06-10-2016

Комитет ВР поддержал идею предоставления УПЦ (МП) особого статуса

Комитет по вопросам культуры и духовности рекомендовал Верховной Раде принять в первом чтении законопроект № 4511 об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в Российской Федерации как государстве-агрессоре.

комітет-top.jpg 

Представляли проект на заседании Комитета 5 октября его соавторы народные депутаты Украины Олег Петренко, Сергей Высоцкий и Юрий Бублик, сообщает Институт религиозной свободы.

Суть особого статуса, который очевидно предоставляется именно для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), заключается в обязанности всех соответственных религиозных общин подписать с государством договора (соглашения) с дополнительными обязательствами относительно их деятельности.

В частности, законопроект предусматривает, что регистрация и перерегистрация уставов религиозных организаций с особым статусом «совершается после проведения соответствующей экспертной оценки регистрационных документов независимыми специалистами и при условии предоставления ими государственному органу, который совершает эту регистрацию, положительного экспертного вывода».

Также проект предлагает совершать назначение центрального и регионального церковного руководства лишь после согласования соответствующих кандидатур священнослужителей с Министерством культуры Украины.

Кроме этого, предлагается, что такие религиозные организации «в обязательном порядке согласовывают с государственным органом, который совершил регистрацию устава (положения), приглашение иностранных деятелей для совершения ими проповеднической и другой канонической деятельности».

Следует отметить, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады раскритиковало законопроект № 4511 и призвало парламентариев его отклонить по следующим причинам:

1. Предложение законопроекта относительно предоставления «особого статуса» со стороны государства для одних религиозных организаций в отличие от других, а также заключение с ними особых договоров может расцениваться как вмешательство государства в деятельность церкви, что нарушает принцип равенства всех конфессий и свидетельствует о дискриминации.

2. Уголовным законодательством уже предусмотрена ответственность за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, поэтому непонятно, в чем заключается необходимость заключать договор, который содержит вышеуказанные обязательства.

3. Абсолютно нереальным выглядит предложенный трехмесячный срок подачи такими религиозными организациями необходимых документов для заключения соответствующего договора (соглашения), ведь в случае введения такого предписания около 12,5 тыс. религиозных организаций не смогут вовремя выполнить эти требования из-за неспособности Минкультуры обработать такое количество документов.

4. Законопроект не охватывает круг вопросов, которые должны быть выяснены в результате экспертной оценки во время регистрации/перерегистрации религиозных организаций, и кто именно может выступать в роли «независимых специалистов».

5. Требование согласования с Минкультуры всех назначений центрального и регионального руководства религиозных организаций нарушает конституционный принцип невмешательства и отделенности государства от Церкви, а также нарушает право на свободу мировоззрения и вероисповедания, закрепленное в статье 35 Конституции Украины.

6. Закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций» (ч. 4 ст. 24) уже предусматривает обязанность согласования религиозной деятельности иностранцев для всех религиозных организаций Украины, по приглашению которых прибывают такие религиозные деятели.

7. По содержанию проекта непонятно, что авторы вкладывают в понятие «системное нарушение законодательства», и каким образом должны устанавливаться «факты сотрудничества с представителями милитарно-террористических группировок» как основания для прекращения деятельности религиозных организаций с особым статусом.

Несмотря на это и другие недостатки проекта, озвученные членами Комитета во время обсуждения, Комитет ВР по вопросам культуры и духовности поддержал законопроект № 4511. Среди замечаний звучало мнение о несвоевременности данной инициативы, которая может вызвать международный резонанс и повод для информационной войны против Украины.

Как сообщил ИРС, предлагаемые изменения уже подверглись критике не только со стороны УПЦ (МП), но и от экспертов-религиоведов.

www.risu.org.ua

Авторское право на материалы Религиозно-информационной службы Украины защищены законом.
Они могут быть использованы полностью или частично при условии ссылки на РИСУ.
В случае использования их в Интернете - обязательна гиперссылка на risu.org.ua