«Автокефалов» ждет либо забвение, либо союз с другими Церквами

05.03.2015, 12:21
УАПЦ может объединиться с фаворитами киевской власти или обрести легитимность в юрисдикции Константинополя

УАПЦ может объединиться с фаворитами киевской власти или обрести легитимность в юрисдикции Константинополя

24 февраля с.г. на 66-м году жизни скончался предстоятель Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) митрополит Киевский и всея Украины Мефодий (Кудряков), который возглавлял Церковь начиная с 2000 года. УАПЦ – одна из трех, наряду с Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП), «больших» православных Церквей в Украине (имеются еще несколько малых юрисдикций). Раскол в украинском православии длится уже более двух десятилетий, и все это время ведутся разговоры о его преодолении. Наиболее близко к объединению несколько раз подходили две неканонические с точки зрения вселенского православия конфессии, выступающие за полную независимость от Москвы, – УПЦ КП и УАПЦ. Однако каждый раз такой диалог заходил в тупик.

Новый шаг в этом направлении сразу после смерти Кудрякова сделал Киевский патриархат. Патриарх Киевский Филарет (Денисенко) призвал восстановить диалог о церковном единстве: «Хочу обратиться к архиереям УАПЦ, которые, в соответствии с церковным уставом, соберутся для обсуждения дальнейшей жизни возглавляемой ими Церкви. В условиях российской агрессии чрезвычайно важно единство украинского народа. Плодотворный диалог о достижении единства между нашими Церквами, о преодолении существующих разногласий и объединение всех сторонников автокефалии Православной церкви в Украине могут стать нашим общим весомым вкладом в борьбу украинского народа за лучшее будущее».

По словам председателя Информационного управления Киевского патриархата архиепископа Евстратия (Зори), никаких предварительных условий для начала такого диалога со стороны КП не выдвигается. Однако пока от священноначалия УАПЦ не поступало никакого ответа на призыв к диалогу.

27 февраля с.г. на чрезвычайном Архиерейском соборе УАПЦ состоялись выборы местоблюстителя предстоятельской кафедры. Им стал митрополит Львовский Макарий (Малетич), управляющий Ровенской, Волынской и Таврической епархиями. Такой выбор, по словам архиепископа Евстратия, на данный момент представляется логичным, поскольку этот архиерей возглавляет самую большую епархию, где сосредоточено до двух третей всех приходов УАПЦ, и, по сути, он и так руководит почти всей Церковью.

Бывшая первая помощница митрополита Мефодия Наталья Шевчук заявила, что вскоре епископы соберутся и решат судьбу Церкви. Возможны два варианта: либо избрание нового предстоятеля УАПЦ, либо начало фундаментальных переговоров по объединению.

Людмила Филиппович, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии им. Григория Сковороды НАН Украины, так прокомментировала для «НГР» события, происходящие в УАПЦ: «Без сомнения, это утрата для Церкви, хотя митрополит Мефодий – довольно неоднозначная на православном ландшафте Украины личность. К митрополиту всегда были вопросы относительно того, что ему не удалось создать стройную и объединенную структуру Церкви. Сейчас она существует в виде локальных ассоциаций в разных областях Украины, где правят достаточно авторитетные на местах епископы, что ставит под сомнение необходимость единого руководителя. УАПЦ утратила свой вес, который она имела еще лет 10–15 назад, в силу того что укрепилась УПЦ КП, многие «автокефалы» перешли в Киевский патриархат».

Украинский религиовед профессор Александр Саган в комментарии «НГР» также отмечает, что перспектива УАПЦ в дальнейшем – только в объединении с другими «украиноцентричными» православными Церквами – УПЦ КП и УАПЦ(о) (называемой также Харьковско-Полтавской епархией УАПЦ под руководством архиепископа Игоря (Исиченко), она юридически оформлена в отдельную структуру, но продолжает считать себя частью УАПЦ. – «НГР»). «Без этого, – говорит эксперт, – ее дальнейшая судьба предсказуема – новые расколы и преобразования Церкви на разрозненные епископские вотчины, которые будут выживать за счет «беглых» священников из других юрисдикций. В Церкви сейчас наименьшее количество среди православных Церквей воскресных школ (до 25% от количества общин), недостаточно высокий уровень подготовки кадров, проблемы в межличностных отношениях между епископами. Поэтому самый умный ход – не избирать нового предстоятеля, а согласовать с УПЦ КП взаимоприемлемые условия объединения. Например, об автономном вхождении в УПЦ КП и сохранении своей структуры в первые годы сосуществования. Но я допускаю, что личностные амбиции отдельных епископов могут взять верх над логикой и здравым смыслом и будет воссоздана новая УАПЦ. Однако это еще на 5–10 лет – не более. А дальше – фактически самоликвидация через распыление кадров и тотальный переход общин в другие юрисдикции». Людмила Филиппович соглашается, что «если сейчас не произойдет никаких изменений, через какой-то десяток лет существование УАПЦ как самостоятельной структуры в православном мире может быть поставлено под вопрос».

«Де-факто митрополит Мефодий и его ближайшие помощники были последними противниками сближения с Киевским патриархатом. Уход Мефодия создает определенное окно возможностей для объединения», – говорит религиовед Юрий Черноморец. «Но в Церкви до сих пор есть люди, разделяющие взгляды недавно умершего Евгения Сверстюка, редактора оппозиционной газеты «Наша вiра», которые не принимают патриарха Филарета и ни за что не перейдут под его амофор», – отмечает Людмила Филиппович.

«Нельзя исключать и такого варианта событий, при котором УАПЦ попросит принять их под омофор Константинопольского патриархата, хотя я уверена, что Вселенский патриарх никогда этого не сделает», — считает Филиппович. Необходимо отметить, что Константинополь активизировался в деле объединения украинского православия. Так, 16–20 февраля в Украине с визитом побывала делегация Постоянной конференции украинских православных епископов за пределами Украины во главе с предстоятелем УПЦ Канады (находящейся под омофором Константинопольского патриарха) митрополитом Виннипега и всей Канады Юрием (Калищуком). Встречи с представителями всех трех основных Православных церквей Украины были как двухсторонние, так и в рамках Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций, заседание которого посетил президент Украины Петр Порошенко.

В частности, митрополит Юрий сказал: «Патриарх (Константинопольский. – «НГР») подчеркивал, что Константинопольская патриархия никогда не забывает, что она Церковь-мать украинского православия. Об этом было сказано уже много раз. Патриархия наблюдает за ситуацией в Украине и считает ее идеальным разрешением объединение православия». При этом пребывание Украинской православной церкви в юрисдикции Московского патриархата митрополит из Канады назвал «неестественным», заявив, что «аннексия Киевской митрополии в 1686 году Москвой является неканонической и недействительной, в результате чего на сегодняшний день сложилась неблагополучная ситуация».

Таким образом, если УАПЦ ждет союз с Киевским патриархатом, то она разделит ту политическую поддержку украинской власти, которую в последнее время получает Церковь Филарета (Денисенко). Если «автокефалисты» выберут присоединение к Константинопольскому патриархату, то каноничность их общин никто уже больше не сможет подвергать сомнению, в том числе Московский патриархат.

Анатолий Хливный

"НГ-религии", 4 марта 2015