• Главная
  • Социальная база украинского православия...

Социальная база украинского православия

10.03.2005, 15:55

Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ,
кандидат философских наук

Основные тезисы статьи

Украина по характеру религиозности населения не является моноконфессиональной страной.

Население секуляризировано и невоцерковлено.

Украинское православие не является случайным явлением, но имеет серьезную поддержку верующих и населения.

Поддержка верующими и населением «канонического единства» с Московским патриархатом не охватывает даже одной пятой части верующих и населения и все претензии УПЦ МП на особый статус имеют слабую социальную базу.

Протестанты и греко-католики опередили УПЦ МП по числу верующих, еженедельно посещающих храмы и молитвенные дома.

Население Западного и Центрального регионов, где находится 68% приходов УПЦ МП и 75% всех православных приходов, не имеет пророссийской ориентации, не желает единства с Москвой в любой форме.

Население и верующие Украины поддерживают универсальный и украинский характер православной церкви.

В статье использованы данные следующих социологических исследований:

1. «Религия и Церковь в современной Украине», проведенного 5-21.11.2003 фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис» по заказу Патриархии УГКЦ. Данные этого опроса наиболее достоверны по причине более точно составленного вопросника. Считаем, что эти данные наиболее соответствуют как реальности. Данные опроса опубликованы сайтом РИСУ.

2. Данные опросов Украинского Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, проведенных в 2000-2004 годах. Данные достоверны, но менее точны только в определении числа «симпатиков» православных церквей. Данные опросов опубликованы в журнале «Национальная безопасность и оборона» № 10, 2002 г., № 3, 2004 г. и обнародованы на круглых столах, проведенных Центром.

Данные о числе общин, священников, храмов приведены на 1.01.2004 и взяты из официальной статистики Государственного комитета по делам религий. Число реально функционирующих общин в православных церквях Украины примерно на 10-20% ниже официальной статистики, но корректировать данные мы не стали. Данные на начало 2004 года на бумаге почти стали реальностью на начало 2005 года, что делает их вполне пригодными для оперирования.

Число населения Украины на начало 2005 года в наших расчетах мы принимали за 47 млн. человек.

1.Состояние религиозной сферы Украины.

В Украине на 1.1.2004 года насчитывалось 29.785 религиозных организаций и 26.641 священник. Население Украины – около 47 млн. Из них верующими себя называют 70% или около 33 млн. Посещают храмы раз в неделю или чаще около 8% населения или 3 млн. 750 тысяч. Число тех, кто посещает храмы раз в месяц, составляет 11% населения или около 5 млн. Таким образом, число активно-практикующих верующих в Украине – около 5 млн. человек.

Неверующих 16,1% населения или около 7 млн. 600 тысяч, неопределившихся – 14,3% населения или 6 млн. 700 тысяч. Таким образом, к тем, кто не является верующими, относятся около 14 млн. человек.

(По данным опросов Центра Разумкова вообще посещают храмы 37,4% населения, т.е. 17 млн. 600 тысяч. Верующих, которые не посещают храмы, 37,8% населения, т.е. 17 млн. 800 тысяч. Таким образом, всего верующих 35 млн. 400 тысяч. Неверующие – 21,9% населения, т.е. 10 млн. 300 тысяч населения.)

Из числа 33 млн. верующих около 14 млн. заявляют, что не относят себя к какой-либо церкви, и 19 млн. являются симпатиками какой-то одной церкви. Таким образом, симпатики какой-либо конкретной церкви заведомо составляют меньшинство населения Украины. Если перечислить основные группы, то симпатики УПЦ МП – это 7,2 млн., УПЦ КП – 5,5 млн., УГКЦ – 3,8 млн. Таким образом, ни одна из церквей не обладает симпатиями даже половины определившихся 19 млн. верующих! Симпатики УПЦ МП – это только 37,8% определившихся верующих, УПЦ КП – 28,7%, УГКЦ – 18,6%.

Из числа 19 млн. человек, которые признают себя верными какой-либо из Церквей, только 3 млн. 750 тысяч посещают храмы и молитвенные дома еженедельно, и их можно назвать активно-практикующими верующими. Эти 3 млн. 750 тысяч «активистов» (8% населения Украины) распределены в основном между четырьмя основными религиозными течениями Украины: еженедельно в храмы или молитвенные дома приходит 1 млн. 200 тысяч греко-католиков, 820 тысяч протестантов, 790 тысяч православных УПЦ Московского патриархата и 720 тысяч православных Киевского патриархата.

Ни одна из церквей Украины не обладает симпатиями даже 1/6 населения. Это указывает на тот факт, что Украина на сегодня фактически является многоконфессиональной по составу населения. Украина является страной, в которой число неверующих (7 млн. 600 тысяч), не определившихся (6 млн. 700 тысяч), верующих, но не симпатизирующих ни одной их церквей (14 млн.) вместе составляет около 28 млн., а число симпатиков той или иной церкви составляет только 19 млн. Украину можно называть только «потенциально православной», поскольку «просто православными» называет себя 25 млн. человек (в том числе 47,8% атеистов и 58% сомневающихся).

В таких условиях претензии ни одной из церквей на Украину, на принадлежность ее территории и народа только им не имеют основания в современном состоянии украинского общества.

УПЦ

Около трети всех религиозных общин принадлежит Украинской православной церкви (в единстве с Московским патриархатом) – 10.623 религиозных организации, из них 10.404 общины и 151 монастырь. Число священников – 8.620, ниже числа приходов, что позволяет предполагать, что не все приходы являются реальными. Однако ниже 9 тысяч оценивать число реально действующих приходов не представляется возможным. Темпы роста числа общин УПЦ – около 500 в год.

УПЦ представлена во всех регионах Украины, но имеет незначительное представительство в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях.

Симпатиками УПЦ являются, согласно с социологическими опросами, 15,4% населения, что составляет около 7 млн. 200 тысяч человек из 47 млн. населения Украины. Это число составляет 37,8% от 19 млн. церковно определившихся граждан.

Из числа 3 млн. 750 тысяч украинских верующих, которые посещают храмы еженедельно, к УПЦ МП себя относят 790 тысяч человек (21,1%). Таким образом, число активно-практикующих верующих Московского патриархата в Украине не достигает даже миллиона человек. Эти данные показывают, что претензии УПЦ МП на какой-либо особый статус в украинском обществе не имеют социальной базы. Число протестантов и греко-католиков среди молящихся в воскресенье и субботу выше, чем число «канонических» православных.

Протестантские церкви

Вторыми по числу в Украине являются протестантские церкви, в общем насчитывающие 8.500 организаций. Все общины являются реально существующими и имеют миссионерский характер. Если обеспеченность приходов УПЦ священниками – 0,8, то у протестантов – 1,4. Рост общин – около 500 в год. Особенно интенсивно возрастает число общин харизматической семьи протестантских церквей, что отражает общемировую тенденцию. Протестантские общины представлены во всех областях Украины, и их региональный вес определяется успехами и неудачами других конфессий. Более половины религиозных организаций являются протестантскими в Донецкой области (УПЦ – 35%) и Киеве (УПЦ – 25%), более 40% – в Запорожской, Кировоградской и Черновицкой областях. Только во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях протестанты имеют менее 10% от числа общин из-за большой представленности других направлений христианства.

К протестантам относят себя 2,4% населения Украины, что составляет 1 млн. 125 тысяч человек. Посещают еженедельно протестантские храмы и молитвенные дома около 820 тысяч человек. (Это на 30 тысяч человек больше, чем у УПЦ МП.) Таким образом, среди протестантов большинство верующих активно-практикующие, что выгодно отличает их от православных.

УПЦ КП

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 3508 религиозных организаций, из них 3395 общин и 34 монастыря. Реальное число общин меньше, судя по числу священников в 2588. (Вероятно около 3.000 общин). Наибольшее представительство УПЦ КП в Западной (исключая только Закарпатскую область) и Центральной Украине. Темпы роста за 2000-2003 годы – около 500 общин в год.

К симпатикам УПЦ КП относят себя 11,7% населения или 5 млн. 500 тысяч человек. Из числа 3 млн. 750 тысяч граждан Украины, которые посещают храмы еженедельно, к УПЦ КП себя относят 720 тысяч человек. Это только на 70 тысяч меньше, чем УПЦ МП.

УГКЦ

Украинская греко-католическая церковь насчитывает 3480 религиозных организаций, из них 3340 общин и 92 монастыря. Число священников 2051. Темпы роста в 2000-2003 годах незначительны – около 50 в год. В целом УГКЦ заняла свой ареал в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях, а на территории остальных областей представлена незначительно.

К симпатикам УГКЦ относят себя 7,6% населения или около 3 млн. 575 тысяч человек. Из числа 3 млн. 750 тысяч граждан Украины, которые посещают храмы еженедельно, к УГКЦ себя относят около 1 млн. 200 тысяч человек. Этот показатель на 310 тысяч человек больше, чем у УПЦ МП. Как видим, в УГКЦ около трети симпатиков являются активно-практикующими верующими. Если бы одна треть симпатиков УПЦ МП была активно-верующими, то число последних было бы 2 млн. 400 тысяч, а не 790 тысяч. Но надеяться на активизацию верующих без системных усилий со стороны Церкви, без перемен в Церкви и около нее на сегодня не приходится.

УАПЦ

Украинская автокефальная православная церковь насчитывает 1190 религиозных организаций, из них 1156 общин и 5 монастырей. Количество общин завышено по сравнению с реальным, о котором можно судить из числа священников в 685 человек. Основные области распространения – Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, за пределами которых заметно присутствие в Хмельницкой, Винницкой, Черкасской областях. Темпы роста в 2000-2001 годах – около 40 общин в год.

К симпатикам УАПЦ относят себя 0,7% населения или 330 тысяч человек. Из числа 3 млн. 750 тысяч, которые посещают храмы еженедельно, к УАПЦ себя относят 38 тысяч человек.

РКЦ

Римо-католическая церковь представлена 1000 религиозных организаций, из них 863 общины и 80 монастырей. Священнослужителей – 474. Темпы роста в 2000-2003 годах около 50 общин в год.

К симпатикам РКЦ относят себя 0,7% населения или 330 тысяч человек. Из числа 3 млн. 750 тысяч, которые посещают храмы еженедельно, к РКЦ себя относят 113 тысяч человек.

2.«Общее соотношение сил».

В раннехристианской письменности было очень популярным сравнение верующих с воинами, о чем удачно писал С.Аверинцев. Применим эту аналогию и мы, хоть и в приземленном значении.

«Гвардия»: активно-практикующие верующие.

Активно-практикующие верующие, посещающие храм еженедельно, являются основным ресурсом церквей, своего рода «гвардией». По количеству этих верующих примерно равными силами обладают греко-католики (1 млн. 200 тысяч человек), протестанты (820 тысяч), УПЦ (790 тысяч), УПЦ КП (720 тысяч).

«Гвардия» РКЦ (113 тысяч) и УАПЦ (38 тысяч) значительно меньше.

Заметим, что миссионерский потенциал активных верующих протестантских церквей, естественно, значительно больше, чем, например, у православных.

Ресурс православных в случае объединения трех юрисдикций был бы выше, чем у других церквей – около 1 млн. 550 тысяч. Наличие значительного числа «праздничных верующих» и просто симпатиков, не посещающих храмы (при проведении активной миссионерской работы объединенной церковью, при отсутствии внутриправославного конфликта) позволило бы значительно умножить число активно-практикующих верующих.

Малозначительное число активно-практикующих верующих УАПЦ (в масштабе всей Украины) делает практически невозможным успешное построение канонической украинской объединенной церкви на основании УАПЦ.

«Пехота»: симпатики.

На сегодня церквами, обладающими наибольшим количеством сторонников среди населения, вообще являются три – УПЦ (7 млн. 200 тысяч), УПЦ КП (5 млн. 500 тысяч), УГКЦ (3 млн. 375 тысяч).

Непосредственно за этими тремя основными обладателями симпатий населения следуют протестанты – 1 млн. 125 тысяч человек. Протестанты к своим «активистам» в 820 тысяч могут прибавить только 300 тысяч «праздничных верующих» и симпатиков вообще, что вполне естественно, учитывая характер протестантской религиозности, предполагающей как норму только активную религиозную практику.

РКЦ и УАПЦ обладают примерно равным числом сторонников вообще – по 330 тысяч человек. Конечно, о католической экспансии не может быть и речи, тем более что число общих сторонников РКЦ не изменяется с годами.

По числу сторонников УАПЦ отстает в 17 раз от УПЦ КП и в 22 раза от УПЦ. Это еще раз подтверждает тезис о невозможности для этой церкви самой по себе быть основой для создания канонической украинской объединенной церкви. Отставание на порядок в социальной поддержке, в числе «сторонников вообще», делает невозможным для УАПЦ ведение переговоров с УПЦ КП с позиций полного равенства при распределении власти в объединенной Церкви в случае ее возникновения.

Присоединение УАПЦ к УПЦ КП, если такое бы произошло, само по себе не прибавило б УПЦ КП значительного числа симпатиков (5,85 млн. вместо 5,5 млн.) или активных верующих (760 тысяч вместо 720 тысяч). При росте УПЦ КП в 500 общин в ход, присоединение 1000 общин УАПЦ – это только плюс два года развития. Однако активная пропаганда объединения могла принести еще 3-5% симпатий населения, т.е. около 1,5-2 млн. сторонников.

Таким образом, наибольшим резервом обладает секулярное украинское государство, так как оно может опираться на поддержку 28 млн. конфессионально незангажированных граждан.

У двух основных соперничающих православных церквей – УПЦ и УПЦ КП – поддержка незначительна в масштабах всего населения, а у УАПЦ – вообще минимальна. Тревожным для православных должна быть суммарная поддержка униатов, протестантов и католиков – 4,9 млн. человек.

Если же рассматривать число сторонников УПЦ с одной стороны (7 млн. 200 тысяч) и сторонников УПЦ КП, УАПЦ, униатов, протестантов, католиков с другой (10,8 млн.), то число «противников» УПЦ значительно превосходит число «сторонников» – на 3 млн. 600 человек.

Верующие УПЦ МП склонны к «киевоцентризму».

Необходимо заметить, что из числа 7 млн. 200 тысяч верующих УПЦ не все являются сторонниками «вечного единства с Москвой», а это делает призрачным процветание экзархата РПЦ в Украине в случае раскола УПЦ на украинофилов и русофилов.

Также интересно отметить, что в случае проведения опросов без использования имен предстоятелей (Владимира Сабодана, Филарета Денисенко, Любомира Гузара) существенно возрастает число сторонников УПЦ КП – до 7 млн. человек и падает число сторонников УПЦ МП – до менее 5 млн. человек. Такое явление, по мнению аналитиков, объясняется следующими причинами:

— без упоминания имен предстоятелей церкви гораздо менее узнаваемы для своих симпатиков, многие, например, не различают между «Киевским патриархатом» и «Киевской митрополией»;

— фактом большой дискредитации патриарха Филарета в кругах православных верующих (повышение числа сторонников УПЦ КП на 1,5 млн. при неупоминании Филарета свидетельствует о значительной тенденции к «киевоцентричности», сдерживаемой его фигурой).

Ситуация с фигурой Филарета похожа на неприятие «непоминающими» митрополита Сергия Страгородского. Т.е. в случае определенных перемен многие склонны к киевской церкви, но подождут и придут при следующем предстоятеле.

«Генералы»: епископат.

Объективные интересы епископата.

В объединении и автокефализации православия в Украине объективно заинтересовано руководство всех ветвей православия в Украине, хотя к объединению есть многие субъективные препятствия.

Руководство УПЦ объективно заинтересовано:

— в самостоятельности епископата УПЦ, его независимости от изменений политики РПЦ (сегодня ни один епископ УПЦ не может быть до конца уверенным в своих карьерных перспективах; так, ни один из претендентов на будущее предстоятельство в УПЦ после митрополита Владимира не уверен в том, что Москва не навяжет какую-то свою постороннюю фигуру);

— в объединении с автокефальной УПЦ полностью или частично епархий и приходов УАПЦ и УПЦ КП;

— в существовании сильной и независимой от государства УПЦ, взаимовыгодно сотрудничающей с государством;

— в благоприятном отношении со стороны государственной и политической элиты, что возможно только при приобретении автокефалии УПЦ;

— в преодолении межконфессиональных конфликтов;

— в вытеснении на маргинес украинского православия как украинского, так и русского церковного национализма;

— в создании положительного международного имиджа УПЦ и кардинальном возрастании ее роли в мировой православной полноте;

— в утверждении УПЦ как универсальной церкви согласия граждан Украины всех национальностей и языков общения.

Руководство УПЦ КП (епископат в целом) заинтересованно:

— в «почетных условиях» объединения;

— в предоставлении автокефалии объединенной Церкви Константинопольским патриархатом, возможно, с привлечением других старейших патриархатов;

— в сохранении украинского богослужения в «своих» приходах;

— в росте общественной роли церкви;

— в отстранении Филарета как наиболее одиозной фигуры.

Руководство УАПЦ заинтересовано:

— в сохранении своей власти в епархиях;

— во вхождении в сильную «немосковскую церковь», где предстоятель – не Филарет;

— в сохранении украинского богослужения в «своих» приходах.

Состояние епископата

Для целей нашей статьи имеет смысл сказать несколько слов о качественном составе епископского корпуса православных церквей Украины. По мнению аналитиков, епископат в целом не соответствует высоте задач, возникающих в случае необходимости действовать согласно с объективными интересами церквей. В Украине всего 90 епископов: 42 епископа в УПЦ, 39 в УПЦ КП, 9 в УАПЦ. Из них 30 принадлежит к церковной олигархии (также в нее входят некоторые протоиереи на влиятельных постах), 3 – к интеллигенции, 40 имеют психологию «западноукраинского священника», 10 ведут морально чистый образ жизни, 1 – диктатор. Все они психологически склонны только разделяться. Захотеть объединиться могут только под нажимом извне – со стороны государства, спецслужб или масс верующих. Проводить тактические операции способны почти все, стратегические – 3 епископа.

«Офицерство»: священники.

Священство православных церквей в основном происходит из Западной Украины. По этой причине оно склонно подчинятся генеральной линии политики руководства своей конфессии, какой бы она не была. Поэтому в случае, если УПЦ МП примет участие в процессах объединения и автокефализации православной церкви в Украине, 80% священства УПЦ поддержит такие шаги. Только 20% священства будут проблемными для руководства УПЦ в случае ухода от Москвы. Но это число может колебаться в сторону повышения или понижения в результате того или иного давления центральной и местной власти, спецслужб Украины и России, прихожан и местного населения.

Священство УАПЦ категорически не воспринимает патриарха Филарета.

«Тылы»: поддержка ведущих политиков.

Епископат каждой из конфессий рассчитывает на поддержку влиятельных политических сил.

В период до парламентских выборов весной 2006 года УПЦ рассчитывает на поддержку не только новой оппозиции (бывших партий власти: Партия регионов Януковича, социал-демократы Медведчука, коммунисты), но и главы Верховной Рады В.Литвина. Задачу привлечения Литвина к сотрудничеству для УПЦ облегчают следующие факторы: В.Литвин в 1999-2002 годах был главой Администрации Президента Кучмы и входил в одну финансово-политическую группу с главным политическим покровителем УПЦ в те годы Азаровым, в 2002 году УПЦ поддерживала на парламентских выборах 2002 году блок «За единую Украину», который возглавлял Литвин. Но В.Литвин является прекрасным историком, и его нельзя убедить в невозможности автокефалии и объединения, как некоторых политиков из старой власти. А раз автокефалия возможна, что и показывает исторический опыт других народов, то она неизбежна и необходима для украинского православия.

Патриарх УПЦ КП Филарет рассчитывает на поддержку В. Ющенко как Президента и как политического лидера, контролирующего треть депутатов парламента. В частности, по максимуму Филарет рассчитывает на помощь В.Ющенко в деле присоединения к УПЦ КП автокефалов, на активное строительство единой национальной православной церкви силами государства и маргинализацию УПЦ МП. По минимуму Филарет рассчитывает на активный пиар своей конфессии при В.Ющенко, на учет его интересов при определении политики государства в религиозной сфере. Действительно, В.Ющенко как человек симпатизирует личности патриарха УПЦ КП Филарета. Но в целом Президент В. Ющенко занимает позицию невмешательства во внутренние дела церквей, что для Филарета, как человека советского типа, непонятно и неприятно. Но во всяком случае, Президент В. Ющенко действительно может помешать осуществлению тех или иных планов в религиозной сфере Украины, которые будут противоречить интересам патриарха Филарета или приведут к его вынужденной отставке.

Предстоятель УАПЦ митрополит Киевский (фактически – Тернопольский) Мефодий сперва имел своим покровителем председателя Госкомрелигии Украины В.Бондаренко. В 2002-2004 годах он приобрел тесные связи с братьями Медведчуками: Сергеем — заместителем главы налоговой полиции и Виктором – главой Администрации Президента, главой объединенных социал-демократов и одной из крупнейших финансово-промышленных групп Украины. На выборах 2004 года публично поддерживал В.Януковича, хотя все верующие УАПЦ поддерживали В.Ющенко. В свете потери авторитета внутри церкви (и раньше весьма невысокого) и потери покровительства В.Бондаренко пытается найти новых покровителей. Отчасти это ему удалось, и УАПЦ может проводить самостоятельную и взвешенную политику.

3. Какой может быть объединенная каноническая церковь в Украине.

Если бы УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ объединились, то в своих рядах объединенная церковь насчитывала бы 90 епископов, 12 тысяч священников, 15,5 тысяч общин и монастырей, около 1 млн. 550 тысяч активно-практикующих верующих, более 13 млн. симпатиков. Темпы ежегодного прироста составляли бы около 1000 общин в год, и число приходов за последующее десятилетие могло бы достигнуть 25-27 тысяч, после чего темпы роста остановились из-за достижения пределов возможностей количественного роста православия в Украине. В объединенной церкви богослужение осуществлялось на украинском и славянском языках по выбору общины. Значительно увеличился бы миссионерский, социально-политический, финансовый, интеллектуальный потенциал православия в Украине. Повысилась бы религиозность населения и число активно-практикующих православных верующих из-за исчезновения раскола как дискредитирующего церковь явления (47,4% опрошенных уверены, что главной причиной сохранения раскола является жажда власти со стороны иерархов).

Украинское государство просто не смогло бы отказаться от глубокого сотрудничества с объединенной украинской православной церковью во всех сферах взаимной заинтересованности.

В «конкуренции» с протестантами, униатами и католиками сложилась бы качественно лучшая для украинского православия ситуация.

Создание единой церкви способствовало бы укреплению церковной дисциплины, особенно со стороны священства, лишенного возможности «миграций».

4.Какой может быть украинская православная каноническая церковь при неучастии УПЦ МП.

Представим (опять-таки гипотетически), какой была бы автокефальная или автономная украинская православная церковь без участия УПЦ МП.

В нее вошли бы:

1. 3,5 тысячи приходов УПЦ КП в качестве основы организации.

2. 1 тысяча приходов УАПЦ – в основном на правах внутренней автономии (Галицкая фактическая автономия-«экзархат», с «приходами братств» на территории остальной Украины).

3. Несколько тысяч приходов УПЦ МП из областей Запада и Центра Украины, возможно, тоже придут на правах того или иного автономного статуса. Каноническая церковь без единства с Москвой соответствует чаяниям большинства верующих УПЦ МП в Западной Украине [1] (кроме Закарпатья).

Такая церковь сразу бы составила полностью равную конкуренцию УПЦ МП по причине как соизмеримости числа приходов, так и большей поддержки верующих и населения (см. ниже), темпам роста, возможностей пиара и политического лоббизма.

Причиной неудачи процесса нормализации статуса УПЦ КП в условиях современной свободы может быть только страстное желание патриарха Филарета не идти на компромиссы. Но Константинополь и государство не могут сделать за него все – он сам должен идти на встречные шаги с Константинополем и не должен принуждать государство делать то, что в условиях демократии оно делать не может (не может, а потому и не собирается).

5.Какой может быть украинская православная каноническая церковь при неучастии УПЦ МП и УПЦ КП.

Если патриарх Филарет не «поступится» принципами и будет проповедовать идеологию самодостаточности и изоляционизма, то возрастут шансы УАПЦ на то или иное нормирование ее канонического статуса. И маленькая УАПЦ может стать второй канонической церковью на Украине, а при ряде условий может сильно вырасти на Правобережной Украине – в основном за счет перехода верующих из тамошних приходов УПЦ МП.

(Напомним, что рассмотрение проблем в 3, 4 и 5 параграфах находится в рамках теоретической социологии и не затрагивает практических проблем, возникающих при таких «переформатированиях» религиозной сферы Украины.)

6.Социальная база объединенной украинской православной церкви: региональный аспект.

Нас интересует прежде всего реальная социальная база под вариант, изложенный в параграфе 4 данной статьи. Хотя приведенные здесь данные показывают благоприятный настрой верующих и населения также для вариантов, изложенных в параграфах 3 и 5.

Украина состоит из столицы (г.Киева), автономной республики Крым и 24 областей. Эти административные единицы можно поделить на четыре региона: Запад, Центр, Восток, Юг. Каждый из регионов имеет свои особенности, которые сказываются во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной. Отличия регионов сформированы исторически, имеют стабильный характер, изменяются на протяжении десятилетий. Наибольшей является религиозность населения Западного региона, где население тесно связывало свою национальную идентичность с религиозной и где советской власти не удалось разрушить религиозные традиции за 1950-1980-е годы. Наибольших успехов достигла атеистическая политика коммунистического режима на Востоке Украины, значительных – в Центре и на Юге. Мировоззрение населения этих регионов преимущественно секулярное, религиозность гораздо менее сознательная, чем на Западе.

Верующих на Западе – 86,6%, в Центре – 56,1%, на Юге – 55,5%, на Востоке – 50,5%. При этом верующие на Западе в своем большинстве относят себя к определенным церквам и ходят в храмы по воскресеньям, а в других регионах – не относят и не ходят, вообще считают достаточным «общение с Богом наедине, без посредничества церкви», называют себя «просто верующими», «просто православными». Важным показателем для понимания характера разницы в религиозности является то, что религиозное воспитание в семье получили: на Западе – 74,7% опрошенных, в Центре – 29,9%, на Юге – 21,5%, на Востоке – 18%.

Доверие к церкви наибольшее на Западе – 73,3%, среднее в Центре – 54,5% и на Востоке – 54,1%, низкое на Юге – 44,5%.

На выборах 2004 года произошла поляризация населения Украины на:

— проевропейские и украинофильские Запад и Центр, которые голосовали за В. Ющенко, олицетворявшего соответствующие ценности;

— пророссийские и русофильские Юг и Восток, которые голосовали за В.Януковича.

Основное число как сторонников, так и приходов и УПЦ МП, и УПЦ КП находятся в регионах Запада и Центра. В голосовавших за В.Януковича пророссийских регионах большинство населения не относят себя к каким-либо церквям, и там находится меньшинство как сторонников, так и приходов и УПЦ МП, и УПЦ КП.

Очевидным является также разрыв между проевропейским и украинофильским настроением населения областей основного размещения симпатиков и приходов УПЦ МП с одной стороны, и проводимой МП русофильской политикой, с другой. Очевидно, что именно каноничность, а не единство с Москвой являются причиной того, что население в этих областях поддерживает УПЦ МП. В случае каноничности «украинофильской» церкви эти сторонники и приходы УПЦ МП станут основным резервом для нее.

Резервом для «украинофильской» церкви является также отставание числа приходов УПЦ КП от числа сторонников среди опрошенных, иногда очень значительное.

Запад.

К Западному региону относятся 7 областей.

 


За Ющенко, %

УПЦ КП,
поддержка населения, %

приходы УПЦ КП

За Януковича, %

УПЦ МП,
поддержка населения, %

приходы УПЦ МП

Не относят себя к церквям

Волынская

90,7

39

251

7

31,8

548

17,3

Закарпатская

67,5

34,9

20

26,7

22,9

574

9,2

Ровенская

84,5

43,1

283

12,3

38,6

586

6,3

Чернивецкая

79,8

19,7

138

16,4

32,6

406

31

Ивано-Франковская

95,7

9,7

273

2,9

2,4

26

23

Львовская

93,7

19,8

414

4,7

2,5

62

12

Тернопольская

96

17,9

210

2,7

9,2

121

6,5

В среднем

86,8

26,3

227,
всего 1589

11

20

332,
всего 2323

15

В трех областях Галичины – Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской значительна также поддержка УАПЦ и УГКЦ.

 

УАПЦ, поддержка населения, %

приходы УАПЦ

УГКЦ, поддержка населения, %

приходы УГКЦ

Ивано-Франковская

4,8

148

55,1

660

Львовская

5,8

368

54,7

1509

Тернопольская

16,9

290

43,7

777

в среднем

9,2

269,
всего 806

51,2

982,
всего 2946

Центр.

К центральному региону относятся столица город Киев и 9 областей.

 


За Ющенко, %

УПЦ КП, поддержка населения, %

приходы УПЦ КП

За Януковича

УПЦ МП, поддержка населения, %

приходы УПЦ МП

Не относят себя к церквям

г.Киев

78,4

11

110

17,5

5,3

186

76,4

Винницкая

84,1

27

178

13

11,1

855

52,1

Житомирская

66,9

20,2

169

29

12

557

52

Киевская

82,7

21,7

288

13,8

8,7

562

63,5

Кировоградская

63,4

24

43

31,7

10,1

195

62,2

Полтавская

66

19,3

127

29,2

6,5

394

67,3

Сумская

79,5

11,6

63

16,9

16

341

68,7

Хмельницкая

80,5

29,8

177

16

14

858

43,1

Черкасская

79,1

18,8

101

17,4

11

470

63,4

Черниговская

71,2

25,7

81

24,2

13,2

485

55,8

В среднем

75,2

21

134,
всего 1337

20,9

 10,8

490,
всего 4903

60,5

Юг.

К Южному региону относятся Автономная республика Крым и 3 области.

 


За Ющенко, %

УПЦ КП, поддержка населения, %

приходы УПЦ КП

За Януковича

УПЦ МП, поддержка населения, %

приходы УПЦ МП

Не относят себя к церквям

Крым

15,4

5,4

23

81,3

23,4

467

57,9

Одесская

27,5

20,4

78

66,6

13,4

495

52

Херсонская

43,4

14,3

55

51,3

9

314

64,3

Николаевская

27,7

8,7

116

67,1

6,3

250

78,2

В среднем

28,5

12,2

68, всего 272

66,6

13

382, всего 1526

63,1

Заметим, что 28,5% населения Юга уже поддерживает прозападный и проукраинский выбор, в то время как число пророссийски настроенных в центре только одна пятая часть, а на Западе – одна десятая.

Восток.

К Восточному региону относятся 5 областей.

 


За Ющенко, %

УПЦ КП, поддержка населения, %

приходов УПЦ КП

За Януковича

УПЦ МП, поддержка населения, %

приходов УПЦ МП

Не относят себя к церквям

Днепропетровская

32

8,2

106

61,1

3,5

483

82,5

Донецкая

4,2

4,5

80

93,5

10,3

469

76,5

Запорожская

24,5

5,7

89

70,1

3,2

304

84,6

Луганская

6,2

6,8

18

91,2

10

321

79,8

Харьковская

26,4

6,3

15

68,1

9,7

254

80,9

В среднем

18,7

6,3

62,
всего 308

76,8

7,3

366,
всего 1831

80,9

 

Как видим, и на Востоке поддержка прозападного и проукраинского кандидата значительна и составляет почти пятую часть голосов, а пророссийский Янукович на Западе получил только одну десятую голосов. Таким образом, в целом Ющенко значительно убедительнее превосходит Януковича в «своих» регионах и имеет значительно большую поддержку в «чужих».

В январе 2005 года 55% населения высказались за интеграцию с ЕС. Число сторонников интеграции с Россией вернулось к традиционным 30%, что показывает угасание мобилизационного эффекта пророссийской пропаганды в кампании за Януковича в 2004 году.

Пример протестантов показывает, что число общин зависит не от поддержки населения, а от количества активно-практикующих верующих. Поддержка населения в 2,2% населения Украины не мешает протестантам иметь второе место в Украине по количеству общин после УПЦ МП. Количество общин в значительной степени зависит не только от общественной поддержки церкви, но и от активности верующих, финансовой подпитки церковных структур, поддержки местной власти.

На территории прозападно и проукраински настроенного Запада находится наибольшее количество приходов и монастырей украинских православных церквей: УПЦ – 2323 (22,5%), УПЦ КП – 1589 (45,4%), УАПЦ – 842 (70,2%). Это всего 4754 прихода из 15313 или 31% приходов трех православных церквей.

На территории в основном прозападно и проукраински настроенного Центра находится наибольшее число приходов УПЦ – 4903 (47,6%) и значительное число приходов УПЦ КП – 1337 (38,2%), 246 приходов УАПЦ (20,5%). Это всего 6486 прихода или 42,4%.

Всего на территории проевропейских и проукраинских Запада и Центра находится 11240 приходов трех православных церквей Украины. Это 73,4% от числа приходов трех православных церквей Украины.

Остается только в основных чертах согласиться с мыслью российского ученого Н. Митрохина, высказанной в его статье «Худшее, конечно, впереди: Русская Православная Церковь на Западной Украине», которую мы рекомендуем для обязательного прочтения. Эта мысль проста – приходы УПЦ на Правобережной Украине принадлежат к Московскому патриархату в основной своей массе временно.

7.Универсальный и национальной характер православной Церкви: поддержка населения и верующих.

Настроения и ожидания населения и верующих расходятся с византийской традицией «государственной» и «национально ориентированной» церкви.

Против появления «государственной» церкви выступают 46,3% верующих, за нее – только 24,8% верующих.

Против «национально ориентированной» церкви выступают 49,5% верующих, а за такую церковь – 34,7% верующих.

Признают истинной только свою религию всего лишь 13,9% верующих.

Только 19,4% опрошенных считают, что государство должно относиться по-разному к каноническим и неканоническим церквам, а 44,2% – что одинаково.

Только 20,8% опрошенных считают, что государство должно относиться по-разному к церквям Киевской традиции и всем другим церквам, а 54,6% – одинаково.

Только 24,1% опрошенных считают, что государство должно относиться по-разному к «культурообразующим», «нациообразующим» и т. д. церквам, а 54% – одинаково.

Только 29,5% опрошенных считают, что государство должно относиться по-разному к «традиционным» и «нетрадиционным» церквам, а 47,2% – одинаково.

68,2% верующих считают, что государство и общество не должны требовать от церкви соблюдения их интересов. Верующие вообще против политизации церкви. Только 4,8% верующих считают, что церковь должна выступать с политическими заявлениями, поддерживать власть или выступать против власти. Только 14,8% верующих считают, что церковь должна поддерживать инициативы государства.

Верующие и население поддерживают парадигму универсальной церкви.

72,1% населения видят в Церкви путь к спасению и истине; только 19,5% – фактор объединения нации; государственное учреждение – вообще 3,5%. Такая оценка церкви населением отвечает европейской традиции, христианскому вероучению, и противоречит как церковному национализму, так и византинизму.

60,7% опрошенных считают существенно необходимым для церкви социальное служение.

84,6% верующих считают, что религиозные деятели должны быть защитниками бедных.

88,2% верующих считают, что религия должна культивировать моральность и духовность.

79,4% верующих считают, что религия должна быть важным способом возрождения национального самосознания и культуры.

60% верующих считают, что религия должна быть одним из факторов демократизации общества.

66,8% верующих ожидают от Церкви в первую очередь воспитательной работы и морального оздоровления общества.

62,3% верующих считают, что Церкви необходимо более активно проповедовать свое учение.

Население и верующие поддерживают парадигму национальной (но не националистической!) церкви.

52,2% верующих считают, что в Украине необходима национальная церковь, которая бы имела центр в Украине, вела богослужение на украинском языке и использовала национальные традиции.

43,2% считают, что церковь должна формировать национальное сознание.

42,1% считают, что Церковь должна поддерживать национальную идею.

Только 28,5% опрошенных считают, что Церковь должна поддерживать единство Украины с Россией.

Те верующие (34,4%), которые не поддерживают необходимость украинской национальной церкви, стоят на позициях христианского (68%) или светского (26,6%) универсализма, а не империализма или русского национализма.

Верующие и население не считают каноничность необходимым свойством церкви.

Признают только канонические церкви всего лишь 13,7% верующих, посещающих храмы (2 млн. 400 тысяч) и 8,2% населения (3 млн. 850 тысяч). Считают каноничность не имеющей значения 21,7% верующих и 21% населения. Посещать неканонические церкви несмотря на понимание их неканоничности согласны 6,3% верующих и 8,2% населения. Не знают, что такое каноничность, 50% верующих и 55% населения.

Таким образом, каноничность церквей мало беспокоит верующих и население Украины. Число признающих только канонические церкви намного меньше, чем активных православных и греко-католических верующих, не говоря уже о «праздничных» или «не посещающих храмы» верующих и неверующих. Это служит еще одним признаком вопиюще низкой степени воцерковленности сознания верующих и населения Украины. Однако низкий уровень сознания необходимости каноничности предполагает еще более низкий уровень сознания необходимости каноничности УПЦ через единство с Московским патриархатом.

В Западной Украине термин «каноничный» считается синонимом «московский».

Население и верующие настроены толерантно и выступают за межцерковный диалог.

Большая часть верующих Украины признает закономерным существование в Украине многих равноправных Церквей – 33,3%; считают, что может быть много церквей, но одна должна быть доминирующей – 12%.

Считают, что в Украине может быть много церквей, но православная церковь должна быть одна – 21,6% верующих.

Как видим, верующие и население подходят к проблеме церковного разнообразия в Украине толерантно, «по-европейски».

Считают, что в Украине должна быть одна каноническая церковь, только 8,7% верующих и 6,2% населения. Считают, что в Украине должна быть одна национальная церковь, 10,4% верующих и 7,4% населения.

Некоторые «канонические» и «национально-сознательные» церковные руководители призывают государство к «решительным мерам» по отношению к своим «конкурентам». Однако такое вмешательство считают недопустимым большинство верующих и населения.

56,4% верующих считают, что главной задачей политики государства должно быть обеспечение отсутствия давления и репрессий против верующих. Даже за ограничение деятельности деструктивных религиозных организаций выступает только 11,5% верующих.

41,3% опрошенных и 33,6% верующих считают недопустимой поддержку церквей со стороны представителей светской власти, 46,1% верующих и 34,8% населения считают допустимым построение храмов государством и передачу их церквям. Формы политической поддержки не находят одобрения.

Для разрешения проблемы межконфессионального конфликта в Украине верующие поддерживают европейские парадигмы сосуществования церквей и отрицают тоталитарные парадигмы объединения путем государственного вмешательства. Считают, для разрешения проблемы межконфессионального напряжения необходимы толерантность и терпимость – 51,2% верующих, усилия государства – только 4,5% верующих. Считают, что проблемы надо решать путем объединения православных церквей в одну церковь только 15% верующих. А объединение всех христианских церквей в одну (утопии частичного все-христианского единства предлагаются симпатиками греко-католиков) поддерживают только 9,1% верующих.

Интересно, что не один из обычно предлагаемых путей к единству православных не имеет поддержки верующих. 46,7% из них не знают, как можно было бы объединить церкви. Только 1,9% возлагают задачу объединения на государство (чего, например, желает патриарх Филарет)! 10,6% выступают за усилия церквей и государства, 13,6% — за усилия церквей и общественности, 20,5% – за усилия церквей путем межцерковного диалога. Таким образом, верующие Украины поддерживают прежде всего межцерковный диалог с привлечением общественности и государства.

Выводы.

Состояние религиозной сферы Украины позволяет оптимистически смотреть в будущее, даже если некоторые религиозные организации не пожелают идти в это будущее, а останутся в прошлом. Конечно, гарантии прав человека в европейской Украине будут распространены и на работников «этнографических музеев» и посетителей этих «музеев». Так что музейным смотрителям боятся нечего, если они останутся в прошлом. Но если они пойдут-таки в будущее, то это будет уже более похоже на церковь, которая призвана «учить народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

7 березня 2005 року