Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций и его отношение к законодательству

Вопросы законодательного обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций в Украине постоянно находятся в фокусе внимания представителей разных конфессий.

Уважаемые участники конференции!

Вопросы законодательного обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций в Украине постоянно находятся в фокусе внимания представителей разных конфессий. Интерес к данной тематике со стороны украинских конфессий особенно актуализировался со второй половины 1990-х годов, с момента когда на постсоветском пространстве начался процесс, который имеет своё продолжение и в настоящее время, свёртывания/ограничения религиозных прав и свобод. Перед тем, как говорить об отношении Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (сокращенно – ВСЦ) к вопросам законодательства, позвольте сказать несколько слов об этой межконфессиональной институции.

Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций был создан в 1996 году, как представительский межконфессиональный консультативно-совещательный орган, одной из задач которого является участие в разработке проектов нормативных актов по вопросам государственно-церковных отношений. На данный момент в состав ВСЦ входят 19 конфессий (христиане, иудеи и мусульмане), что составляет более 90 процентов всей религиозной карты Украины. Основной формой работы Совета являются заседания, на которых представители конфессий поочерёдно председательствуют. Для подготовки вопросов, которые выносятся на рассмотрение Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, в нем функционирует Секретариат. Помимо Секретариата, в составе ВСЦ функционируют Комиссия по социальным вопросам и Рабочая группа по вопросам реституции имущества религиозных организаций.

Небольшое отступление: в Украине, кроме Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций действуют и другие межконфессиональные институции, такие как Совещание представителей христианских церквей Украины, Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины, которые также занимают достаточно активную позицию в сфере государственно-церковных отношений. Однако Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в сравнении с другими аналогичными институциями более последовательно и системно работает в направлении законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания в Украине.

Несмотря на то, что на более ранних этапах своего существования ВСЦ неоднократно участвовал в разработке проектов нормативных актов по вопросам свободы совести, впервые комплексный подход к вопросам законодательного обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций продемонстрировал 13 апреля 2005 года в обращении к Президенту Украины. Среди вопросов, актуализированных ВСЦ в указанном и последующих обращениях к органам власти Украины следует отметить следующие:

  • Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине
  • Новая редакция Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»
  • Религиозное образование и право церквей на учреждение светских учебных заведений на уровне государственного стандарта образования
  • Социальная и благотворительная деятельность
  • Реституция имущества религиозных организаций
  • Вопросы практической деятельности религиозных организаций (землепользование, аренда недвижимости, налогообложение)

В дальнейшем, комплексный подход к решению актуальных вопросов государственно-церковных отношений стал характерной чертой политики, которую ВСЦ проводит в указанной сфере.

Вопросы законодательного обеспечения свободы совести наряду с вопросами защиты общественной морали стали неотъемлемой частью повестки дня встреч Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций с Президентом Украины (июнь 2005 г. и март 2006 г.), спикером Верховной Рады Украины и лидерами парламентских фракций (октябрь – ноябрь 2006 г.), Премьер-министром Украины (апрель 2008 г.). Секретариатом ВСЦ проводится мониторинг проектов нормативных актов по вопросам свободы совести, которые находятся на рассмотрении парламента и правительства. Если законодательные инициативы положительны с точки зрения развития свободы вероисповедания, то тогда ВСЦ выражает поддержку таким инициативам. Если ли же предлагаемые законопроекты могут негативно повлиять на свободу вероисповедания – Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций использует все законные средства (письменные обращения/заявления, СМИ, консультации с политиками и т.д.) для того, чтобы такого рода инициативы не нашли необходимой поддержки в соответствующих органах власти.

В деятельности Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций есть пример, когда в ответ на обращение ВСЦ по поводу принятого парламентом закона «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» Президентом Украины было наложено вето на указанный законодательный акт. При этом следует отметить, что формы и методы работы ВСЦ в сфере законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания постоянно совершенствуются.

В 2006 году представители Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций принимали участие в составе рабочей группы Министерства юстиции Украины в разработке проекта новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». (Данный законопроект разрабатывался Минюстом на выполнение указа Президента Украины о выполнении Украиной обязательств перед Советом Европы). Разработанный законопроект получил позитивные отзывы экспертов Венецианской комиссии и ОБСЕ. Однако он не был подан на утверждение в правительство с целью последующей его подачи на рассмотрение в парламент по причине того, что между членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций не было достигнуто консенсуса по отдельным принципиальным положениям законопроекта, в связи с чем ВСЦ 24 ноября 2006 года обратилась к Президенту Украины и к Премьер-министру Украины с просьбой продолжить консультации по поводу концепции государственно-конфессиональных отношений и новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, по мнению представителей конфессий и экспертов, существовали большие риски на фоне зарождающегося политического кризиса, что данный законопроект может быть изменен в парламенте в худшую сторону во время процедуры второго чтения.

В апреле этого года на встрече Премьер-министра Украины с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций представители конфессий подтвердили свою позицию по поводу алгоритма внесения изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»: (1) принятие на законодательном уровне Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине, (2) принятие новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Параллельно с этим, по мнению представителей конфессий, может идти процесс внесения изменений в другие нормативные акты, имеющие отношение к практическим аспектам деятельности религиозных организаций, такие как, земельное законодательство, законодательство о недвижимости и другие.

С осени 2007 года в Украине начался новый этап процесса по внесению изменений в Конституцию Украины, который, по мнению политиков и наблюдателей, помимо положений о полномочиях органов власти, может затронуть положения Основного Закона, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в настоящее время формирует свою позицию по данному вопросу. По мере развития конституционного процесса общественность и политикум будут ознакомлены с позицией ВСЦ по этому вопросу.

В целом, суммируя сказанное, а также анализируя деятельность Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций в сфере законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания (обращения/заявления, встречи с политиками), можно сделать следующие выводы:

  1. Внесение изменений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» будет сопровождаться диалогом между субъектами законодательного процесса (правительство, парламент, Президент Украины) и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. Качество этого диалога будет оказывать непосредственное влияние как на сам законодательный процесс, так и на вносимые изменения.
  2. Наиболее оптимальным вариантом внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях мог бы быть следующий порядок: (1) принятие на законодательном уровне Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине, (2) принятие новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
  3. Параллельно с вышеуказанным алгоритмом внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях возможно: (1) решение ряда проблемных вопросов деятельности религиозных организаций путем внесения «точечных» изменений в законодательство о земле, образовании, налогообложении, аренде государственного и коммунального имущества и другие нормативные акты, (2) введение моратория на приватизацию бывшего имущества религиозных организаций, разработка и принятие Закона Украины «О возвращении бывших культовых сооружений религиозным организациям».
  4. Процесс внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях должен протекать в контексте общественно-политических процессов в Украине. При этом важную роль играет уровень понимания потребностей религиозной свободы со стороны представителей украинского политикума. На данный момент следует констатировать, что по этому аспекту, за некоторым исключением, существуют определенные проблемы.