Украинская православная церковь КП в Крыму: чего опасаться прихожанам

12 января 2017, 12:09 | Общество-дайджест | view photo | 2 |   | Код для блога |  | 

Александр Голубов

"Крым.Реалии", 9 января 2017

После аннексии Крыма прихожане столкнулись с частичным закрытием Украинской православной церкви Киевского патриархата. В то же время Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявляет о недопустимости признания независимости Украинской церкви от Московского патриархата. Что это значит для церкви на оккупированных территориях? Об этом говорим с Архиепископом Черниговским и Нежинским, спикером Киевской патриархии – Евстратием Зорей и религиоведом – Виталием Хромцом.

За время оккупации число приходов Украинской православной церкви КП в Крыму уменьшилось: закрыты церкви в Севастополе, Красноперекопске, Керчи, селе Перевальном. Община УПЦ Киевского патриархата так и не была зарегистрирована, но прихожан стало больше – так утверждает епископ Симферопольский и Крымский Климент Украинской православной церкви Киевского патриархата. В ноябре прошлого года представители подконтрольного России Фонда имущества Крыма пытались опечатать первый этаж кафедрального собора Святых равноапостольных Владимира и Ольги Украинской православной церкви. Ранее летом Апелляционный суд Севастополя обязал Крымскую епархию освободить помещение и выплатить штраф в размере полумиллиона рублей.

– С нами на связи Архиепископ Черниговский и Нежинский, спикер Киевской патриархии Евстратий Зоря. Евстратий, как вы оцениваете события последнего полугода в Крыму, ведь ситуация не самая благоприятная для Украинской православной церкви?

Зоря: Хорошей новостью для Киевского патриархата в Крыму является то, что наша епархия, священники, община, несмотря на давление и очень сложную для нас ситуацию в оккупированном Крыму, Украинская православная церковь Киевского патриархата продолжает существовать и действовать. Я могу оценивать это лишь как еще одно проявление Божией милости, чудо, ведь противники сделали все, чтобы вытеснить нас из Крыма.

– По словам святейшего патриарха Киевского Филарета, в Крыму победила неправда, ведь со стороны России были гарантии, что Крым является территорией Украины. Однако в итоге Украина должна победить, поскольку Бог все же на стороне правды. Евстратий, о каких гарантиях шла речь?

Зоря: В первую очередь – Будапештские гарантии, данные тогда, когда Украина отказалась от ядерного оружия. Эти гарантии были подтверждены так называемым большим договором 1997 года. Российская сторона подтверждала признание и нерушимость украинских границ, признавала Крым неотъемлемой частью Украины. В 2014 все это было растоптано Россией. Это было нарушение международного права и явный открытый грех с церковной точки зрения. Об этом и говорил патриарх – ни один грех не остается безнаказанным, рано или поздно те, кто совершил грех и не раскаялся, понесут наказание от Бога.

– По словам Архиепископа Симферопольского и Крымского Украинской православной церкви Киевского патриархата Климента, прихожан в Крыму стало больше, так как церковь стала единственным оплотом украинства в Крыму. Украинская греко-католическая церковь в Крыму зарегистрировалась как Римо-католическая церковь восточного обряда, и почти все священники выехали, службы ведутся преимущественно в католических храмах. Евстратий, давление на церковь очевидно. Я так понимаю, причина тому – позиция церкви, ее роль как оплота украинской духовности?

Зоря: Первая причина – то, что наша церковь не признавала и не признает российского статуса Крыма. Как, увы, это сделали некоторые конфессии, в том числе общины Московского патриархата. У нашей церкви принципиальная позиция. Кроме того, наша церковь в Крыму – неотъемлемая часть украинской не только де-юре, но и де-факто. Потому богослужения проводятся на украинском языке. Мы поддерживаем украинские традиции, на богослужениях люди слышат молитвы за Украину, могут чувствовать себя украинцами, общаться с теми, кто придерживается тех же взглядов. Мы стали чем-то большим, нежели религиозный центр, и мы выполняем функцию объединения и поддержки в условиях отсутствия государственности, как и ранее, в течение многих веков. Мы продолжаем деятельность, несмотря на давление со стороны местной оккупационной власти – сколько бы это ни продолжалось. История, в том числе советская, показывает, что победить церковь путем давления, гонений, невозможно. Она лишь усиливается.

– Сейчас ведутся разговоры о том, что Украинская православная церковь может стать автокефальной, по факту, независимой от Московского патриархата. Это шанс на создание соборной православной церкви в Украине. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл негативно реагирует на подобную перспективу. Что Вы думаете о таком подходе патриарха?

Зоря: Это традиционное перекладывание ответственности. Разделение православной церкви в Украине – плод деятельности в том числе лично патриарха Кирилла и российских политиков, которые его поддерживают, их вмешательства в церковную ситуацию в Украине во вред нашей стране. Россия уже три года перекладывает ответственность на Украину, отрицая сам факт вмешательства в нашу жизнь, заявляя об отсутствии здесь российских войск. То же происходит в церковной сфере. Патриарх Кирилл – лишь ретранслятор части общей российской риторики, которая используется против Украины.

– С нами на связи религиовед Виталий Хромец. Виталий, что стоит за противлением патриарха Кирилла объединению украинских церквей, фактической независимости от Московского патриархата?

Хромец: Увы, церковь в России используют как продолжение имперской политики. РПЦ рассматривает Украинскую православную церковь как агент совсем не церковного влияния на ситуацию в нашей стране. Риторика Кирилла часто нецерковна, она отражает общую конструкцию суждений российской власти. Потому для России удержание Украинской православной церкви в орбите своего влияния жизненно важно в политическом плане.

– Могут ли попытки украинской церкви объединиться и создать соборную православную церковь привести к репрессиям в Крыму?

Хромец: В Крыму Украинская православная церковь Киевского патриархата рассматривается как агент украинского влияния – и так оно и есть. Церковь будет занимать абсолютно проукраинскую позицию. Опасаться давления, думаю, стоит.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
2комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Оленка | 12 января 2017, 21:49
    Комментировать комментарий

    "Ми стали чимось більшим, ніж релігійний центр". Отже сам Євстратій визнає, що храми УПЦ КП - це релігійні споруди, а не містичні частини Церковного Тіла, що утаємничено поєднують людей в Євхаристії.

    • netoy_gaidamak | 12 января 2017, 22:08
      Комментировать комментарий

      Він політикан і пройдисвіт - тому і не дивно що він таке ліпить в рясі. Йому б мандат, то всі були б як в раю. Бачили його і чули про "Автокефалію" і "Мирний перехід до КП". Хай далі нісенітницю городить.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Последние комментарии

  • Леонтій | 24 февраля 2017, 14:51

    Ну й справді: цю війну на Сході України, як виявляється, розв'язали й спонсорують ніхто інші, як... греко-католики... Та ще й "разом з Київським патріархатом"...

  • Adanantus | 24 февраля 2017, 11:33

    Ватикан як завжди далекоглядний...та й в принципі заклик адекватний, приймає сторону, яка притаманна християнам - припиніть вбивати, по одну і другу сторону живі люди...Абсолютно згідний з такою

  • Николай Николаев | 24 февраля 2017, 10:52

    гундяевцев на пушечный выстрел не подпускать к армии

  • Fr. Valerii | 24 февраля 2017, 10:38

    Звернення до символічної інституції, від якої нічого не залежить. І якщо уважно подивитись в текст, то взагалі це звернення НІ ДОКОГО. Тому це є ZERO.

  • Оленка | 23 февраля 2017, 19:08

    А чи не може той самий етикет та пастирське зобов'язання не дозволяти i УПЦ "клеймить позором" окупанта? Тим бiльше, що i тi мешканцi захоплених територiй, котрi пiдтримують окупантiв, i

Популярные статьи месяца