Як і куди рухатиметься Німецька Лютеранська Церква в Україні на чолі з новим єпископом

з 26 жовтня 2013 10:30 до 1 листопада 2013 16:30

У гостях веб-конференції — єпископ-номінат Серге МАШЕВСЬКІ, предстоятель Німецької Євангелічно-Лютеранської Церкви України

Провідна тема: Як і куди рухатиметься Німецька Лютеранська Церква в Україні на чолі з новим єпископом

До уваги: у зв'язку з тим, що гість є родом з Казахстану, а українську ще належно не вивчив, тому він відповідати російською мовою.

  • Запитання від Александр

  • Здраввствуйте, епископ Сергей! Вы закончили консервативную семинарию в США и опекали братские общины ЕЛЦ Казахстана. Следует ли ожидать сближения НЕЛЦУ с зарубежными конфессиональными синодами, такими как Миссури Синод и ЛЦ Канады, и СЕЛЦУ? И какое Ваше отношение к Лейенбергскому конкордату?
    Здравствуйте, Александр, я благодарю Вас за данный вопрос. НЕЛЦУ открыта для прямого диалога и честного партнерства со всеми Евангелическо-Лютеранскими Церквями и иными конфессиями. Мы искренне стремимся, ради поддержания чистой и неискаженной проповеди Евангелия, в верном исповедании истины, к достижению полного согласия с братскими Церквями на Западе и в Украине по всем артикулам веры, дабы мир и полное общение торжествовали в единой Церкви. Воля нашего Господа, чтобы мы были едины (Ин.17.20-21), пребывали в Его Слове (Ин.8.31-32), держались здравого учения (Тит.1.9) и подвизались за веру "однажды преданную святым" (Иуд.3). Я имею много личных контактов с различными представителями Вами обозначенных Церквей, надеюсь, что мы будем успешно развивать наши отношения.
    С т.зр. предстоятеля НЕЛЦУ, моё отношение к Лейенбергскому согласию вполне позитивно. Данный конкордат, в определенной степени, защищает "маленькие" (немногочисленные Церкви) от "диктата" больших и позволяет пребывать нам в собственной традиции.
  • Запитання від Святослав

  • Шановний єпископе, сьогодні серед українських християн, особливо протестантів, поширений страх перед євроінтеграцією. Вони бояться, що ЄС змусить Україну легалізувати стосунки під гомосексуалістами, надасть їм право усиновлювати дітей. А яке ставлення НЄЛЦУ до євроінтеграції України?
    Уважаемый Святослав, спасибо Вам за столь насущный вопрос. Начало третьего тысячелетия уже не оправдало многих радужных мечтаний. Нас не могут не тревожить встречающиеся сегодня проявления нетерпимости и экстремизма, неравенства и насилия, коррупции и террора – всего того, что ставит под угрозу библейские принципы и несет ущемление свободе личности. В этих условиях наше слово о Воскресении Христа, о Его победе над злом во всех его проявлениях, о возможности преображения жизни, становится все более и более значимым и насущным.
    С моей т.зр. евроинтеграция Украины неизбежна и во многих аспектах скажется положительно на жизни простых граждан. С другой стороны, действительно, Церковь столкнётся с новым вызовом секулярного общества. Уповаем на обетование Спасителя: "И врата ада не одолеют её" (Мф.16.18б)!
  • Запитання від Анастасия

  • Добрый день! Какое, с вашей точки зрение, основное задание Церкви в современном обществе на сегодняшний день? И является ли какое-то из направлений деятельности для вас приоритетным и первоочередным?
    Дорогая Анастасия, основное задание Церкви в этом мире для меня неизменно и вне временного контекста, оно дано нам Спасителем в Великом Посыле. Мы призваны проповедовать Евангелие всем народам, преподавать Таинства согласно Божьему установлению и преображать окружающий нас мир силой любви Христа. Особое внимание следует обратить на миссионерскую, диаконическо-социальную и экуменическую деятельность нашей Церкви. Также, должного рассмотрения заслуживает вопрос катехизации прихожан и образования священнослужителей. Требования Писания, по исполнению христианского служения постоянны, но условия, которые ставит перед Церковью современный мир, создают неотложную необходимость обновления практики служения так, чтобы оно соответствовало нынешней ситуации, было полно динамизма и являлось способным адекватно отвечать на социальные и культурные обстоятельства, в которых это служение должно осуществляться.
    В принципе, наши цели:
    - внутренняя миссия (духовное пробуждение наших прихожан, вовлечение их в активную церковную жизнь и возвращение в Церковь отпавших)
    - внешняя миссия (проповедь Евангелия и обращение неверующих)
    - диаконическое деяние во благо украинского общества
    - обеспечить душепопечительское служение на должном уровне для служителей и мирян,
    наши задачи:
    - учитывать особенности экономического, культурного и социального развития тех, к кому мы обращаемся
    - принять во внимание менталитет, традиции, образ жизни, манеру мышления, религиозный контекст, привычки и жизненные приоритеты наших аудиентов
    - стремиться преобразить наше благовестие и деяние так, чтобы оно было понятным и актуальным для слушателей
    - необходимость применения разнообразных форм и методов проповеди Евангелия среди людей, живущих современными проблемами,
    и наши принципы
    - с уважением относиться к различным религиозным и светским организациям
    - быть открытыми к конструктивному диалогу со всеми
    - налаживать и развивать экуменические связи и сотрудничество - не заниматься прозелитизмом
    Нам следует обеспечить неразрывность провозглашения (керигмы), научения, диалога и служения окружающим нас.
  • Запитання від Святослав

  • Дякую за попередню відповідь, але я хотів детальніше. Мені цікаво, як Ви оцінюєте результати євроінтеграції України? Які можливі плюси і мінуси? Прошу дати детальну відповідь, а не загальні фрази.
    Дорогой Святослав, главные плюсы я вижу в изменениях социального обеспечения и улучшения условий жизни простого участника современного украинского общества. Евроинтеграция послужит повышению уровня материального благосостояния наших граждан, будет гарантировать определенную политическую свободу, социальную защиту всем слоям нашего общества и т.д. Процессу интеграции сопутствует борьба с коррупцией, экономическими преступлениями, "кумовством", модернизация индустриальных и промышленных объектов, повышение уровня обслуживания населения государственными и частными учреждениями, улучшение правоохранительной, медицинской и страховой систем и т.п. Скорее всего, в формате веб-конференции предаставляется возможность лишь указать некоторые векторы дальнейшего развития... С другой стороны, встаёт вопрос о рисках ювенальной системы правосудия, о гендерной политике государства, о системе образования, о насильном внедрении чуждых нашему обществу моделей семейного устройства. В ближайшее время мы опубликуем более детальную информацию по данному вопросу. Спасибо.
  • Запитання від Lubov

  • Німецька Евангелічно-лютеранська церква в Україні є недостатньо відомою, нажаль. Як Ви плануєте змінити цю ситуацію та відношення до протестантів збоку представників "традиційної" конфесії?
    Дорогая Любовь, спасибо за Ваш вопрос. Украина, на протяжении многих веков, являлась неким «форт-постом» между православным Востоком, римо-католическим Западом и исламским Югом. Веками, на её земле вместе с украинцами жили и трудились представители различных народов, каждый из которых привносил нечто особенное в общую культуру. Также, и в советское время, в результате внутренней миграции, большое количество людей разных национальностей переселилось на Украину. Но, несмотря на некоторое слияние различных культур и традиций, именно восточное христианство во многом сформировала мировоззрение и менталитет современного украинского общества, наложив определенный отпечаток на духовную культуру всех народов Украины. Традиции, обрядность и миропонимание православия стали неотделимы от мировосприятия простого человека в контексте современного украинского социума. Нам необходимо констатировать данное положение вещей и учитывать в нашем практическом деянии. Привнесение извне и применение законов и стандартов иного общества, без соответствующего внимания к устоявшимся традициям украинского народа, достаточно часто приводит к непониманию, формирует чувство отчужденности и, даже, может привести к конфликтным ситуациям с иными конфессиями.
    В конечном счете, неуважительное отношение или игнорирование определенных аспектов восточной христианской поместной духовной традиции в некоторой степени вредит миссионерской деятельности Церкви.
    Но в то же время, несмотря на многие заявления об определенной моноконфессиональности Украины, мы имеем и иные исторические факты: движение штундизма, русский баптизм, различные униатские объединения, и, наконец, присутствие в Украине с семнадцатого века лютеранских общин. Это говорит о том, что мы являемся не искусственным новообразованием в Украине, но исторической Церковью, со своими традициями и канонической преемственностью.
    Это создаёт определенные благоприятные условия и предпосылки для дальнейшего развития НЕЛЦУ.
    Согласно христианским принципам и здравому смыслу, лютеранство на Украине не может быть узкоэтнической конфессией и принадлежать одной национальной традиции, но должно быть открыто для всех.
    Наша проповедь должна быть обращена ко всем народам, ко всем возрастам, ко всем общественным слоям и ко всем социальным группам. Наше исповедание не может быть сословным или кастовым объединением самоизолированных лиц, закрытым для новых людей.
    Также, мы не можем дистанцироваться от различных социальных процессов современного украинского общества, но обязаны быть вовлеченными в них.
    Мы должны являть пример уважения к демократическим традициям и уважения к свободе личности и выбору каждого. Мы призваны быть не просто критиками и не просто наблюдателями происходящего вокруг нас, но преображать общество проповедью Слова и помогать ему делами милосердия, согласно библейским заповедям.
    Посему, сегодня нам необходимо придать особое значение нашему миссионерскому служению и реализации наших потенциальных ресурсов в свете Великого Поручения Христа. Это обусловлено, прежде всего:
    - внутренними потребностями нашей Церкви и
    - духовно-нравственным состоянием современного украинского общества.
    Современная миссия Церкви в Украине не имеет цели или задачи просто информировать людей о Христе. Украинское общество не испытывает информационного недостатка, в том числе и о христианских истинах. Но, современному человеку нужна действенная помощь, в виде доброго примера, мудрого совета, хорошего импульса и т.д. Только неразрывность провозглашения (керигмы), научения, диалога и служения делает протестанское (лютеранское) присутствие востребованным в нынешних условиях в нашей стране.
  • Запитання від Иван

  • Здравствуйте, пастор! Я знаю , что союз ЕЛЦ исповедует либеральное богословие.Скажите, значит ли это, что женщины рукопологаются в сан пасторов или диаконисс?И какое при этом отношение Церкви к гомосексуализму?Большое спасибо за ответ
    Здравствуйте, Иван. На данный момент союз ЕЛЦ представляет собой сообщество Церквей, имеющих общие исторические корни, объедененных общей историей ЕЛЦ в Российской империи и СССР. Богословие же и литургическая практика каждой поместной Церкви различны. Согласно каноническому Уставу НЕЛЦУ на служение пастора поставляются лица только мужеского пола. Служение диакона/диакониссы в нашем исповедании и практике нашей Церкви (как и в большинстве других лютеранских Церквей) является не служением литургическим, но, главным образом, служением благотворительности и социального деяния.
    Этому есть историческое обоснование. В Западной Церкви с течением времени служение диакона в общине всё более и более перемещалось в направлении литургии, причем, благотворительное диаконическое служение становилось, как правило, прерогативой и задачей монастырей.
    Но в годы Реформации вновь возрождается понимание служения диакона как социального деяния Церкви для нуждающихся. В период индустриализации данное служение занимает в западно-европейском протестантизме своё особое место. Стало очевидным, что наряду с пастором поместным общинам необходимы специалисты для выполнения специальных социальных и педагогических задач Церкви. С тех пор уже стало невозможным представить себе поместные приходы и социальные службы Церкви без благословенного диаконического служения.
    В несколько ограниченном масштабе в НЕЛЦУ, также существует необходимость поручать исполнение определённых задач специально обученным мужчинам и женщинам. Такими задачами могут быть работа с детьми, семьями, пожилыми людьми, а также диаконическая помощь, сфера управления и общественные связи. Возможно, также и душепопечительское, катехетическое и литургическое служение диакона в общине под руководством пастора, без права отправления Таинств. На диаконическое служение у нас благословляются и мужчины и женщины.
  • Запитання від kozhuschkow

  • Благословенного Вам служения нашей Церкви, Сергей! Какие на Ваш взгляд существуют проблемы в нашей Церкви и каковы пути их решения Вы предлагаете? Остаюсь с уважением, Н. Кожушков
    Спасибо за пожелание благословения!
    На данный момент я желал бы выделить несколько проблемных вопросов:
    · Нехватка проповедников;
    · Недостаток, в некоторых случаях полное отсутствие, социальной и духовной поддержки ныне действующих проповедников и иных служителей Церкви различного уровня;
    · Социальная незащищенность сотрудников и их неуверенность в будущем;
    · Сложности с содержанием молитвенных домов и храмов небольшими общинами;
    · Отсутствие должного попечения о пожилых участниках общин;
    · Отсутствие четкой и прозрачной системы духовного руководства и управления административно-финансовой деятельностью;
    · Наличие недоверия и взаимонепонимания среди сотрудников Церкви;
    · Есть многообразие, но нет единства, как между проповедниками, так и среди участников общин.
    Нам следует стремиться к сохранению духовных и литургических традиций, духовному пробуждению, воспитанию ответственности на различных уровнях, заботе о пожилых участниках общин, вовлечению молодежи и подростков в активную церковную жизнь, формированию практической стратегии развития НЕЛЦУ, обеспечению достойной социальной защиты служителей Церкви,более активной внешней миссии и улучшению системы образования.
  • Запитання від Егор Полтава

  • Господин епископ! В вашей краткой биографии написано, что вы поддерживаете экуменизм. Ваш предшественник, епископ Шпалингер, был малоизвестен в украинской религиозной среде, разве что в Одессе. А экуменическими проектами больше занимался зам.епископа пастор Андрей Гамбург.
    1)Будете ли вы дальше развивать это направление деятельности в вашей Церкви?
    2)Кто теперь будет отвечать за экум.деятельность в НЕЛЦУ?
    3)Что для преодоления барьеров между христианскими сообществами вы считаете возможным осуществить за время вашего служения? Спасибо за ответы
    Дорогой Егор,
    Епископ У.Шпалингер внес большой вклад в развитие экуменических отношений нашей Церкви, особенно с Церквями Восточной и Центральной Европы. Дальнейшим развитием экуменических отношений я буду заниматься непосредственно сам на общецеровном уровне, и все наши пастора на региональном уровне. Заместителю епископа П.Шварцу, уже на данный момент, делегировано право заниматься развитием церковных отношений с Церквями Восточной Европы. Для преодоления барьеров между Церквями необходим конструктивный диалог. Для возобновления и поддержания такого диалога я буду прикладывать все силы. Наша Церковь призвана возводить мосты между различными конфессиями в Украине. Мы уже стоим на этом пути и просим всех поддержать нас в этом, заповеданном нам Спасителем, деянии.
  • Запитання від Виллер

  • т.зр. предстоятеля НЕЛЦУ, моё отношение к Лейенбергскому согласию вполне позитивно. Данный конкордат, в определенной степени, защищает "маленькие" (немногочисленные Церкви) от "диктата" больших и позволяет пребывать нам в собственной традиции.
    Уважаемый пастор !!! Хотелось бы в данном контексте услышать Ваше мнение о претензиях НЕЛЦУ в отношении церковного здания в Ялте. По Вашим словам маленькие общины имеют таки право на существование. По мнению НЕЛЦУ,она является единственным правонаследником немецкой лютеранской церкви в Украине до ее разорения.
    Отсюда вытекает еще вопрос. А почему собственно только НЕЛЦУ ? В Украине несколько лютеранских конфессий. К примеру Миссури, который является партнером наиуважаемой в Германии старолютеранской церкви(SELK), которая сохранила (в отличие от Баварской церкви, на деньги которой содержится НЕЛЦУ) церковные традиции в неизменном виде.
    Так же присоединяясь к вопросам заданным выше,хотел бы услышать Вашу четкую позицию в отношении ординации женщин,и однополых браков. Всем известно,что подобные явления в Баварской церкви, партнером которой является НЕЛЦУ, стали уже более правилом, чем исключением.Много влиятельных персон, имеющих влияние и деньги, потакающих данным ,,прогрессивным,, течениям занимают в Баварской церкви высокие посты, а как известно кто платит,тот и заказывает музыку...
    Вопрос,считаете ли Вы что такие тенденции влияют на теологические принципы НЕЛЦУ? Мне видятся некие индульгенции,выдаваемые Церковью в обмен на материальные блага. А это уже не Лютеранство. Возвращаемся на круги своя ? Спасибо за уделенное внимание,с уважением,Игорь
    Дорогой Игорь, большое спасибо спасибо за столь содержательный вопрос.
    С точки зрения церковного канонического и светского государственного права именно наша Церковь, НЕЛЦУ, является правоприемником и пребывает в традиции Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской Империи, которая существует на территории Украины с XVI века и была впервые конституирована в 1832 г. и была преобразована в 1924 г. и после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений воссоздалась в Украине в 1990 г.. НЕЛЦУ является исторической канонической Церковью в Украине. Другими словами, православные храмы МП экспроприированные советским государством возвращаются УПЦ МП, но не Православной Церкви Румынии, такой же принцип применяется и в нашем случае.
    Относительно второго вопроса - НЕЛЦУ не придерживается практики ординации женщин и благословения однополых браков.
    Мы поддерживаем очень тесные партнерские взаимоотношения с ЕЛЦБ. Благодаря благословению Божию наша Церковь вновь возродилась в Украине. Господь действовал и через помощь Баварской Церкви, распологая сердца верующих поддерживать наши общины духовно и финансово. Мы очень ценим наше тесное сотрудничество и уважаем друг друга. Уважение предпалогает взаимный определенный пиетет к традициям наших поместных Церквей и право на самоопределение и собственную теологическую позицию по вопросам веры.
  • Запитання від Светлана

  • Добрый день! Всем известно, что один в поле не воин, есть ли у Вас команда, с которой Вы работаете и планируются ли в связи с Вашим избранием кадровые изменения в аппарате НЕЛЦУ? Спасибо!
    Добрый день, Светлана! Вы совершенно правы - один в поле не воин. В несении возложенного служения я надеюсь на помощь и успешную синергию всех пасторов, диаконов, предикантов и председателей церковно-приходских Советов общин, а конечно же, простых прихожан НЕЛЦУ. Кадровые изменения, на данный момент, не планируются. Спасибо!