25-11-2011

Московский патриархат на распутье

Олег Леусенко

"Ліга.Блоги", 24 листопада 2011 року

Ближайшее время покажет, по которому пути пойдет УПЦ МП: продолжит неканоническое служение зарубежной структуре РПЦ или повернется лицом к православным украинцам и начнет диалог о Единой Поместной православной церкви с другими братьями во Христе

Глава УПЦ Московского патриархата митрополит Киевский Владимир серьезно болен. Он госпитализирован в тяжелом состоянии в одну из клиник столицы. В сентябре митрополит, страдающий болезнью Паркинсона, перенес операцию в связи с переломом шейки бедра. У митрополита также проблемы с системой дыхания.

Несмотря на противоречивые сообщения пресс-службы УПЦ МП о том, что Владимир выздоравливает, но находится в реанимации, понятно – одну из православных ветвей Украины, находящуюся под жестким политическим и экономическим контролем со стороны РПЦ и лично Гундяева, в ближайшее время (возможно на днях или завтра) ожидают серьезные испытания и пертурбации.

Теоретически, существует возможность реформирования организации в действительно каноническую поместную церковь. Равно, как и может произойти консервирование УПЦ МП, как очага антиукраинской линии, проводимой Москвой. От того, чья партия возьмет верх – московская имперская (связана со спецслужбами РФ) или каноническая проукраинская можно будет судить о будущем этой религиозной структуры. Так или иначе, при смене режима поменяется вектор однобокой любви к промосковской церкви государственной власти. И не в интересах священников УПЦ МП слыть у себя на родине пятой колонной.

Между тем, даже президент В. Янукович, несмотря на свои связи с патриархом РПЦ Кириллом, не против создания единой поместной украинской православной церкви.

Политолог В. Карасев считает, что нынешний украинский гарант как бы продолжает линию В. Ющенко на создание единой украинской православной поместной церкви. "Поэтому не случайно в последнее время началось интенсивное сближение официальной власти и УПЦ Киевского патриархата во главе с Филаретом. И, скорее всего, уход митрополита Владимира и отсутствие авторитетного, пользующегося непререкаемым влиянием украинского православного иерарха в УПЦ Московского патриархата может дать санкцию на объединение украинских церквей вокруг Филарета. Тем более, что автокефалы готовы уйти под омофор Филарета", — рассказал эксперт.

По мнению политологов, вопрос, связанный с уходом из жизни Владимира, не столько в поиске преемника, который бы имел хотя бы половину авторитета и влияния нынешнего предстоятеля УПЦ МП, сколько в том, что это может подтолкнуть к созданию в Украине поместной церкви, и ядром этого объединения должна стать не УЦП МП, а УПЦ КП. "Этот проект приобретает все более точные контурные очертания сегодня", — отмечает Карасев.

Между тем, первый зампред Комитета ВРУ по иностранным делам Т. Чорновил настроен не так оптимистично. По его мнению, кандидатуру нового главы УПЦ МП определит патриарх Кирилл. Это связано с утратой контроля митрополитом Владимиром над Синодом, заявил депутат.

В подтверждение слов политика можно вспомнить географию последних визитов в Украину Гундяева, который, кроме пиара кремлевской эрзац-идеи „русского мира”, по мнению экспертов, преследовал и более практическую цель: прощупывание кадров МП на лояльность к московской партии.

Депутат Т. Чорновил уверен, что "Россия однозначно воспользуется ситуацией вокруг митрополита Владимира". К сожалению, в УПЦ (МП) осталось мало таких людей, которые придерживаются такой же позиции, как митрополит Владимир. Сегодня много людей в Синоде, которые блокировали его идеи, они подконтрольны Москве, поскольку Владимир в свое время потерял время", — считает политик.

"Митрополит сделал определенную ошибку, когда был более здоровым, сразу после выборов Кирилла. Тогда ему нужно было разыгрывать сценарий с преемником. Но теперь преемника нет как такового. Теперь его будет определять Синод, где пророссийское большинство. Поэтому, к сожалению, определенную хотя бы моральную автономность УПЦ (МП) может утратить, если придет пророссийский преемник, которого определит сам Кирилл", — прогнозирует украинский депутат агентству Росбалт .

Давление Кремля на МП в Украине всегда было колоссальным. От элементарного шантажа (небезгрешных клириков на постсоветском пространстве найти сложно) до экономического давления. К примеру, летом во время проведения Поместного собора УПЦ МП, на котором планировалось принять новый Устав церкви с расширением ее автономии, предприниматель В. Нусенкис (совладелец концерна «Энерго», финсостояние: $ 3,3 млрд., контролирует псевдорелигиозный православный телеканал «Киевская Русь») стал сворачивать финансовую поддержку церкви. В своем выступлении донецкий олигарх назвал собор МП "сборищем", за что митрополит Владимир сделал ему замечание. После этого Нусенкис якобы заявил, что "автокефалии у УПЦ МП никогда не будет".

По информации Коммерсант-Украина , в спор с предпринимателем вступил митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук), известный своими публичными заявлениями о необходимости автокефалии. Он отметил, что если верующие УПЦ МП примут соответствующее решение, то она будет. В ответ господин В.Нусенкис сказал, что "никакой автокефалии и близко быть не может".

Нусенкис оказывал значительную помощь УПЦ МП, жертвуя митрополии, по сообщениям СМИ, ежемесячно 1 млн. грн.

Теперь этих средств церковь может лишиться, поскольку после скандала, происшедшего на соборе, предприниматель считает нецелесообразным поддерживать УПЦ МП. Подтверждением этих намерений стало прекращение финансирования производства и выхода в эфир программы "Мир православия", которая транслировалась на телеканале "Глас". Теперь средства, которые Нусенкис выделял митрополии, он направляет на финансирование организаций, выступающих против автокефалии УПЦ МП. На лицо исполнение кремлевского заказа украинским бизнесменом.

Глава информационного управления УПЦ Киевского Патриархата епископ Евстратий (Зоря) считает, что "в Московской церкви делают все для того, чтобы возможность диалога (УПЦ КП и УПЦ МП) ) была разрушена. Позиция Московского патриархата в отношении УПЦ-КП является позицией однозначного неприятия нас.. и объектом для диалога, и хотят, чтобы Украинская православная церковь Киевского патриархата исчезла навсегда и как можно быстрее". Епископ считает, что многие представители УПЦ (МП) выступают за сохранение или даже расширение прав самоуправления, но есть " и более деятельная в медиа-пространстве часть, которая настроена на конфликт". Он пояснил, что имеет в виду представителей духовенства Донецкой и Одесской епархий УПЦ (МП).

Кандидаты: на манеже всё те же

В качестве наиболее вероятных кандидатов в преемники главы УПЦ МП реально рассматриваются:

настоятель Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел (Лебидь) и митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион (Шукало) (глава отдела внешних церковных связей РПЦ) .

Есть еще одна одиозная фигура - митрополит Одесский Агафангел. Но в качестве преемника его вряд ли всерьез рассматривают даже в Кремле. Поскольку гундяевцы и большая часть епископата УПЦ МП понимает, что радикальный ваятель "русского мира" с имиджем ярого украинофоба приведет московский филиал РПЦ к неизбежному расколу в считанные месяцы.

По сути, оставшиеся кандидаты – Павел и Илларион не идеальны и имеют серьезно подмоченную репутацию. В любом случае, МП возглавит уязвимый митрополит, который доведет историю существования искусственного образования УПЦ МП в Украине к своему логическому концу.

Так вы, батюшка, партейный?

Митрополит Павел не был замечен в изысканных богословских спорах. Зато он имеет репутацию одного из самых богатых иерархов УПЦ МП. С именем Павла связывают проблемы, происходящие в Киево-Печерской Лавре в последние годы: строительство увеселительных объектов, что неуместно на территории старейшего монастыря. С его именем также связывают изгнание с территории Лавры музеев и других культурных учреждений.

Этот клерк также окрашен политически: в свое время умудрился баллотироваться в Киевраду по спискам сразу двух партий: и КПУ (!), и регионалов. Но коммунисты поймали его на вранье. Все произошло от того, что владыка Павел совмещает своей церковный сан с политической деятельностью не самого лучшего рода.

По мнению сайта Рабочий класс Павел своим незадачливым примером показал, что интересы церкви не обязательно должны совпадать с интересами паствы.

Конференция Киевской горорганизации КПУ выдвинула гражданина Петра Лебедя - владыку Павла - кандидатом в депутаты Киевского горсовета. По предложению П.Симоненко он был включен в партийный список под третьим номером.

Интрига возникла тогда, когда через неделю владыку Павла включила в свой партийный список под четвертым номером конференция Киевской горорганизации... Партии регионов. Вряд ли можно представить, что это решение было принято без согласия самого кандидата в депутаты.

Однако эти события не помешали ему в интервью газете «Дело», отвечая на вопрос, правда ли то, что он баллотируется в Киевраду «не то по списку Компартии, не то по списку Партии регионов», ответить следующее: «Нет, я никак не могу проходить по этим спискам, так как у меня есть Синод, есть предстоятель церкви, и речи о выборах пока еще никто не вел. Меня еще никто не благословил. Так что это только слухи». Подумать только: две партии включают его в свой партийный список по выборам в Киевсовет, а „святой” человек называет это «только слухами»!!!

На самом деле, Павел дал руководству Компартии вполне четкий и однозначный ответ. 9 апреля 2008 года Петр Дмитриевич Лебедь – он же владыка Павел – собственноручно написал в Киевскую городскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться в компании коммунистов. Фотокопия этого документа была опубликована в «Рабочей газете» №74 (14213) от 19 апреля 2008 года.

Затем, гипотетический кандидат в митрополиты завязал более прагматичные связи с партией власти. На вопрос «Газеты по-киевски» , почему он предпочитает именно Партию регионов Павел ответил: «Дело в том, что я был в числе основателей Партии регионов, и на сегодняшний день она является мне наиболее близкой… Я благодарен им и за все дополнения к бюджету..». Возникает законный вопрос: если ПР является настолько близкой, то зачем же тогда давать согласие баллотировать в депутаты по списку компартии?

Еще одной иллюстрацией „добропорядочности” митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла послужило пиршество его юбилея в трех банкетных залах одного из лучших отелей столицы "Русь". Для него пели звезды эстрады, в т.ч. С. Михайлов, выступающий в популярном в криминальной среде стиле "шансон", и танцевали роскошные девицы. Среди дорогих подарков - потрясающий Мерседес представительского класса, на котором вместо государственных номеров красовались литеры "АП" ("архиепископ Павел"). Стоимость этой модели значительно превышает 100 000 долларов США. 50-летие „святейшества” проходило в закрытом режиме, а охрана отеля отгоняла журналистов от входа.

Кстати, партейный батюшка не жалует свободную прессу хронически. Не так давно Павел обозвал журналиста, сфотографировавшего Mercedes главы УПЦ МП, душевнобольным, а роскошный автомобиль митрополита назвал средством передвижения.

Гоморра и Плесень

Митрополит Илларион запомнился иконами с изображением Януковича. С „ликами” гаранта носились в „крестных ходах”, пророчили им „мироточение”. В конце концов, илларионовский пиар закончился покрытием „иконы Януковича” плесенью . Сомнительно, чтобы после таких афер с картинками настоящий верующий проникся почитанием к новому предстоятелю.

Российский политолог А. Окара среди порочащих митрополита называет связь с В. Нусенкисом – странным персонажем из Донецка, который является православным неофитом и украинофобом. Считается, что именно Нусенскис стоит за вычисткой из руководства УПЦ МП украинофилов.

За Илларионом также следует шельф скандалов внутри самой УПЦ МП на почве разговоров о сексуальных извращениях, к которым якобы причастен и сам митрополит. Секс скандалы с именем Иллариона начались еще в бытность патриарха РПЦ Алексия ІІ. Члены инициативной группы духовенства и мирян Донецкой епархии "Русь Православная" неоднократно просили высшее церковное руководство разобраться по многим фактам Содома и Гоморры, которые якобы развел в своей епархии донецкий клирик. Конфликт замяли.

Затем несколько священников УПЦ МП обратились к священноначалию Украинской Православной Церкви и непосредственно к митрополиту Владимиру с просьбой пресечь беззакония имеющие характер сексуальных домогательств со стороны митрополита Иллариона в отношении священнослужителей их епархии.

После очередного скандала, по словам мирян и самих священников, Илларион расправился с неугодными служителями с помощью переводов в отдаленные уголки епархии, угрозами расправы и запрещением в священнослужении.

Слухи об утверждении приближенных Иллариона, что осенью с.г. он будет избран новым митрополитом Киевским – предстоятелем УПЦ МП стали поводом для новых рапортов и жалоб сторонников единства с РПЦ на Иллариона.

В Донецкой епархии кандидата в предстоятели упрекают еще в том, что в окружении Иллариона давно величают "Блаженнейшим" и уже делят должности в Киеве. Сам Илларион часто служит как Предстоятель с Патриаршим жезлом без сулка и заставляет поминать себя как "Господина и Отца" за богослужением. Утверждается, например, что новым Управ.делами УПЦ станет епископ Васильковский Лука и займет Харьковскую кафедру, а Одесская епархия обещана епископу Горловскому Митрофану. Если заглянуть на официальный сайт Донецкой епархии "Донбасс Православный", то станет видно, что Илларион уже ведет себя как предстоятель, совершая богослужения в Горловской епархии в сослужении Варнавы и Митрофана, как будто они не епархиальные архиереи, а вассалы Иллариона. Варнава вообще не бывает на своей кафедре, служит постоянно с Илларионом. В окружении Иллариона постоянно смакуют будущую возможность прибрать к рукам Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру и связанные с этим материальные возможности.

Справедливости ради отметим, что рапорты на Иллариона в основном совершает пророссийское лобби в УПЦ МП. Но, каким бы образом скандал не был урегулирован, на авторитете возможного митрополита он отпечаток оставил.

*****

По мнению экспертов, ни архиепископ Павел, ни митрополит Илларион не были замечены ни среди украинофилов, ни среди сторонников агитпропа "русского мира". Оба они прагматичны и с опытом карьерного роста.

В связи с не безупречностью кандидатов на пост предстоятеля УПЦ МП, большинство наблюдателей сходятся во мнении, что любой из них не способен конкурировать на равных ни с Киевским патриархом Филаретом, ни тем более с молодым предстоятелем Украинской греко-католической церкви Святославом Шевчуком, уже завоевавшего имидж известного богослова в стране и далеко за ее пределами. Кроме того, Святослав не замечен в скандалах и ориентирован на усиление своей церкви современными методами.

П’ять копійок: Владыка Владимир сильно болен, но пожелаем ему здоровья. Однако, исходя из реальных физиологических обстоятельств, все говорит о приближающихся выборах нового митрополита УПЦ МП.

Рано или поздно, украинские православные церкви придут к утверждению единой поместной автокефальной церкви. В православии понятия каноничность или не каноничность церкви вообще отсутствует. К примеру, в Символе веры читаем: «Верую в единую святую, соборную и апостольскую церковь …», где нет ни слова «верую в каноническую церковь».

Для многих украинцев не безразлично кто именно возглавит одну из православных конфессий в стране. Крайне не желательно, чтобы эта фигура ассоциировалась с иностранной церковью и внешними факторами.

Вмешательство РПЦ во внутрицерковные дела Украины выглядит неуместным и после того, как патриархи четырех старейших церквей мира призвали РПЦ придерживаться своей канонической территории.

Напомню, на специальном соборе патриархи Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима, а также предстоятель автокефальной церкви Кипра подчеркнули необходимость уважения и строгого соблюдения географических границ для всех православных церквей. Патриархи церковной пентахрии (система главенства пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского) подчеркнули непризнание канонического статуса УПЦ Московского патриархата в качестве «неотъемлемой части» РПЦ.

Поскольку в Томосе 1924 года Константинопольский патриархат констатировал, что никогда законным образом не отказывался от своей юрисдикции над Киевской митрополией.

Что касается всей МП и ее канонических границ Константинопольский собор придерживается Томоса 1589 года, согласно которому территория нынешней Украины не входит в состав Московского патриархата.

В свете новых решений Собора и в случае выбора промосковского митрополита Киевского МП может потерять влияние не только в Украине, но и будет вынужден размещать свои церкви лишь на территории РФ. А грубое вмешательство и протекция своей кандидатуры на место предстоятеля УПЦ МП грозит отторжением РПЦ мировым православием еще дальше.

www.risu.org.ua

Авторське право на матеріали Релігійно-інформаційної служби України захищається законом.
Вони можуть буть використані повністю чи частково лише за умови посилання на РІСУ.
У разі використання їх в Інтернеті — обов'язкове гіперпосилання на risu.org.ua