• Главная
  • Четвертый выпуск журнала «Религиоведческие очерки» (2013)...

Четвертый выпуск журнала «Религиоведческие очерки» (2013)

05.02.2014, 12:46
Четвертый выпуск журнала «Религиоведческие очерки» (2013) - фото 1
Журнал «Религиоведческие очерки» является свидетельством роста интереса к религии и религиозному образованию в современном украинском обществе и вместе с тем отображением дискуссионности вопроса относительно присутствия религии в государственных школах.

Rel_narysy_4.jpgЖурнал «Религиоведческие очерки» является свидетельством роста интереса к религии и религиозному образованию в современном украинском обществе и вместе с тем отображением дискуссионности вопроса относительно присутствия религии в государственных школах.

Четвертый номер журнала "Религиоведческие очерки" обращает на себя внимание, прежде всего, составом редакционной коллегии, в которую входят признанные специалисты, а  также  четкой структурированностью выпуска, который содержит рубрики "Теоретические вопросы религиозного образования", "Религиозное образование в Европе", "Религиозное образование конфессий", "Перевод", "Архив", "Рецензии" и перечень диссертаций по религиозному образованию.

Несомненное уважение вызывает теоретический раздел, представленный статьей Ф.Козырева "Понятие "религиозное образование" и его  педагогическая интерпретация", признанного эксперта в области религиозного образования, доктора педагогических наук, директора Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии. Автор рассматривает важный вопрос включения отечественной системы образования (на примере России) в процессы международной интеграции, поиска конструктивных путей инкорпорации религиозного компонента в содержание общего образования, а также рецепции зарубежной терминологии педагогической наукой России, что является вполне актуальным и для Украины. Обоснование проф. Ф.Козыревим целесообразности обновления концептуального инструментария педагогики является важным шагом к приведению его в соответствие с современной международной практикой.

Представленные  во втором разделе "Религиозное образование в Европе" публикации Ю.Решетникова, В.Кожухарова, Л.Владыченко, С.Карасевой и О.Шкуровой, К.Никифорова посвященные изучению украинского и европейского  опыта  внедрения предметов духовно-моральной направленности в государственных школах, религиозному образованию в Польши, Беларуси, деятельности международных общественных организаций в этой области.

На наш взгляд, наибольший интерес в этом разделе представляет статья Валентина Кожухарова, посвященная деятельности Интер-Европейской комиссии по вопросам взаимодействия церкви и школы (Іnter-European Commіssіon on Church and School), неправительственной организации, которая активно занимается вопросами места религии в образовании и современном обществе в целом, отношениями  между церквями и государственной системой образования. Статья В.Кожухарова знакомит читателей с деятельностью этой и других родственных организаций, ее структурой, историей, современными вызовами и планами. Автор отмечает, и мы целиком соглашаемся, что участие специалистов в области религиозного образования из стран Восточной Европы, и в частности Украины, в работе этой организации является взаимно полезным.

Третий раздел "Религиозное образование конфессий" содержит статьи В.Кришмарел, Я.Чорнойван, Д.Брылёва. Исследование В.Кришмарел посвящено католическим образовательным учреждениям в Украине, статья Я.Чорнойван раскрывает опыт веры бахаи в образовании и воспитании молодого  поколения. Проблемы исламского образования рассматриваются в статье Д.Брылёва, в которой анализируются истоки конфликтных ситуаций между разными группами мусульман, разнообразными образовательными моделями и различными интерпретациями ислама.

Несомненной находкой этого номера является и публикация перевода статьи Ванды Альбертс, профессора религиоведения университета г.Берген (Норвегия) "Религиоведение и интегративное религиозное образование", опубликованная в "Британском журнале религиозного образования" в 2010 году. Подобные публикации предоставляют возможность познакомить украинскую педагогическое сообщество с современными исследованиями признанных специалистов мирового уровня. На современном этапе ощутима определенная ограниченность доступа отечественных педагогов и научных работников к европейскому опыту, хотя бы в виде подобных публикаций, которая связана как с объективными (чаще финансовыми), так и субъективными (недостаточное владение иностранными языками) причинами. Поэтому публикация переводов является выходом из этой ситуации (то же самое касается и рубрики "Рецензии").

В рубрике "Архив" размещенная интересная и информативная статья А.Крымского о старом схоластическом мусульманском университете в Каире,  написанная очень живым, энергичным языком.

Размещенный в конце выпуска  перечень диссертаций по религиозному образованию предоставляет возможность молодым отечественным научным работникам, специалистам в области  религиоведения, религиозного образования и теологии сориентироваться в поле существующих исследований, проблемных вопросов и вызовов современного религиозного образования.

Особое внимание читателей обращаем на требования к оформлению публикаций. Они несколько отличаются от требований украинской Высшей аттестационной комиссии, поскольку редакционная коллегия Молодежной ассоциации религиоведов ориентируется на более привлекательную перспективу – вхождением в зарубежные наукометрические базы данных, что, несомненно, даст возможность отечественным научным работникам приобщиться и  получить надлежащее признание в мировой научном и педагогическом  сообществе. Рекомендуем также и веб-сайт журнала, на котором доступная как архивная, так и актуальная информация об издании. А собственно "Религиоведческим очеркам" и их редколлегии желаем творческих успехов и ждем следующий выпуск!

Полякова Я.В.,

к.п.н., доц. кафедры германской филологии Макеевского экономико-гуманитарного института