Пятидесятничество

02.01.2010, 19:26

Пятидесятничество (название происходит от дня Пятидесятницы – ветхозаветного праздника, когда на 50-й день после Пасхи состоялось сошествие Святого Духа на Апостолов (В Библии Деяния глава 2), – протестантское религиозное течение, которое возникло в конце ХІХ в.

Богословие Церкви христиан веры евангельской – пятидесятников, как и вероучения других евангельских церквей, основывается на главном принципе протестантизма, четко сформулированном еще Мартином Лютером: «только Писание». Следовательно, основой духовной жизни церкви ХВЕ является Святая Библия. Заявляя, что Слово Божье доступно для чтения и исследования каждому человеку, пасторы и проповедники призывают всех верующих самостоятельно читать и исследовать Святое Писание, верить в него и в практической жизни жить в полном согласии и гармонии с евангельскими нормами, опираясь на слова Иисуса Христа: «Если любите Меня – соблюдите Мои заповеди».

Пятидесятники исповедуют триединство Бога – Отца, Сына и Духа Святого, каждая Личность имеет все атрибуты Бога. Пятидесятники верят, что Христос является единственным посредником между Богом и людьми, верят в искупительную жертву Христа. Вероучение о спасении базируется на арминианстве – то есть вере в то, что Христос умер за всех людей и теперь от самого человека зависит добровольно принять этот дар Господа и унаследовать вечную жизнь, или отвергнуть его и унаследовать вечную погибель. В пятидесятническом богословии отмечается особенная роль Святого Духа, который сошел на землю для творения Христовой Церкви в день Пятидесятницы и теперь постоянно живет в верующих, вдохновляя, уча, обличая грехи, освящая, укрепляя верующих, делая их способными ко всякому доброму делу, открывая духовные тайны, предвещая будущее.

Наиболее яркой особенностью Церкви христиан веры евангельской – пятидесятников является признание и переживание крещения Духом Святым как особенного события в жизни христианина. Это учение базируется на проповеди Иоанна Крестителя (Лк. 3:16, Ин. 1:33), а затем Самого Христа: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым!» (Деяния 1:5). Пятидесятники верят, что крещение Духом Святым совершается Богом и сегодня и является принятием особенной духовной силы с целью построения церкви, формирования духовности человека, проповеди Евангелия в мире на основании слов: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Как правило, видимым свидетельством крещения Духом Святым по учению пятидесятников является глосолалия – говорение неизвестными («ангельскими») или иностранными языками во время исполнения Духом Святым. При этом крещении Дух Святой наделяет христианина духовными дарами (1 Кор. 12). Крещению Духом Святым должно предшествовать рождение свыше – рождение от воды (Слова Божьего) и Духа, которое происходит в момент покаяния и обращения к Богу. Рожденный свыше человек независимо от того, состоялось ли уже крещение Духом Святым, или нет, является дитем Божьим и наследником вечной жизни. Рождение свыше не отождествляется с водным крещением или с крещением Духом Святым.

Богослужение пятидесятники проводят в воскресенье и среди недели в домах молитвы, а при необходимости – в арендованных помещениях и других местах. Отмечаются праздники: Рождество, Новый Год, Крещение, Сретение, Благовещение, Пасха, Вознесение, Троица, Преображение, Жатва (день благодарности Господу за урожай).

Основные священнодействия: водное крещение через полное погружение во взрослом возрасте, Вечеря Господня или хлебопреломление с использованием пресного хлеба и виноградного вина или сока, молитвы с возложением рук (при посвящении служителей, молитве над детьми, над вступающими в брак, над больными, а также во время молитвы о крещении Духом Святым).

Члены церкви христиан веры евангельской ведут трезвый образ жизни, полностью воздерживаются от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков.

Историческая справка

Упомянутое выше учение о крещении Духом Святым и стало причиной возникновения пятидесятнического движения, которое является определенным направлением в общей динамике развития протестантизма. Организационно это движение выросло из так называемого «движения святости», которое получило большой размах в конце ХІХ ст. в Великобритании и США. Родоначальником современного пятидесятнического движения считаются методистский проповедник Чарльз Фокс Пархам (1873-1929 гг.), который начал проповедовать в 1901 г. в церквях Канзаса о крещении Святым Духом со знамением говорения на иных языках, и один из его наиболее известных учеников и последователей - чернокожий баптистский пастор Вильям Сеймур (1870-1922 гг.). Именно его деятельность привела к тому, что с 1906 г. из Лос-Анжелеса в Калифорнии пятидесятническое движение стало распространяться по всему миру благодаря проповеди этого учения в разных деноминациях. Такой характер возникновения определил природу пятидесятнического движения как многоукладную, впитавшую в себя многообразие религиозных, культурных, этнических признаков и форм. Всемирное пятидесятническое движение никогда не было организационно единым целым, состоя из многих деноминаций, союзов и групп церквей. Среди них была первой и остается на сегодня наибольшей (4 млн. верующих) пятидесятнической деноминацией Америки Церковь Божья во Христе. В 1914 г. из нее выделилась новая деноминация – Ассамблеи Божьи (34,5 млн. верующих в мире). В 20-х годах ХХ ст. в структуре Ассамблеи Божьей (США) была создана Российская и Восточноевропейская миссия с филиалом в Данциге (Гданске).

В тех же 20-х годах ХХ ст. пятидесятничество попадает на территорию современной Украины и дальше распространяется по территории Советского Союза. Распространение пятидесятничества на территории современной Украины началось практически одновременно и независимо в 3 центрах, которые находились в составе разных государств. Духовными же предшественниками пятидесятничества в Украине и в России считаются общины молокан и духоборов, а также некоторые другие течения, которые подготовили почву для распространения пятидесятничества. Стремительнее всего пятидесятничество распространялось в среде других евангельских течений (баптистов, евангельских христиан, адвентистов).

На Западной Украине, которая на то время была под властью Польши, пятидесятническое движение началось летом 1920 г. с приездом в с. Бикивцы в районе г. Кременца украинских крестьян, которые были на заработках в Америке и там обратились в пятидесятничество. Практически одновременно благодаря реэмигрантам пятидесятничество начало распространяться в Ровенской и Волынской областях. В 1924 г. в г. Кременце был проведен первый съезд христиан Святой Пятидесятницы, на котором был образован Пятидесятнический Союз Церквей под руководством Ивана Герасевича (Гериса). В 1929 г. состоялся второй съезд, на котором были представлены украинские и белорусские общины. В 1929 г. украинские, белорусские, польские и немецкие пятидесятнические общины, которые действовали на территории Польши, объединились во Всепольский союз христиан веры евангельской-пятидесятников (ХВЕ) под руководством Артура Бергольца. На 1939 г. Союз насчитывал свыше 300 общин и 25000 верных, основное количество которых составляли украинцы. Выходило несколько периодических изданий, существовал Библейский институт в Данциг, на иждивении Союза функционировал детский дом.

На Буковине, которая была под властью Румынии, пятидесятническое движение началось в 1928 году так же проповедью реэмигрантов из Америки в евангельских церквях, а также благодаря проповеди уже обращенных в пятидесятничество верующих из Румынии. До 1940г. на территории нынешней Черновицкой области уже существовало около 30 церквей христиан веры евангельской (как румынских, так и украинских). Эти церкви продолжают существовать и сейчас в составе современного Союза церквей христиан веры евангельской Украины.

В Советской Украине первая пятидесятническая община была организована в 1921 г. в г. Одессе миссионером американского объединения пятидесятников Ассамблеи Божьей И. Воронаевым, который в свое время вынужден был бежать из царской России из-за преследования за религиозные убеждения. В Америке он обратился в пятидесятничество, а в начале 20-х годов вернулся из Америки и начал активно проповедовать пятидесятническое учение среди баптистов, адвентистов, православных. В 1924 г. свыше 50 общин организовали Областной союз христиан евангельской веры с центром в г. Одессе. 3 сентября 1925 года был образован Всеукраинский союз ХЕВ, который тогда насчитывал больше ста общин. Со временем пятидесятническое движение распространилось по всей территории СССР. На время разгрома Союза в 1930-х годах в СССР насчитывалось свыше 500 общин и 25 тысяч верующих. Неизменным председателем Союза был Иван Воронаев. После ликвидации Союза его руководство попало в концлагеря, где и погибло.

Гонения испытали и западноукраинские пятидесятники. В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, и Польша была разделена, здесь была установлена советская власть. Всепольский Союз христиан веры евангельской прекратил свое существование, а большое количество пасторов были репрессированы.

В период немецкой оккупации Украины и Беларуси в 1942-1944 годах была попытка возобновить деятельность Союзов христиан веры евангельской и христиан евангельской веры (в соответствии с исторической принадлежностью к 2 разным союзам в СССР и Польше). Были образованы 2 центра: Один объединял ХЕВ (Пятихатки, Днепропетровской области), возглавлялся Г.Понурко, Д.Пономарчуком и П.Бидашом. Второй – объединял ХВЕ (Барановичи, Брестской области), и возглавлялся Иваном Панько и Сергеем Вашкевичем.

В 1945 г. советская власть под угрозой новых репрессий предложила руководителям пятидесятников войти в Союз евангельских христиан-баптистов. Вследствие этого было подписано так называемое Августовское соглашение 1945 г. Многие церковные общины пятидесятников (как ХВЕ, так и ХЕВ), особенно в западных областях, вошли в это объединение и находились в нем до 1989 г. В то же время большинство общин не согласилось на это, а вскоре новым объединением была недовольна и часть из тех, кто к нему присоединился. Трудности возникали в результате практики пятидесятниками в отличие от баптистов говорения незнакомыми языками (глосолалии) как свидетельства крещения Духом Святым, пророчества, омовения ног во время богослужения с Хлебопреломлением (по примеру омовения Христом ног Апостолам во время Тайной Вечери). В 1948 г. в г. Днепродзержинске состоялся нелегальный съезд при участии делегатов всех пятидесятнических объединений. Было принято обращение к правительству и руководству Союза ЕХБ, в котором говорилось о трудносовместимых особенностях системы вероучения пятидесятничества и баптизма, а потому невозможности общего объединения. Пятидесятники просили у советского правительства разрешения создать собственный Союз церквей. В результате все участники этого съезда были арестованы и осуждены.

В 1956 году после выхода на свободу лидеры пятидесятнического движения, пользуясь периодом “оттепели”, собрали еще один нелегальный съезд в г. Харькове и обратились к советскому руководству с аналогичной просьбой. В этот раз они получили позитивный ответ и подали на регистрацию в Совет по делам религий в Москве необходимые документы с данными о местных общинах. В результате по этим спискам начались аресты и судебные процессы над активными членами и руководством церквей.

Таким образом пятидесятническое братство в течение многих лет было раздроблено на несколько частей. Единого центра не существовало. Значительная часть входила в Союз ЕХБ. Начиная с 1968 г., была разрешена регистрация пятидесятнических церквей независимо от ВРЕХБ (автономно). На 1989 г. в Украине из 652 пятидесятнических общин 300 были зарегистрированы в составе Союза ЕХБ, 186 действовали нелегально и 166 (то есть лишь четверть) были зарегистрированы как пятидесятнические (автономные). Именно количество автономных общин подавалось государством как официальное количество пятидесятников; деятельность этих общин координировалась Советом пресвитеров. Незарегистрированные церкви также имели свой руководящий центр.

Пятидесятничество в независимой Украине

25-26 мая 1990 г. в г. Коростень состоялся Всеукраинский съезд, на котором был возрожден Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской - пятидесятников (Церковь христиан веры евангельской Украины), в который вошли пятидесятнические общины из Союза ЕХБ, а также автономно зарегистрированные и незарегистрированные церкви ХВЕ и ХЕВ. Председателем Союза был избран Николай Мельник; в 1998 г. его сменил Михаил Паночко.

На 1990 г. в Союзе насчитывалось 400 церквей. На 1 января в 2007 г. в состав Союза входила 1491 община с около 101 тысячей членов церкви, действовала 51 миссия. В Союзе действует 24 областных объединения церквей ХВЕ, объединение церквей ХВЕ Республики Крым и городское объединение церквей Киева.

Официальными органами Союза Церквей ХВЕ являются журналы “Благовестник”, “Евангельский голос”, “Евангелист”. Отдельные общины издают свою периодику. В целом насчитывается 27 конфессиональных периодических изданий. Пятидесятники известны своими радио- и телепрограммами.

Церковь имеет служителей: епископов, которые возглавляют региональные объединения пятидесятнических общин, пресвитеров или пасторов, которые являются руководителями общин, евангелистов, проповедников, диаконов и диаконис, наставников и наставниц. Избранных на собраниях общины служителей благословляют на служение старшие (по сану) служители с молитвой и возложением рук. При совершении греха или отпадении в ересь служители церкви могут быть лишены священного сана и подданы методам церковного влияния, как и все другие члены церкви.

Подготовка кадров для служения в Союзе осуществляется в 16 библейских семинариях, институтах и школах. Также действуют разнообразные библейские курсы и школы при общинах, 1011 воскресных школ для детей.

Действует 9 реабилитационных центров для возвращения к полноценной жизни в обществе нарко и алкозависимых, ежегодно организовываются детские лагеря для оздоровления детей по всей территории Украины, совершается духовное и благотворительное служение в 40 тюрьмах, детских домах, больницах, домах престарелых и других местах. Осуществляется миссионерская деятельность в разных частях Украины и Российской Федерации.

Всеукраинский Союз христиан веры евангельской – пятидесятников входит в состав всемирного пятидесятнического союза Ассамблеи Божьи. М.С. Паночко является членом Исполнительного Комитета Всемирных Ассамблей Божьих.

Одновременно с вышеназванным союзом в Украине действует Союз свободных церквей христиан евангельской веры, который на 1 января в 2007 г. объединял 181 общину, 9 миссий, 3 духовные учебные заведения, этот союз издает 6 периодических изданий. Председателем Союза является Василий Райчинец.

ВСЦХВЕ(п) и СВЦХЕВ являются членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.

Кроме того, в Украине действует ряд других пятидесятнических объединений, в частности: Союз Божья Церковь Украины ХВЕ (63 общины, 6 миссий, епископ Виталий Вознюк), Украинский центр Объединенной церкви христиан веры евангельской (который объединяет незарегистрированные общины) (122 общины, 8 миссий, во главе – епископ Георгий Арсентиевич Бабий), Союз Церкви Божьей Украины (епископ Демидович Алексей Алексеевич), Собор Церквей Украины ХВЕ (епископ В.Дегтяренко), Украинская миссионерская церковь (председатель Духовного управления Валерий М.Решетинский) и другие. Вместе с тем свыше 200 пятидесятнических общин действуют как независимые. Актуальные статистические данные конфессии можно найти в разделе «Статистика религий в Украине», а перечень веб-страниц конфессии – в разделе «Украина религиозна в интернет-сети»


Использованные источники и литература.

  • Головащенко С.Історія християнства: Курс лекцій. — К.:Либідь,1999. — С.188-210, 254-315
  • Любащенко В.І. Історія протестантизму в Україні: Курс лекцій. — 2-е вид., доп. і виправл. – К.: Поліс,1995. — 350с.
  • Решетніков Ю. Санніков С. Огляд історії Євангельсько-баптистського братства в Україні. Одеса.: Богомисліє, 2000. — 230с.
  • Санніков С.В. Огляд історії християнства. К.: Світ знань, 2007. — С.719
  • Статистичний звіт Державного департаменту у справах релігій за 2006 р. – Київ, 2007.
  • Церква християн віри євангельської – п’ятидесятників // Релігійна панорама. 2001. №7. С.56-75
  • Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. – К.: Світанкова Зоря, 2001. — Т.1 – 648с.
  • Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. – К.: Світанкова Зоря, 2001. — Т.2 – 376с.

Подготовила: Тамара РЕШЕТНИКОВА.

Последнее обновление – 6 марта 2008 года