• Головна
  • Креативный идеализм – новая философия развития...

Креативный идеализм – новая философия развития

06.06.2011, 12:04

Объективной реальностью развития является борьба противоположностей, мыслимых как совершенство и несовершенство; в то же время субъективной реальностью развития является созидание, творение, творчество, креативность. Поэтому креативный идеализм является рациональной альтернативой диалектическому материализму: законы развития в креативном идеализме не опровергают, но дополняют и отражают законы развития в диалектическом материализме.

Высшим проявлением диалектики

является диалог Бога с человеком.

Каждый человек так или иначе стремится к развитию – достижению совершенства, или идеала во внешнем (объективном) и внутреннем (субъективном) мире. Давайте будем честными: оба этих мира для нас одинаково реальны и важны.

Субъективно, человеческое стремление к развитию – это путь творения и созидания. Однако несовершенство объективного мира (частью которого являются наши бессознательные, в т. ч. недобрые побуждения) противодействует созидательному стремлению к развитию, принуждает человека бороться за совершенство.

Итак, объективной реальностью развития является борьба противоположностей, мыслимых как совершенство и несовершенство; в то же время субъективной реальностью развития является созидание, творение, творчество, креативность.

Объективная и субъективная реальности взаимосвязаны.

Природа осознается и потому вмещается в сознании, как часть субъективного бытия; хотя сознанию присуща и способность творить себя, созидать субъективное совершенство.

Сознание существует как природный процесс (часть объективного бытия), позволяющий человеку в сочетании с другими природными процессами влиять на окружающий мир и других людей, созидать объективное совершенство.

Объективная реальность материальна, а субъективная реальность идеальна. Их взаимосвязь мыслится истинной реальностью – и это бытие, которое, как было показано выше, характеризуется принципами:

1) принцип взаимосвязи идеального с материальным;

2) принцип развития через творение (творческого развития).

Рассмотрим действие данных принципов на самом простом примере развития – речь пойдет о изучении иностранного языка.

Вначале мы учимся называть новыми словами реальные предметы и явления, то есть, идеализируем сущее: отражаем предметы как связи слов и образов в сознании, развиваемся в субъективной реальности, познавая взаимосвязь идеального с материальным.

Далее мы пользуемся знанием новых слов, общаемся с носителем языка и достигаем задуманных целей – то есть, осуществляем идеальное, развиваемся через творение объективной реальности.

И, наконец, мы обогащаем «перлами» иностранного языка свою родную речь, или обогащаем «перлами» родной речи иностранный язык, когда это уместно и удобно – то есть, идеализируем идеальное, достигаем совершенства с помощью субъективного созидания, творчески развиваем язык.

На данном примере показано не только действие двух упомянутых выше фундаментальных принципов бытия, но и проявление трех основных законов развития:

1) закон идеализации сущего;

2) закон осуществления идеального;

3) закон идеализации идеального.

Эти законы находят свое выражение в любом явлении развития. Часто (но не всегда) они проявляются в приведенной выше последовательности, характеризуют ключевые этапы развития. Когда идеализированное идеальное осмысливается в связи с сущим, последовательность этапов развития повторяется на новом уровне (циклическое развитие). Каждый следующий этап развития может начинаться с творческого осмысления предыдущего (эволюционное развитие).

Возьмем принятую в философии последовательность исторических этапов развития мировоззрения: мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, философское мировоззрение. Мифы выражают мировоззрение в литературной форме, то есть передают идею через предметный сюжет; иначе говоря, мифологическое мировоззрение основано на идеализации сущего. Религия выражает определенные ценности и моральные нормы – иначе говоря, формы идеала, реализация которых верующими способствует развитию человека, общества, природы; итак, религиозное мировоззрение основано на осуществлении идеального. Философия изучает самые общие, то есть самые идеальные характеристики бытия, включая идеи мифов и религий – значит, философское мировоззрение есть идеализация идеального.

При этом следует отметить проявления эволюционности и цикличности – общих свойств развития, проявляющихся и в данном случае. Ведь совершенное религиозное мировоззрение осмысливает мифологическое, а совершенное  философское мировоззрение осмысливает религиозное. Затем в процессе развития возникают новые ценности, мыслятся новые сущности, и цикл повторяется: старые мифы обретают новые значения, традиционная мораль трансформируется в современную, и обновление религии требует новой философии...

Рассмотрим другие примеры.

История науки и техники представляет собой яркую демонстрацию трех основных законов развития: эмпирические знания развиваются в теоретические (идеализация сущего), теоретические знания реализуются на практике (осуществление идеального), которая открывает ученым новые неизвестные явления и так подсказывает новые цели и направления развития науки (идеализация идеального).

История денег не менее замечательно иллюстрирует три основных закона развития: для прямого безденежного обмена товарами людям приходилось определять умозрительное отношение одних товаров к другим (идеализация сущего), далее возникли монеты и банкноты как универсальный, идеальный товар, который можно обменять на любой другой товар (осуществление идеального), а потом деньги стали средством накопления, кредитования, планирования будущего, в последнее время появились электронные деньги (идеализация идеального).

На примере денег можно продемонстрировать и два фундаментальных принципа бытия. Деньги  символизируют взаимосвязь материального с идеальным, будучи идеальным ликвидным товаром. Деньги символизируют развитие посредством творения, поскольку набирают ценность по мере экономического развития (творения благ, удовлетворяющих потребности людей) и теряют ценность в случае застоя и деградации.

Осмысление фундаментальных принципов бытия и законов развития ведет к креативному осмыслению антропологии и социальной философии, новой классификации и периодизации развития личности и сообществ (коллективов в широком смысле слова).

Например, в развитии личности можно выделить такие этапы:

1) наивность (простодушие) – обусловленность мировоззрения индивидуума внешними влияниями, бессмысленными чувствами, побуждениями, инстинктами и т.п., или же стихийное заполнение пустот внутреннего мира;

2) продуктивность – обусловленность мировоззрения индивидуума постановкой практических целей (таких, как выживание, воспроизводство, удовлетворение потребностей) и их достижением;

3) ассоциативность – обусловленность мировоззрения индивидуума коллективной культурой (семейной, групповой, общественной, этнической, государственной, общечеловеческой и т. п.), стремление к социализации, готовность к самопожертвованию;

4) мудрость – осознанное непрерывное стремление к полезному познанию, выявление и преодоление обусловленностей мировоззрения, противоречий, осознание взаимосвязи идеального с материальным;

5) креативность – осознанное стремление индивидуума к развитию через творение;

6) идеальность – сотворение индивидуумом ценностей нового цикла развития личности.

В этом идеальном антропологическом цикле, каждый этап которого вмещает предыдущие (следовательно, это эволюционный цикл) отражаются три закона развития, умноженные на два принципа бытия.

Первый цикл (п. п. 1-3) отражает взаимосвязь материального с идеальным и характеризуется существенностью объективного: наивность есть идеализация объективно сущего; продуктивность есть объективное осуществление идеального; ассоциативность индивидуума через проекцию «я» на «мы» идеализирует идеальное. Второй цикл (п. п. 4-6) отражает принцип развития через творение и характеризуется существенностью субъективного: мудрость есть идеальная идеализация сущего, креативность – осуществление идеального идеала, идеальность – идеализация идеального идеала.

Этапы развития коллектива в самом широком смысле этого слова (семьи, группы, сообщества, социума, народа, государства, человечества и т. п.) таковы:

1) ассоциативность – смыслом бытия коллектива является его сохранение или расширение;

2) продуктивность – смыслом бытия коллектива является постановка и достижение практических целей;

3) гомогенность – смыслом бытия коллектива является совершенствование коллективного сознания, культуры;

4) справедливость – смыслом бытия коллектива является гарантирование прав и свобод человека, реализация интересов и потребностей, счастье индивидуума;

5) креативность – смыслом бытия коллектива является поощрение осознанного стремления индивидуума к развитию через творение;

6) идеальность – сотворение коллективом ценностей нового цикла развития коллектива.

В этом идеальном социальном цикле, каждый этап которого вмещает предыдущие (следовательно, это эволюционный цикл) отражаются три закона развития, умноженные на два принципа бытия.

Первый цикл (п. п. 1-3) отражает взаимосвязь материального с идеальным и характеризуется существенностью объективного: ассоциативность коллектива есть идеализация объективно сущего (совокупность людей в идеале мыслится коллективом); продуктивность есть объективное осуществление идеального; гомогенность как обобщение индивидуального сознания до коллективного идеализирует идеальное. Второй цикл (п. п. 4-6) отражает принцип развития через творение и характеризуется существенностью субъективного: справедливость есть идеальная идеализация сущего (коллективным идеалом мыслится индивидуальный идеал), креативность – осуществление идеального идеала (коллективным идеалом мыслится развитие индивидуума), идеальность – идеализация идеального идеала.

Изложенные взгляды на развитие, человека и общество, бытие, сознание, объективное и субъективное именуются креативным идеализмом.

Креативный идеализм замечателен тем, что эта новая философия развития позволяет эволюционно осмыслить социально-антропологический характер вероучения традиционных религий, а также доказать существование Бога.

Начнем с доказательства существования Бога как абсолютного совершенства. Как уже было сказано, субъективная реальность идеальна (в том числе, самоценна); это значит, что формой существования субъективной реальности является идеал. Развитие идеала согласно третьему закону развития заключается в идеализации идеального. Совершенство – высшая степень развития идеала, то есть идеальный идеал, и, как таковой, является формой существования субъективной реальности. Абсолютное совершенство – высшая степень развития совершенства, то есть идеальное совершенство, и, как таковое, является формой существования субъективной реальности. Значит, абсолютное совершенство, то есть Бог, существует.

Абсолютное совершенство, то есть Бог, является творцом бытия, поскольку бытие – это идеализация взаимосвязи идеального с материальным; Бог как абсолютное совершенство развивает любую идеализацию, а развитие реализуется через творение; потому Бог – творец бытия.

Абсолютное совершенство, то есть Бог, является идеальной личностью, поскольку олицетворение – форма идеализации; Бог является абсолютным совершенством, ибо идеализация Бога есть Бог; итак, олицетворение Бога есть Бог – следовательно, Бог является идеальной личностью.

Теперь осмыслим антропологический и социальный характер вероучения мировых религий.

Христианство проповедует спасение от грехов через жертву Иисуса Христа и воссоединение верующих в Теле Христовом, то есть, Церкви. Таким образом, антропологически христианство тяготеет к ассоциативности (впрочем, при более тщательном изучении христианской теологии нетрудно найти элементы мудрости), а социально – к гомогенности.

Ислам проповедует поклонение Богу, именуемому Аллахом, который предопределил судьбы всего сущего; ислам – это образ жизни и смысл жизни. Таким образом, антропологически ислам поощряет простодушие, а социально –тяготеет к ассоциативности.

Буддизм проповедует доступное каждому освобождение от страданий через правильный образ жизни, материальной и духовной. Итак, антропологически буддизм склоняется к мудрости, а социально воплощает справедливость.

В заключение – еще два интересных аспекта креативного идеализма.

Во-первых, с точки зрения данной философии моя религия – Вера в Наивысшую Ценность Человека – характеризуется как идеализация креативности и в антропологическом, и в социальном измерении.

Во-вторых, креативный идеализм является рациональной альтернативой диалектическому материализму. Ведь творение (с его субъективностью) и борьба (с ее объективностью), как уже было сказано в начале – это две стороны одного бытия. Говоря языком диалектического материализма, бытию присуще единство и борьба таких противоположностей, как объективное и субъективное. Борьба требует противоречий, конкуренции, то есть диалектики. Творчество решает противоречия способом, который в диалектике называется переходом количественных изменений в качественные: накопившееся множество противоречий осмысливается в новом качестве, как многогранность одной реальности. И эта новая реальность требует новой философии.

Атеизм, основанный на диалектическом материализме, стал когда-то вершиной борьбы продуктивного рационализма с непродуктивным иррационализмом. На новом витке эволюции философии, наблюдая непродуктивность, косность и догматичность современного безбожия, мы готовы признать рациональность субъективного бытия и приходим к отрицанию отрицания – отрицанию атеизма и применению методов креативного идеализма там, где раньше применялись методы диалектического материализма.

При этом законы развития в креативном идеализме не опровергают, но дополняют и отражают законы развития в диалектическом материализме. Усматривая противоположности и их борьбу в сущем, мы идеализируем сущее. Переход количественных изменений в качественные мыслится как осуществление идеального. Отрицанию отрицания неизбежно сопутствует идеализация идеального.

Главный метод диалектики – диалог – мыслится более широко: не только как спор между людьми, но и как идеальное общение – диалог Бога с человеком. Или, если угодно, как диалог человека с природой, когда человек совершает поступки, а природа отвечает естественными последствиями.