Место бегства от мира и его суеты на Подолье

Место бегства от мира и его суеты на Подолье - фото 1
Корреспондент РИСУ Василий КОРШАК посетил Сатанов и рассказывает о двух из памятных мест этого края – Свято-Троицком монастыре и Пуще отшельника.

На границе Хмельницкой и Тернопольской областей находится поселок городского типа Сатанов (Городоцкий район Хмельницкой области). Красочная природа (в Хмельницкой области – Национальный природный парк «Подольские Товтры», в Тернопольской – Природный заповедник «Медоборы»), речка Збруч, водные источники издавна притягивали наших предков селиться в этих местах. Соответственно там происходили многочисленные исторические события, свидетелями которых являются архитектурные памятники Сатанова. Естественно, что там, где жили люди, бурлила и религиозная жизнь. Корреспондент РИСУ Василий КОРШАК посетил Сатанов и рассказывает о двух из памятных мест этого края – Свято-Троицком монастыре и Пуще отшельника.

Какая богатая и щедрая на уникальные памятники истории украинская земля! В этой части Подолья недалеко друг от друга расположены две уникальные памятки — такие разные, и все же такие схожие. Роднит их то, что как в монастыре, так и в Пуще отшельника люди искали того же самого – бегства от мира, от его суеты. А разница в том, что в монастыре люди это делали совместно, тогда как в Пуще отшельника уединился никому неведомый человек…

Свято-Троицкий монастырь
1.jpgНа околице Сатанова, на вершине поросшей лесом горы расположен Свято-Троицкий монастырь. Сейчас он не действует, но в сохранившейся церкви проходят богослужения общины УПЦ (МП).

По преданию, этот мужской монастырь был основан в XІ веке монахом из Афона. Вначале он находился в пещере, расположенной немного ниже в лесу, к которой сейчас ведет деревянная лестница. К этой пещере ведет и ход через колодец из верхней части позднее построенного монастыря.

2.jpgПещера является частично естественной, частично вырубленной людьми в известняке, который достаточно легко поддается обработке. Сейчас она состоит из двух маленьких келий, подземной церкви и коридора, который их связывает. Одна из келий носит название кельи испытания. В ней находится камень, на который становились на колени те, кто хотел стать монахом. Считается, что к монашеской жизни был готов тот, кто мог выдержать так целую ночь. В подземной церкви сохранился напрестольный камень. На нем и сейчас стоят иконы и крест. С зажженной свечкой можно пройти подземным коридором, зайти в узкие кельи. Хоть на дворе и лето, но в пещере прохладно, темно. В подземной церкви есть небольшое оконце, через которое виден склон горы, на которой стоит монастырь, и вековые деревья.

3.jpgВыйдя из пещеры в лес, можно увидеть остатки поросших мхом каменных надгробий и крестов. На них можно разглядеть фрагменты надписей на церковнославянском языке, которым пользовались монахи. Видно, что чья-то заботливая рука старалась навести порядок на лесном кладбище – места нескольких могил обложены камнями, некоторые остатки надгробий стоят в головах захоронений.

Возвращаемся к верхней части. До теперешнего времени сохранились части каменных сооружений, строительство которых завершилось в 1744 г. Сейчас из трех монастырских храмов сохранился один, построенный в честь Святой Троицы. Другие два храма – Покровский и Николаевский – не сохранились. Стоит отметить, что много сооружений монастыря не сохранилось, особенно большого вреда монастырю было причинено после его второго закрытия в 1962 г., когда сооружения стали разбирать на камень для нужд строительства, в частности коровника. За время своей долгой истории монастырь был православным, а с 1707 по 1793 гг. – греко-католическим монастырем монахов-василиан.

В 1893 г. монастырь стал женским. На его территории и сейчас сохранились могилы, одна из них датирована 1953 годом. Тогда упокоилась в Господе игуменья Рафаила Святова. Свято-Троицкий монастырь закрывали дважды – в 1929 и в 1962 гг. После первого закрытия советской атеистической властью во время оккупации в 1942 г. Монастырь возобновил свою деятельность.

Следы варварского отношения к вере со стороны коммунистической власти видно и сейчас, хотя православная община УПЦ, которой передан храм и остатки монастыря в 1989 г., и отреставрировала храм, обновила колокольню, восстановила колокола. В каменных сооружениях монашеского корпуса можно увидеть остатки росписей. На фреске, изображающей Богородицу, чья-то варварская рука полностью уничтожила лицо, хотя руки и плечи сохранились…

В свое время Свято-Троицкий монастырь был известным духовно-просветительским центром. В его стенах в XVII веке часть своей монашеской жизни провел Арсений Сатановский, который впоследствии принимал участие в составлении греко-славянского словаря и возглавлял редактирование богослужебных книг, которыми пользуются доныне. Когда-то монастырь посетили Богдан Хмельницкий (1653 г.), российский император Петр I (1711 г.). Перед Альпийским походом монастырь посетил выдающийся полководец Александр Суворов.

История монастыря, его сооружения и пещеры изучены еще не до конца и ожидают своих исследователей.

Пуща отшельника
На противоположной от Сатанова стороне речки Збруч, разделяющей Хмельницкую и Тернопольскую области, уже в Тернопольской области, на территории Природного заповедника «Медоборы», находится еще одно уникальное место – Пуща отшельника.

Если перейти через быстротекущий Збруч, пройти старинное село Кренцилов Гусятинского района, в котором и сейчас находят предметы быта времен Киевской Руси, то можно попасть в лес. Дорога ведет к горе. По обе ее стороны – старый темный лиственный лес. Чувствуется, что находишься в лесу, много грибов, растут растения, занесенные в Красную книгу.

Где-то на полдороги к пещере отшельника находится другая пещера, естественная, глубиной до 30м. В ней на самом дне находятся небольшие озера. Вход в нее закрыт. Несколько выше видны остатки древних рукотворных валов. Во времена Киевской Руси здесь был город Звенигород. Позднее в этих глухих местах еще долго после принятия христианства жили язычники.

4.jpgНа самой вершине горы находится пещера отшельника. Деревянные ступени помогают подойти ко входу в пещеру, возле которого стоит деревянный крест. Говорят, что отшельник пришел в эти края в 30-е годы XIX века. В течение четырех лет в известняке выдолбил себе пещеру и там жил около семидесяти лет, умерев в очень преклонном возрасте. Местная жительница рассказывала автору этих строк, что ее мать, родившаяся в начале ХХ века, уже не застала его в живых.

Никто не знает имени этого человека, откуда он пришел, зачем решил уединиться в глухом лесу. Но известно, что он постоянно молился и к нему шли люди из окрестных сел с просьбой о молитве. Питался человек дарами леса и тем, что приносили ему люди.

5.jpgПещера состоит из двух помещений – в одном отшельник жил, в другом молился. Каменное ложе, плохое освещение, холод и влажность были постоянными спутниками отшельника в течение его длительного пребывания здесь. Сейчас в той части пещеры, где молился отшельник, стоят иконы, престол, свечки. Один раз в году, на Зеленые праздники (Троицу), сюда приходят священник и люди из соседнего села и проводят в пещере богослужение.

Нередко мы ищем святые места за границами Украины. Но самым близким для нас всегда будет тот образ святой жизни, который рядом с нами.