Год провального бунта в УПЦ (МП)

07.06.2012, 09:28
Год провального бунта в УПЦ (МП) - фото 1
Итак, несмотря на поддержку Москвой «одесско-донецкой партии», попытка переворота в УПЦ была неудачной.

Год провального бунта в УПЦ (МП)Когда год назад Синод Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) внезапно заявил о срочном желании созвать собор УПЦ (де-факто поместный), эта новость заметно возбудила церковное сообщество. И не только церковное. Причем, судя по публикациям в СМИ, это событие вызвало гораздо больший интерес в России, чем в самой Украине.

Казалось бы, что особенного? – Церковь созывает собор. Но особенным в нем было то, что он не созывался уже почти 20 лет. А учитывая, что внутри самого Московского Патриархата идет ожесточенная борьба относительно того каким путем церковь будет развиваться дальше, информационный ажиотаж вокруг собора был вполне обоснованным.

Теперь когда прошел год, можно вспомнить про хронологию событий и сделать некоторые выводы.

Пугало автокефалии

За последние 20 лет митрополит Владимир (Сабодан) фактически создал поместную православную Церковь, в которой достаточно долго уживались и проукраинская, и пророссийская платформы. И хотя аналитики из среды самой УПЦ твердят, что в ней не существует партий или фракций, факт остается фактом – церковь не однородна.

Например, из Одесской епархии неоднократно доносились призывы к более тесной интеграции украинского православия в структуры РПЦ. Доходило даже до предложений отменить особый статус УПЦ и вернуть церковь к уровню экзархата. Приверженцев этой идеи достаточно много не только в Одессе, и они не стесняются пропагандировать эту идею.

Однако есть и приверженцы полной автокефалии УПЦ, например митрополит Черкасский Софроний. Очевидно, что в Московском Патриархате с ним солидарны многие, но его позиция постоянно подвергается критике и агрессии со стороны «одесской фракции». Большинство епископата (и УПЦ в целом) не являются сторонниками крайних действий и скорее склоняются к поддержке позиции предстоятеля.

И вот эта позиция церковного большинства уже давно беспокоит пророссийскую группу. Из Одесской епархии все громче стали доноситься обвинения в адрес окружения митрополита Владимира, якобы взявшего «курс на автокефалию» УПЦ. При этом самый мощный информационный удар обрушился на архиепископа Александр (Драбинко), личного секретаря Блаженнейшего Владимира.

И как раз летний собор УПЦ 2011 года должен был внести изменения в синоде Московского Патриархата и ввести в его состав владыку Александра. Это и стало поводом. В российские СМИ была вброшена информационная бомба-«страшилка» — в Киеве к власти рвутся «автокефалы»! Было абсолютно не важно – действительно ли архиепископ Александр Драбинко сторонник автокефалии или нет. Главное, что в Москве был посеян испуг и сомнение. Одесситы умело манипулировали страхами руководства РПЦ, используя пугало украинской автокефалии. Впрочем, это было несложно – в Белокаменной привыкли верить владыке Агафангелу и компании. И хотя спикеры УПЦ накануне собора клялись, что не существует никакого автокефального заговора и вообще — никакие стратегические изменения не планируются, эффект информационной бомбы был очевиден — ее творцы окончательно утвердились в глазах Москвы как верные защитники «Русского мира» и канонической территории РПЦ.

Одновременно с фигурой владыки Александра мишенью для атак стал Устав УПЦ, укрепляющий самостоятельность Киевского митрополита. Хотя фактически этот устав уже был принят архиерейским собором еще в 2007 году. Теперь же, общий собор УПЦ должен был его всего лишь заверить.

Одесско-донецкая фронда

На первом этапе, вопрос о том, кто унаследует престол украинского православия после митрополита Владимира, звучал весьма слабо. Тем более, что явного преемника сегодня не существует. Но уже в сентябре 2011 года он оказался центре внимания. Состояние здоровья предстоятеля УПЦ резко ухудшилось, митрополит Владимир попал в госпиталь и митрополит Одесский Агафангел как старейший по хиротонии возглавил синод УПЦ. Глава «одесской партии» начал действовать де-факто в качестве главы Церкви, в т.ч. выступать с политическими речами в духе идей «Русского мира», но отнюдь не в духе митрополита Владимира и традиций украинского православия.

Сразу же остро встал вопрос — сможет ли владыка Агафангел возглавить церковь? Такой вариант вызвал радостное оживление в УПЦ Киевского Патриархата — победа Агафангела означала бы конец УПЦ (МП) как украинской церкви. А может быть это даже стало бы концом УПЦ как самостоятельной Церкви вообще.

В самом Московском Патриархате к такой идее отнеслись скептически. Хотя митрополит Агафангел имеет мощную поддержку в Москве, а с его мнением считается сам патриарх Кирилл, его открытая украинофобия и вовлеченность в политику вызывает отторжение как в епископате УПЦ, так и среди прихожан. Тем не менее, одесситов это не смутило и заручившись поддержкой единомышленников из Донецка и других регионов, они начали активно устранять препятствия на пути к заветной цели. Позднее, этот одесский «бег к власти» СМИ будут освещать с обязательным использованием таких терминов как мятеж, переворот и фронда.

Главный удар опять был нанесен по архиепископу Александру (Драбинко). Одесситы инициировали проверку финансовой деятельности возглавляемого владыкой Александром фонда, курирующего строительство кафедрального собора в Киеве. Поскольку владыка не собирался сдаваться без боя, репрессии против него усилились. Синод УПЦ на заседании 21 февраля 2012 г. осудил деятельность архиепископа Александра и лишил его почти всех должностей. Фактически тот остался лишь личным секретарем предстоятеля – на эту должность синод влияния не имеет.

Эти события показали реальное состояние дел в Украинской православной церкви. «Одесская партия» уверенно шла к победе — никакой оппозиции в среде УПЦ не возникло. Ни один из епископов УПЦ не спросил, почему члены синода не откликнулись на приглашение предстоятеля провести заседание синода в его присутствии в больнице, где он в то время находился? Почему не было учтено письмо митрополита Владимира с оценкой действий синода? В то же время на сторону Агафангела перешли видные лица в УПЦ во главе с архиепископом Митрофаном, управляющим делами УПЦ. Именно он стал рупором, комментирующим в СМИ причины устранения Александра (Драбинко).

Параллельно зазвучал вопрос о признании недееспособности предстоятеля УПЦ, о чем намекнул сам патриарх Кирилл. Новое руководство синода сформировало комиссию, которая должна была заниматься рассмотрением устава УПЦ. Учитывая ее состав, нетрудно предположить, что это будет делаться под интересы одесско-донецкой группы в УПЦ. Также не вызывало сомнений, что их редакция устава будет на руку патриархии в Москве. Казалось, путч состоялся, а митрополит Агафангел уже присвоил себе печать предстоятеля...

Таки да, фальшстарт

Тем не менее, с началом Великого поста начало улучшаться состояние здоровья Блаженнейшего Владимира. Он все чаще принимал разных гостей, правил литургии прямо в больнице. А вскоре выписался из больницы и вернулся к делам. В итоге, в мае собрался синод уже под руководством митрополита Владимира. Большинство решений, принятых синодом во время болезни предстоятеля, было аннулировано. В частности, о временном управлении Киевской епархией, о создании упомянутой комиссии для проверки фонда по строительству собора.

Основные решения также касались кадровых изменений. Вместо перешедшего на сторону одесситов владыки Митрофана новым управляющим делами УПЦ стал архиепископ Антоний (Паканич). Причем его полномочия были значительно расширены, фактически в его подчинении теперь оказалась вся внутренняя и внешняя политика УПЦ, за что его успели окрестить канцлером УПЦ. Предупреждение было высказано архиепископу Ионафану, ярому защитнику «Русского мира» и «одесской партии» за неадекватные публикации на его сайте. Звучала информация, что репрессии коснутся и владыки Павла, в частности, его должны были отстранить от хлебной лаврской кафедры, однако этого не произошло. Позднее с должности благочинного города Киев был снят многолетний руководитель о. Виталий Косовский, также открыто симпатизировавший путчистам. А ведь эта должность позволяет контролировать приходскую жизнь в столице.

Итак, несмотря на поддержку Москвой «одесско-донецкой партии», попытка переворота в УПЦ была неудачной. Пострадал владыка Александр, единственный из епископата публично ставший на защиту позиции предстоятеля УПЦ. Но в результате открылись слабые места в руководстве УПЦ, в частности, в окружении митрополита Владимира и синоде. И этими слабыми местами активно начал заниматься новый управляющий делами УПЦ владыка Антоний. Можно предположить, что его твердая позиция будет способствовать тому, что когда станет вопрос о выборах следующего предстоятеля УПЦ, то результат не будет таким неоднозначным, как это можно было предположить год назад.

Антон Савицький

Агенство стратегічних досліджень, 6 червня 2012 (рос.)