на христианских ценностях, поможет консолидировать украинское общество, – мнение эксперта - фото 1
По оценке современных украинских историков, это первая европейская конституция в современном понимании.

exklusiv.gifOrlyk.jpgКИЕВ – К 300-летию первой украинской Конституции портал «Украинская христианская культура» провел семинар, посвященный христианским ценностям в Конституции Пилипа Орлика. Состоялся семинар в помещении Центра богословских исследований, сообщает корреспондент РИСУ Александр Бойко.

Основой семинара стал доклад кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Алексея Кресина о конституции Пилипа Орлика и выраженном в ней христианском мировоззрении, которое послужило основой для дальнейшей государственности в Украине. По словам автора доклада, уже в то время Орлик провозгласил многие демократические ценности, которые затем легли в основу европейского образца демократии.

В начале выступления докладчик отметил, что до сих пор, со времен независимости Украины не было ни одного серьезного исследования, посвященного Конституции Орлика, хотя это выдающийся памятник права Украины и он может свидетельствовать о высоком уровне правосознания наших предков.

Kresin.jpgАвтор сделал акцент на том, что вся идеология государственности, которая развивается в данное время, так же ущербна, как и идеология при СССР. В самих наших учебниках истории есть пробелы, не говорящие о разных регионах Украины, которые хотя и были в админокругах других государств, они не переставали быть Украиной. «Нет интегрированного взгляда на образование государства в Украине, его образцы в разных регионах Украины. Такое впечатление, что эти регионы на некоторое время выпадают из истории, тогда как себя будет чувствовать житель Закарпатья или Донецка, когда его край не входит в историю Украины (что Украины в Донецке вроде бы не было) в самих учебниках истории? Украина не могла перемещаться из одной точки в другую, Киев — не вся Украина, ровно как и другое место, все это — Украина. Таким образом, выборочный подход к истории с замалчиванием того, что не выгодно, приводит к очень конфликтной схеме, когда люди везде настойчиво ищут и видят врагов, на Галичине видят врагов в Донецке и наоборот. Это очень опасная тенденция для нашего общества. Нужно всегда говорить о том, что какие бы нации не жили в Украине, они могли мирно сосуществовать безо всякой вражды, что доказывают исторические документы. На этом должен быть акцент в нашей истории», – сказал докладчик.

Вторым важным моментом выступления было напоминание о том, что светское право не могло бы существовать и вообще появится без церковного права. Церковное право решало очень много общественных вопросов, но не охватывало всех сфер жизни, поэтому были написаны светские законы. Правоведы забывают о корнях светского права. Церковь может напоминать об этом, и таким образом, может влиять на жизнь общества, без чего это влияние расценивается как вмешательство в жизнь общества.

Алексей Кресин отметил важность исторического правосознания украинцев: «На территории Украины действовало право разных народов — и об этом нужно помнить, этим гордиться и дорожить, как примером правового общества в Украине с древнейших времен».

В ходе доклада ученый отметил, что через Конституцию Орлика можно увидеть целый пласт истории Украины. Гетман Орлик учел все недостатки правления предыдущей власти и смог дать внутренний закон, дающий основы демократического общества:

«Основной заслугой Конституции Орлика было то, что в этом конституциональном акте были заложены основы парламентаризма, право выбора имели даже крестьяне, а не только тогдашняя элита. Он впервые отделил понятие государства в Украине от военной диктатуры, которая постоянно должна была кому-то служить. Также были заложены основы выборной, договорной, а не пожизненной власти. Это был первый внутриукраинский законодательный акт, внутреннего регулирования, когда не обращались за правовым решением ни к царю, ни к польскому или шведскому королю. В этом случае сам народ, украинцы, а не запорожцы, элита, или кто-то еще решали важные государственные вопросы. Все эти моменты ставят этот документ в один из самых главных наших памятников государственности».

В заключение Алексей Кресин отметил что «Изучение этого документа может дать ту социальную базу отношений, которая может консолидовать украинское общество».

Конституция Пилипа Орлика (Бендерская конституция) – сокращенное название памятника украинской политико-философской и правовой мысли, созданной в 1710 году. Современное распространенное название происходит от сокращенного латинского названия — Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis.

По оценке современных украинских историков, это первая европейская конституция в современном понимании.