17-09-2018

«Дорога слез»: Дэвид Бейкер о Крестовом походе детей и о том, зачем читать исторические романы

Дэвид БейкерНа нынешнюю юбилейную книжную ярмарку во Львов приедет известный христианский писатель Дэвид Бейкер. Несколько лет назад вышла на украинском языке его книга «Обольщение Евы Фольк», посвященная жизни Германии 20–40-х гг. ХХ в. А в этом году издательство «Книгоноша» подготовило следующую книгу «Дорога слез» – о крестовом походе детей, который имел место в XIII в. Чтобы написать свои книги, посвященные истории Европы, автор вместе с женой объехал за последние 15 лет пол-Европы.

Нам посчастливилось накануне BookForum’а пообщаться с господином Бейкером.

Господин Дэвид, почему именно поход детей попал в поле Вашего зрения? Чем эта тема Вас так заинтересовала?

– Написанию «Дороги слез» предшествовали очень тяжелые события в моей жизни. Как-то я открыл книгу по истории Церкви. Прочитал несколько разделов, а затем наткнулся на историю детского Крестового похода. Неожиданно меня полностью поглотили эти трагические события. Разум не давал мне покоя: как любящий Бог мог позволить детям, которые также любили Его, сделать такую ужасную ошибку? как любящий Бог мог смотреть на этих невинных созданий и, как казалось, ничего не делать?

У меня возникали и другие вопросы, например, что вообще для любого из нас означает страдать? Все это требовало исследования. Тогда я стал искать ответы в событиях тех давних лет, это вылилось в написание романа, который, я надеюсь, поможет этой истории не кануть в небытие.

Основа Вашего романадетский Крестовый поход. Что он собой представлял?

– О средневековых Крестовых походах, наверное, слышали все, но только некоторые из нас знают о загадочном событии, которое произошло в те времена. Утверждается, что весной 1212 года два мальчика, немец и француз, получили одинаковое видение. Они увидели, как тысячи детей пересекают море и мирно входят в Иерусалим. Они пророчили, что мусульмане обратятся к христианству именно из-за детской невинности и Святая Земля снова вернется в Царство Христа.

К сожалению, этот прекрасный сон в реальности превратился в кошмар. Историки спорят относительно деталей событий, но сходятся в одном: в тот год тысячи детей оставили свои дома и только несколько из них смогли вернуться.

Читая мою историю, вы присоединитесь к группе немецких детей во главе с изгнанным католическим священником, который провел их через Альпы в Геную и переправил через море. Если я скажу больше, то разрушу концовку!

Рассматривая такое событие, как Крестовый поход детей, мы должны понимать его в контексте того времени, то есть эпохи религиозного подъема в XIII в., когда странствующих монахов, проповедников и пророков было немало. Какой месседж Вы хотели донести до читателя?

– Да, мир был другим в те времена. Религия была настолько активной, что нам трудно это даже представить. Она влияла на все сферы жизни. Но человеческое сердце одинаково в любом историческом контексте. Иногда, чтобы понять себя лучше, следует посмотреть на жизнь в других условиях.

Многое открылось мне во время, когда я переживал трудности. Мое желание как писателя заключается в том, чтобы показать другим мир, который я открыл, и поделиться тем, что вижу я. Для меня это конкретное событие в истории – уникальный и мощный толчок для серьезного изучения. Как история об Ионе, она дает нам возможность испытать Божий путь, увидеть себя по-другому и быть открытыми к Божьей мудрости.

Знание того, что мои читатели страдают по разным причинам, разбивает мне сердце. Больше всего я хочу, чтобы они имели надежду в Божьей любви, несмотря на то, как трудно это иногда понять. Имея надежду, мы освобождаемся от многих забот и попыток держать все под контролем. Тогда мы можем по-настоящему радоваться истине, провозглашенной Иисусом: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Какие конкретно вопросы поднимает эта книга?

– Чем больше я писал, тем больше вопросов вставало передо мной! Конечно, наиболее очевидна вечная тайна зла и любящего Бога. Но это не все. Как мы реагируем на тяжелые времена и почему именно так? Каким образом мы защищаем себя от боли? И верны ли эти способы? Как мы ограничены фальшивыми знаниями о себе? Почему Церковь будто пытается избежать тяжелой реальности в жизни? Чего мы боимся? Как мы справляемся со страхом? А со стыдом? А как насчет нашей потребности в контроле? Что является основой нашей надежды? Что нам может дать страдание?

На какую реакцию от прочтения Вы ожидаете? Какие были отзывы читателей?

– Я надеюсь, что читатели поймут сущность свободы в контексте их личной жизни. Через что бы они ни проходили, я хочу, чтобы они помнили, что не одни в этом, что все переживают светлые дни и тьму ночей. Даже Иисус. Я хочу, чтобы страдания в результате помогли им постичь мудрость, а больше всего – любовь, которая руководит как солнечным светом, так и лунным сиянием.

Я был очень доволен отзывами. Большинство читателей поняло историю как метафору своей личной жизни и нашло причины для надежды. Я особенно рад, что читателям понравились персонажи, в которых я вложил часть своего сердца. Но были и те, кто, будучи переполненным эмоционально, откладывал чтение.

В чем актуальность этой книги для читателей? А для Церкви?

– Из моего опыта могу сказать, что мы все хотим быть счастливыми и купаться в солнечных лучах. Это хорошо. Бог хочет, чтобы мы были счастливыми и здоровыми. Но это не вся правда. Мы также переживаем тяжелые времена. Мы теряем работу, имеем проблемы в браке, болеем, попадаем в аварии, страдаем от депрессии и тревог... Это длинный список. Хотя эти темные времена и не лишены света. Эта книга призывает читателя справиться с тьмой и найти надежду в мудрости, что в ней открыта.

К большому сожалению, я считаю, что Церковь нас в этом случае подводит. Учение очень часто говорит, что наша жизнь должна складываться только из радости, поэтому во времена трудностей мы чувствуем свою вину. Мы неохотно и со страхом делимся нашими переживаниями. Есть много причин, по которым многие из нас не могут открыто говорить о своих страхах, своих сомнениях или своем стыде в церкви. Например, многие люди говорили мне, что никогда не могли сказать в церкви о своей депрессии. Это должно измениться.

Вы неоднократно обращались в своих произведениях к историческим темам. В издательстве «Книгоноша» два года назад вышла Ваша книга «Обольщение Евы Фольк». Что именно побудило Вас взяться за это жестокое время нацистского господства в Германии? История жизни Евы не менее жуткая, чем история похода детей.

– Моя жена считает, что мне следует писать только о бабочках и радугах!

У меня есть родственники в Германии и, когда я их посещаю, часто вижу фотографии мужчин в военной форме времен Второй мировой. Для них эти солдаты не были монстрами. Они были их дядями и братьями, фермерами, школьными учителями и даже проповедниками Евангелия. Я же видел их только монстрами и, когда понял, что они были всего лишь обычными людьми, как я, то испугался.

Как американец, я вижу самоуверенность среди своего народа. Мы думаем, что выше других. Нам кажется, что мы бы никогда не смогли вести себя, как те монстры. Американские христиане особенно слепы к своим слабостям. Повествование человеческой истории рядовых немцев была моим способом предупредить нас всех.

«Обольщение Евы Фольк» – это достаточно контраверсионная книга и единственная, которая ищет сердце обычного тогдашнего немца. Интересно сравнение двух книг. «Ева Фольк» изображает последствия слепоты, а «Дорога слез» – тайну хаоса перед глазами любящего Бога. Каждая из них приглашает нас к изучению себя в любых возможных обстоятельствах. И хотя в основе обоих произведений ужасные события, каждая из них в конечном итоге указывает нам путь для спасения.

– История Евы – это не только история одной женщины и ее семьи. Это история Германии того времени, а также всей Европы. Как в целом такие исторические произведения, передающие дух своей эпохи, могут быть полезными современнику?

– Книга, в отличие от учебника, дает возможность читателю действительно погрузиться в эпоху. Можно сделать для себя много открытий именно благодаря живым эмоциям. Благодаря прошлому можно избавиться от многих стереотипов, которые подсознательно мешают нам. Например, если человек читает историю, находясь в современном Киеве, он уже имеет определенное представление, что дает ему возможность взглянуть на ситуацию по-новому. Библия – хороший пример того, как иронически истории прошлого показывают нам современность.

Какую следующую книгу Вы готовите к печати? А может, идея какой-то книги у Вас только витает в голове?

– Последние два года я исследую еще один ошеломляющий момент истории, который открывает тревожную истину: в конечном итоге история – это продукт духовных сил.

События происходят в 1776 году, когда баварские иллюминаты создали «Новый мировой порядок», что действует доныне. Иллюминаты собрали вместе основные духовные и философские соблазны истории и пустили их в ход. Рабочее название произведения – «Осада Эдема». Требуйте, чтобы издательство «Книгоноша» напечатало ее в Украине!

Мне было очень приятно с вами общаться, я благодарен за ваш интерес. Я вспоминаю вашу страну в молитвах. Ваша страна втянута в историческую борьбу за свободу, для меня это источник вдохновения. Пусть Бог благословит вас всех. Пусть Бог благословит Украину.

Спасибо за беседу. Возможно, какое-то событие из истории Украины заинтересует Вас и Вы захотите написать об этом книгу.

Интервью подготовлено при содействии издательства «Книгоноша», г. Киев

www.risu.org.ua

Авторское право на материалы Религиозно-информационной службы Украины защищены законом.
Они могут быть использованы полностью или частично при условии ссылки на РИСУ.
В случае использования их в Интернете - обязательна гиперссылка на risu.org.ua