Чем нас не огорчили решения Синода
Ну что, коль скоро мы втянуты в обсуждение темы "церковь-держава", наверное, надо посмотреть решения последнего Синода УПЦ МП?
Решения Синода (УПЦ МП) это как указы кабмина. Нет, это не законы, принятые и подписанные Президентом (законы это скорее решения Соборов), это не Конституция и ее поправки (Конституция для паствы это скорее заповеди). Но решения "кабмина" тоже интересны, поскольку они принимаются в исполнение, как в армии. Это, если говорить языком партийных штабов, вводные на ближайшую перспективу.
УПЦ приняла решение о создании института военных капеланов.
И это хорошо. Трудно не поприветствовать то, на чем настаивала церковная же общественность. А теперь о вызовах и трудностях реализации. Священники уже сейчас несут тяжесть ошибок митрополии и предательства клириков Донбасса и Одессы. Известно, что есть подразделения разведки, которые отказывались принимать наших священников. Такая себе светская эпитимия. Но институт капелланов нужен. Поэтому, кроме необходимых знаний капеллана им все три месяца надо молиться о том, что солдаты приняли их. И владыкам, из тех, чьи молитвы точно слышно, и кто остается авторитетными и монастырям тоже об этом молиться.
Создана Сумская духовная семинария. И появление духовной школы тоже вроде как хорошо. Мы надеемся, что владыка Евлогий будет строить обучение так, чтобы его академисты понимали: единая поместная церковь и общее служение с УПЦ КП неизбежно. Просто (с невероятною робостью) позволю себе предложить владыке тренинг. Пусть владыка представит ситуацию, сюжет и обстоятельства, что земля под храм в самом дальнем селе епархии будет выделятся только в случае, если там согласятся сослужить священники двух юрисдикций МП и КП. И это при всех прочих условиях будет возможно только если в этих студентах не воспитывать ненависти к КП. Учить новейшей да и древней церковной истории можно по-разному. Мы можем посоветовать лекторов из числа МП, кто поможет учить, преодолевая московские шоры. Пусть будут московские учебники по нравственному богословию, Новому Завету, патрологии, но историю оставьте дома. Верим, что у владыки все получится, историческая топография Сумщины располагает в такое верить.
И третье. Синодом снято церковное наказание с Валентина Лукияника. Напомним, что этот человек был отлучен от церковного общения. В Решении Синода сказано, что он принес искреннее публичное покаяние. Мы не знаем были ли покаяние искренним. Как не знаем, было ли оно публичным. Как и не знаем, было ли покаяние вообще. Каяться на самом деле ему было в чем. Лукияник - талантливый организатор старушек и маргиналов на защиту святой Руси, против идентификационных кодов, против электроники и собственной державы. И церковное наказание, возложенное на него еще при Владимире (с подачи митр. Александра Драбинко) было четким маркером. РПЦ-ФСБ-шные штучки здесь не работают. Это наказание было не только наказанием, но и месиджем для Москвы ("пусть ваши адепты будут, но не в нашей церкви"). Мы не знаем, почему именно сейчас понадобилось вернуть ему легитимность. Хотим верить, что пришло время, и надо же церкви прощать. Но не исключаем, что Москва мобилизует скоморохов, затейников, организаторов "православных братств", чтобы оживить спокойный киевский пейзаж геронтологическими волнениями на тему "триединой Руси", "гонения на канонических православных" и митингами "умри, но дай свой пальчик для биометрического паспорта". Одним словом, посмотрим.