• Главная
  • Мониторинг
  • ВОЕННЫЙ КАПЕЛЛАН Олег Усатюк: "На войне неверующих нет. В окопе под обстрелом "Градов" молятся все"...

ВОЕННЫЙ КАПЕЛЛАН Олег Усатюк: "На войне неверующих нет. В окопе под обстрелом "Градов" молятся все"

29.12.2014, 10:41
ВОЕННЫЙ КАПЕЛЛАН Олег Усатюк: "На войне неверующих нет. В окопе под обстрелом "Градов" молятся все" - фото 1
В преддверии католического Рождества "Цензор.НЕТ" публикует проникновенное интервью о том, как на фронте уживаются мужество и страх, пьянство и тяга к Богу. И почему в зоне АТО столько благородных украинцев.

В преддверии католического Рождества "Цензор.НЕТ" публикует проникновенное интервью о том, как на фронте уживаются мужество и страх, пьянство и тяга к Богу. И почему в зоне АТО столько благородных украинцев.

Быть военным капелланом - особое, штучное, призвание.

Одно дело - служить священником в тылу, заботясь о своей пастве в тепле своего прихода. И совсем иное - врачевать людские души на фронте, среди холода, грязи, страха и отчаяния. Каково быть посредником между солдатами и Богом, когда вокруг взрываются снаряды и раздаются очереди? Как избавиться от проникающего внутрь испуга и делать то, ради чего ты приехал на войну?

Пастор протестантской Киевской Церкви евангельских христиан Олег Усатюк - один из тех капелланов, которые для себя на эти вопросы ответили просто и ясно: Бог подскажет. А ты делай то, что должно: помогай людям в зоне АТО духовной поддержкой, молитвой, а где понадобится - и привезенным из тыла волонтерским грузом.

капеллан усатюк

- Сначала мы ездили в зону АТО не в качестве капелланов, а как волонтеры, - рассказывает капеллан. - Возили продукты питания, одежду. У меня есть собственный бусик "Фольксваген", я ведь раньше работал по строительной линии, занимался внутренними отделочными работами…

- "Мы" - это кто?

- У нас есть батальон военных капелланов. И в первую поездку мы ездили с командиром батальона Игорем.

- В батальоне служат священнослужители разных церквей?

- Да. Когда батальон только создавался, в него входили верующие разных деноминаций. Православные Киевского патриархата, Московского, грекокатолики, римо-католики, протестанты, баптисты, пятидесятники. И было принято решение: в служении не акцентировать внимание на конфессиональных вопросах, а проповедовать солдатам Иисуса Христа. Нести им веру в Бога, говорить о морально-этических принципах, основанных на христианстве.

- В общем, упираете на то, что объединяет, а не разъединяет.

- Верно. Хлопцы открыты и к молитве, и к тому, чтобы задавать интересующие их вопросы. Вот, недавно побывали на Луганщине: Счастье, Станица Луганская. Там много верующих ребят с Западной Украины. И очень важно, чтобы они могли исповедоваться, помолиться, задать вопросы по Святому Писанию. Все это мы старались им дать.

В нашей команде был известный в христианской среде певец - Валерий Короп. И прямо в местах дислокации солдат мы поставили колонку, микрофон - и провели несколько концертов христианской музыки. А затем обратились к солдатам со словом вдохновения: передали им приветы от семей, от тех, кто собирал привезенные продукты и вещи. Сказали им: "Ребята, вы цвет нации, защищаете нашу страну; благодаря вам наши жены, дети - в безопасности".

И чувствуется, что дух у ребят поднимается. Им это нужно: подходят, благодарят.

- Что из этого общения запомнилось больше всего?

- Я там одного киевлянина встретил. Разведчик, десантник и, как оказалось, мой сосед, живет через дорогу. Обменялись телефонами, подружились…

- Что рассказывал?

- Была у него на фронте тяжелая ситуация - и напился парень. И после этого его очень мучила совесть. Говорит: "Я два дня молился, просил у Бога прощения, чтобы он помог выйти из этой ситуации. И представляете, на второй день я встречаю вас в этой части!"

- А он не объяснил, почему напился?

- Был у него какой-то стресс. Есть у парня страх Божий: он понимал, что подвел ребят; мучила совесть. И когда мы с ним общались, а было это прямо на улице, то помолились за него. Мимо проходило много людей, а он стоял и плакал. И хлопцы проходят, видят: разведчик плачет. И говорят ему: "Тримайся, брате!" (улыбается. - Е.К.).

- Известный волонтер Татьяна Рычкова сказала мне: "Лучших психологов, чем капелланы, не найти. Они и утешить умеют бойца, и разгрузить". А ведь есть еще и таинство исповеди. Скажите, о чем чаще всего исповедуются бойцы на войне?

- Больше всего священникам задают вопросы. "Вот, мы на войне, нам приходится брать в руки оружие, убивать. Что делать с заповедью "Не убей"?

- И что можно на это сказать?

- Объясняешь людям, что говорит Святое Писание. Что под заповедью "Не убей" Бог имел в виду агрессию по отношению к какому-то человеку. А когда ты защищаешь свой дом, свою страну и свою семью, то Бог не осуждает эти действия.

- …И то же Святое Писание щедро на примеры такого рода…

- Да, это священная обязанность каждого мужчины. В Писании написано: "Кто не печется о доме своем, тот отрекся от веры и хуже неверного". Так вот это слово "печется" означает, что мужчина должен обеспечить безопасность своего дома.

- Когда на исповеди вы все это объясняете, это успокаивает бойцов?

- Конечно. При этом наша команда капелланов призывала бойцов в любой ситуации действовать по христианским, человеческим принципам.

капеллан

- Например?

- Если взяли пленных, нужно проявлять по отношению к ним человечность. И мы говорим о том, что и сепаратисты, и русские - тоже творения Божьи, которых Бог любит, но которые были обмануты и пришли на нашу землю с агрессией. И за них мы тоже молимся - чтобы Господь их вразумил, и они отступили от нашей страны.

- Отец Николай из 25-й бригады ВДВ рассказывал мне, как у него на груди рыдал огромный дядька-ротный: "Отец, у меня столько ребят полегло, как жить?!" Священник, как мог, утешил его, помолился с ним - и офицеру полегчало. У вас такие случаи бывали?

- Мы общались с одним офицером, и когда говорили ему о вере, об Иисусе Христе, он сказал: "На войне неверующих нет. Мы были под бомбежкой, нас 3 часа бомбили "Грады", и в нашем окопе оказалось 12 человек. И молились все! Одни помнили "Отче наш", другие - нет. Но к Богу обращались все".

Такую Божью славу люди видели во многих ситуациях. Был случай, когда один капеллан ехал с бойцами на БТРе. И в них выстрелили из гранатомета. Но болванка не сдетонировала, и они остались живы. Когда вышли, он им говорит: "Ну, смотрите: Бог реальный, Бог живой!" Они отвечают: "Да нет, это случайность!" И капеллан их спросил: "Так сколько же вам нужно случайностей, чтобы вы убедились в то, что это действительно Божья рука?"

- О том, как на этой войне действует Бог, вы рассказали. А дьявол?

- Пьянство. Некоторые хлопцы пьют, чтобы подавить душевные раны. Но алкоголь проблемы не решает, а лишь усугубляет ее. И командиры рассказывали, что там, где есть капелланы, где с солдатами проводится психологическая работа, то там пьянства меньше. А в подразделениях, где все пущено на самотек, ребята находят в алкоголе какое-то удовлетворение.

- Один из самых болезненных вопросов, которые задают священнику солдаты: "Отче, ну вот как Бог позволяет случиться стольким смертям?" Они ведь видят, как гибнут не только их побратимы, но и мирные жители…

- Да, есть такие вопросы. Но ведь кроме Бога есть и другая сила - дьявол, который все это делает: войны, страдания, смерти. Поэтому Бога здесь обвинять не приходится. И мы объясняем людям, что Бог - это любовь.

Как-то раз мы общались с командирами; и когда уже прощались, то они сказали: мол, мы раньше недооценивали этот психологический момент работы с бойцами. И сейчас видим в этом очень большую необходимость.

Конечно, очень важно, чтобы капеллан не просто наезжал время от времени, а и жил с бойцами. Нужно с ними теснее знакомиться, строить дружеские отношения. Общаться с ними, чтобы человек мог открыться. Только тогда можно будет помочь этой душе.

капеллан

Фото со странички в Фейсбуке волонтера Георгия Туки

- Вам 52 года, из них пасторским служением занимаетесь 7 лет, многое повидали. Чей-нибудь героизм на этой войне вас впечатлил?

- То, что я вижу на фронте женщин, молодых девушек, - это героизм.

- А почему они идут на фронт? Все-таки война - это мужское дело, грязное, кровавое…

- Видимо, какой-то особый патриотизм. Я здесь, в Киеве, разговаривал с одной верующей девушкой. Она - волонтер, занимается закупкой продуктов питания, одежды, обуви. И она говорит: "Если бы я была мужиком - пошла бы на фронт в первых рядах!"

Это такое патриотическое чувство. Я и за собой-то никогда не замечал особых патриотических устремлений. Но минувший год во многих открыл эти качества.

- Много ли вам на фронте приходится выслушивать тяжелых историй - вот, есть у человека заноза в сердце, и очень ему хочется выговориться?

- С одним бойцом была такая беседа. У него проблема семейного характера. Прожили с женой 25 лет - в прошлом году жена поехала в Москву на 2 месяца оформлять документы. И вернулась оттуда пророссийской. Он говорит: "Я вышел из-под Иловайска, еле остался жив. Приезжаю домой на ротацию - а жена мне говорит такие вещи, что после этого просто жить не хочется!"

- Сам-то он откуда?

- Из Сумской области, восток Украины. Я попросил у него телефон этой женщины, чтобы с ней пообщаться. Но так как это далеко, дал этот номер своим друзьям в Сумах; чтобы когда он приедет на ротацию, они встретились с ним и, по возможности, с женой - и попытались решить эту проблему.

- 25 лет люди прожили вместе - и чтоб такое…Контакт нарушен?

- Нарушен. Причем у них двое взрослых детей, которые поддерживают позицию отца, но у мамы другое мнение.

- А как такое произошло? Опять телевизор?

- Да, вот эта лживая пропаганда - что здесь лютуют бандеровцы…Хотя она сама родом из Украины и видит, что здесь происходит. Но каким-то образом приняла пророссийскую сторону. И теперь семья на грани распада.

- У вас в киевской общине есть пророссийски настроенные прихожане, которые приходят и вываливают на вас такую же пропаганду?

- Есть одна женщина, сама она родом из России, там же живут ее родственники. И она получает всю информацию только от них. Украинские же новости - практически не слушает.

- И как вы решаете эту проблему?

- Стараемся эти вопросы не поднимать. А когда общаемся в церкви, то лишь на тему Святого Писания.

- А с пленными не доводилось общаться?

- Не доводилось. Хотя позиция капелланов по этому вопросу очерчена предельно четко: либо ты - воин, либо капеллан. Человек должен определиться. Потому что если рядом на поле боя будут лежать ранеными наш боец и человек с той стороны, то капеллан должен оказать помощь и тому, и другому. К слову, капелланы из США и Англии рассказывали мне, что во всем мире в ходе боевых действий запрещено стрелять в медицинских работников и капелланов. Именно потому, что они не берут в руки оружия. Они оказывают помощь: капелланы - духовного характера, медики - телесного.

капеллан

Команда капелланов Киевской Церкви евангельских христиан (батальон военных капелланов) - перед отъездом в зону АТО. "Стартуем! Сварили багажник, подвесили колеса, работали до поздней ночи. Господь дает силы".

- А в войне на Донбассе эти правила соблюдаются?

- На этой войне - нет. Потому что стреляют и в работников Красного Креста, и в волонтеров. Берут их в плен…Знаете, я не был в такой ситуации, но моя позиция четко определена: я принял решение оружия в руки не брать.

- О чем капеллан может молиться в отношении врага?

- "Господи, вразуми руководителя этой страны. Писание говорит о духовном законе сеяния и жатвы. Что посеет человек, то и пожнет. Если посеешь агрессию и зло - пожнешь агрессию и зло; посеешь добро - пожнешь добро. Поэтому прошу, Господи, яви милость этим людям!"

капеллан

Концерт для десантников в зоне АТО. Поет пастор Валерий Алимов

 

- А какой стих из Святого Писания вы на войне цитируете чаще всего?

- Золотой стих Библии: "Ибо так Бог полюбил мир, что отдал сына своего единородного, чтобы всякий, кто уверует его, не погиб, но имел жизнь вечную".

- А неверующий прагматик вам скажет: "Пастор Олег, ну что вы такое рассказываете? Вокруг рвутся снаряды, погибают люди, а вы тут загибаете про сына, посланного тысячелетия назад. Он-то причем к гибнущим сейчас людям?"

- Отвечу так: испытания были на протяжении всей истории человечества. Но именно сейчас, на передовой, у человека больше всего открыто сердце к Богу. Я верю, что война закончится, потому что каждая война имеет свое начало и свой конец. И наша страна будет могучей, процветающей державой. И будут времена изобилия. Так вот попробуй во времена изобилия достучаться до сердца человека! Это будет гораздо сложнее. А вот сейчас, когда мы несем солдатам служение душевной поддержки в их трудных обстоятельствах, мы надеемся, что с войны они придут с другими взглядами на духовные вещи.

Из военных наблюдений капеллана Олега Усатюка

О погибшем на войне пасторе из Луганска

"…Когда в октябре я был со служением в Песках, ко мне подошел боец с автоматом. Спрашивает: "Вы из какой церкви?". Отвечаю: "Из Киевской Церкви евангельских христиан". Он говорит: "Дело в том, что я сам - пастор церкви в Луганске. Дом мой забрали сепаратисты, семью я вывез в Киев".

Оказалось, на него там были гонения, даже какую-то цену за его голову назначили. Он был некоторое время в бегах. Пообщавшись, мы даже определили некоторых знакомых.

А потом я уехал. И буквально через неделю я в Интернете читаю, что он погиб. 45 лет было человеку, трое детей у него, жена. Привезли, в Киеве хоронили…".

О неверующем десантнике, который 2 часа целовал Христа

Рассказываем одному неверующему десантнику о Христе, а он: "Да я его целовал два часа!". Спрашиваем: "Как это ты его целовал?". Он достает крестик: "Я его выцеловывал, когда нас бомбили два часа".

О том, как рядом с военной доблестью живет людская черствость

"Общался с товарищем из Тернопольской области. Он говорит: "Обидно то, что приехал на ротацию - а из нашего села 40 человек поехали на заработки в Москву. Я здесь воюю, а они деньги зарабатывают у наших врагов".

О магии детских рисунков на фронте

Коллега-капеллан рассказывал, как они привозили заказы в уже знакомое им подразделение. И один офицер заказал сгущенку, очень он ее любил. Ему напаковали этой сгущенки, других продуктов. Он с нетерпением ждал их приезда. Встретил их, взял в руки сумку. А там, помимо прочего, был детский рисунок. И, увидев этот рисунок, офицер бросил сумку и стал читать послание от ребенка. Стоит - и плачет. У него спрашивают: что случилось? Он говорит: "Ты понимаешь, какие у этого ребенка надежды на нас! Он верит, что мы не допустим, чтобы враг пришел в их дом! Так разве я могу покинуть эти рубежи, если ребенок так надеется?! Смотри, сколько труда он приложил, чтобы это написать…".

От Афгана до Донбасса

"И Валерий Короп, и пастор одной из общин в зоне АТО - бывшие афганцы. И этот пастор рассказывал солдатам, что в Афганистан ушел добровольцем. И обратился к Богу, когда был контужен в бою. Выхода не было никакого: "Господи, если ты есть, то спаси!". И рассказывает: "Не знаю откуда, взялись "вертушки". Подняли меня - и таким вот образом Бог сохранил жизнь".

О духовных нитях между капелланом и бойцами

"Стоят солдаты на дежурстве у блокпоста. Я прихожу к их огоньку, и мы 4 часа с ними общаемся на любые темы: рыбалка, строительство, работа, семья. Нет-нет, да и зацепили какой-то духовный момент. В этом момент ты можешь ответить на те вопросы, которые человека беспокоят".

Почему капелланы едут на фронт

"Когда я вижу в человеке на войне благородство, то оно вдохновляет меня, священника, ехать туда. Хотя мне один родственник прямо сказал: "Чего ты туда едешь? Там опасно!". Но когда видишь таких ребят, которые рискуют своей жизнью, не боятся, говорят "Если не я, то кто?" - мне хочется служить этим людям. Раньше я не знал, как я буду вести себя, когда будет существовать реальная угроза моей жизни. Но оказалось, что Бог сверхъестественным образом удаляет страх.

 

Желающие помочь капелланам в их служении могут перечислить деньги на расчетный счет Приватбанка 5363 5423 0321 0570 Усатюк Олег Васильевич.

Евгений КУЗЬМЕНКО

"Цензор.нет", 24 декабря 2014 года