Всеправославный собор и низвергнутая Моспатриархия

14.06.2016, 17:18
Весь православный мир может наблюдать, как выглядит "кузькина мать" патриарха Кирилла и его кремлевского патрона

Весь православный мир может наблюдать, как выглядит "кузькина мать" патриарха Кирилла и его кремлевского патрона

Вчера Русская православная церковь (РПЦ) отказалась от участия во Всеправославном Соборе, который готовился более полувека и который, тем не менее, пройдет 16-27 июня на Крите. Вчерашний день символизирует новую драматическую дату мирового православия. Квинтет церквей, во главе с зачинщиком - Моспатриархией, противопоставил себя всей Вселенской церкви. Это отнюдь не конфликт, как пытаются представить кремлевские пропагандисты. Это церковно-политический шантаж Вселенской церкви со стороны Кремля и ФСБ, при котором последние для достижения своих целей демонстрируют готовность идти на любой грех и позор, даже на раскол. Церковь безгрешна, но пятерка предстоятелей, не поехавших на собор, бесспорно, останется в церковных страницах историей греха. Греха симонии (церковного взяточничества) и беспринципности. Остановимся подробнее на событии.  

О чем бы не говорили в мировом православии в лето Господне 2016 года, все говорят об Украинской Церкви. 

Под знаком украинского церковного вопроса проходят самые респектабельные церковные заседания. Точнее, под знаком его саботажа и под страхом его решения.

Саботаж украинского вопроса Москва (Кремль и подведомственная ему РПЦ) оплачивает долларами иностранным сателитам из своих церковных орбит. Если Кремль оказался способным экспортировать коррупцию в Европу, покупая бывших канцлеров, то РПЦ с таким же вдохновением и за те же деньги, взяла на зарплату пару-тройку митрополитов, предстоятелей церквей, из стран бывшего соцлагеря. Плотно загнав их под свой подрясник, под который кидает им в качестве поощрения куски стерляди и болгарской брынзы, она превратила глав иных церквей в «петрушек» по вызову. И эти «петрушки», напялив дорогое облачение, вышитое в московских мастерских, выходят на люди, провозглашая кремлевские тезисы. А потом честно проедают сребренники, за которые продали церковное единство.

 Знаете ли вы, как выглядит церковные вырождение? Я знаю. Знает вся православная Украина. Это когда патриарх, продававший водку, обожающий роскошь, говорят не законно избранный, а назначенный Кремлем вопреки воле даже собственной паствы вкладывает средства, дипломатические усилия в мировой раскол, как всего православия, так и между нашими собратьями из Украины.

Сначала разберемся с ценностями и понятиями.

Единство церкви - это ценность, возведенная в абсолют.

Единство в мировом православии - то, чего ждет каждый пребывающий в этой вере человек.

Единство Украинский церкви это не просто историческая справедливость, логичное событие, это и вопрос выживания государства, и вопрос его безопасности.  Единство Украинской церкви это, как первый этап, признание святейшим Варфоломеем Киевского патриархата. Без этого крайне сложно будет прекратить дискурс о «неполноценных раскольниках из Киевского патриархата». Москва 20 лет убеждала православных братьев Украины, что одни из них (МП - истинно верующие), а вторые (КП) - неправославные злодеи, раскольники, нарушившие единство. Признание КП, своего рода, международная легитимизация важны, в том числе, что фильтр для голой и грубой пропаганды.

В это лето 2016 года вопрос об Украинской церкви стал невероятно остро.    

На это лето пришлось проведение Всеправославного собора.  

Собор - большое, полстолетия готовящееся, важное собрание глав православных церквей. Лидеры восточного христианства должны собираться, должны обсуждать наболевшие вопросы или хотя бы ставить их.

Поместные церкви - это не междусобойчики по городам и весям, не удельные княжества, они должны демонстрировать общее мнение, отвечать на вопросы практикующих христиан, принимать решения по поводу бытия церкви. Не только мое мнение, он совпало со мнением известнейших в мире богословов. «В меру того, как глаза всего мира обращены на Православную Церковь, мы умоляем всех наших лидеров услышать призыв Духа к соборному единству», - было сказано в их обращении.

Но еще зимой на этапе подготовки собора, на предваряющей его встрече в Швейцарии, патриарх Кирилл грозно спросил патриарха Варфоломея: «Правда ли, что вы встречаетесь с раскольниками из Киева?» Гордый обладатель мерседесов, пароходов и патриаршего куколя пытался отчитать первого по чести (так принято считать в православной Церкви, Константинопольский патриарх - равный, но первый по чести) патриарха Варфоломея за одно общение с Киевским патриархатом. Вопрос был не праздный. И даже не риторический. Сейчас понятно, что глава РПЦ таким образом сделал предупреждение: «Или вы прекращаете всякое общение с крупной непризнанной украинской церковью, либо мы покажем кузькину мать». Как выглядит «кузькина мать» патриарха Кирилла, мы имеем возможность наблюдать прямо в эти дни. 

РПЦ - крупный и богатый патриархат фактически всегда претендовал на первенство в православном мире. Мысль: «Москва - третий Рим» проводилась на всех приходах РПЦ.  Но объективно купить церковный авторитет у всех церквей РПЦ было сложно. Выхватить у греков первенство даже по чести крайне сложно, для этого мало быть богатым тут и честь какая-то нужна.

Почему РПЦ, с одной стороны демонстрируя готовность ехать на собор, не хочет проведения собора?

Не только потому, что во главе стола сидел бы патриарх Варфоломей. Не только. Она реально опасалась, что св. Варфоломей после собора вернется к вопросу признания Киевского патриархата. Контакты Киева (КП) и Константинополя были всегда, но сейчас особенный момент. Турция поругалась с Россией, Московский патриархат в Украине явно переживает кризис и несет ответственность за свой сепаратизм на Донбассе, обозначились желания украинской паствы к единству, а потому Кремлем и Кириллом овладел животный страх получить легитимный в глазах других церквей Киевский патриархат.

И они изо всех сил принялись шельмовать собор.

Я изучила, что пишут ФСБ-медиа (те, о которых я точно знаю, что они под контролем рус. Спецслужб) о Всеправославном соборе. С вашего разрешения, только заголовки на языке оригинала:

- Собор в Стамбуле (его уже перенесли на Крит, но текст старый): угроза православию.

- Восьмой собор: пророчества старцев сбываются (имеется в виду пророчества о близком конце света).

- Восточный папизм для Константинополя.

- Светопреставление начинается. 8 собор.

- Число 666 в дате Восьмого собора.

И далее истерика, о том, что здесь, мол, состоится утверждение "ереси ересей - экуменизм". Они (о, ужас!) требуют ослабить пост.

Москва, с одной стороны, фальшиво улыбается Предстоятелям Православных Церквей, а с другой: вкладывает деньги в новые сайты и накачивает старые риторикой на уничтожение собора, на дискредитацию вселенского патриарха. Больше всего мне нравится формула РПЦ: "Православная общественность РПЦ озабочена слабой подготовкой собора".

Эта что касается риторики для внутреннего потребителя. А что касается потребителя внешнего, то тут понадобились церкви-сателлиты, которые за две недели до самого мероприятия вдруг выразили нежелание ехать на собор.  Сателлиты Москвы заявили разные причины. Болгарская православная церковь (ее предстоятель тесно связан с Москвой), озаботилась тем, что рассадка на соборе такая, что нарушает равенство с другими предстоятелями. И еще сказал, что платить за поездку на собор - дорого. Секретариат собора действительно определил неслабую сумму участия в 120 тысяч евро. Но раз в полстолетия можно потратиться. А что касается рассадки, то стыдно жаловаться, ведь Христос ноги ученикам мыл. Антиохийская церковь, представитель патриарха которой десятилетиями живет в Москве тоже нашел причину для отказа. Мол, на Катаре есть православная парафия, хочу чтобы она мне принадлежала. Законные претензии, но сложно выполнимые. Власти Катара (они там обустроили церковь) его не хотят. 

Грузинская присоединились к отказу. Сербская даже сыграла особенную игру. Написала, мол-де, мы может и приедем, если тут рассмотрится вопрос предоставления автокефалии (а точнее если мы сможем продиктовать порядок, не допускающий ее предоставления непризнанным церквям). Как точно заметил профессор Александр Саган, Фактически тогда православие превратиться в закрытый клуб для своих. Добавлю: своих на балансе Моспатриархии.

Несмотря на демарш вышеперечисленных, Константинополь, с которыми солидаризировалась Греческая церковь и церкви ее круга заявили о том, что собор пройдет.

Состоянием на сегодня участие в соборе подтвердили Александрийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, а также Чешских Земель и Словакии Православные церкви. 

Вчера Священный Синод РПЦ решил, что Московская патриархия не поедет на собор.

И знаете, для меня это уже не важно. Они могут поехать, могут не поехать. Собор состоится. Но все мы поняли такую вещь, что эти люди из одной ненависти к Украине готовы совершить мировой раскол нашей церкви. Они его совершили в сердце своем. Они совратили слабых духом предстоятелей.

Неверующие не поймут. А верующие содрогнутся. Когда я была в Братиславе, то в воскресенье я искала православную церковь (все равно какую: греческую, украинскую или русскую)... Когда я была в Праге или Вене, я тоже в воскресенье искала церковь, все равно какую: чешскую, украинскую, греческую или русскую. Мой брат делает то же самое в любой столице мира. Мы все так делаем, если поездка в зарубежье попадает на праздник или воскресенье.

Потому что Церковь святая и соборная. И впервые в нашей жизни над этой духовной, более, чем кровной связью, занесли топор.

Лана Самохвалова

"Укринформ", 14 июня 2016