Российский след в избирательной кампании в УПЦ

07.08.2014, 16:08
Российский след в избирательной кампании в УПЦ - фото 1

Спецслужбы РФ давно недовольны Патриархом Кириллом. Это для Украины его выступления звучат слишком про-имперски, для российских спецслужбистов Патриарх является либералом, который вместо того, чтобы проповедовать русмир в духе Чаплина и Стрелкова-Гиркина, занимается интеллигентными попытками рассказать, что РПЦ «над схваткой» и «молится за мир».

Российский след в избирательной кампании в УПЦСпецслужбы РФ давно недовольны Патриархом Кириллом. Это для Украины его выступления звучат слишком про-имперски, для российских спецслужбистов Патриарх является либералом, который вместо того, чтобы проповедовать русмир в духе Чаплина и Стрелкова-Гиркина, занимается интеллигентными попытками рассказать, что РПЦ «над схваткой» и «молится за мир».

Мало того, с подачи руководства УПЦ, патриарх наедине просил Путина вывести «зеленых человечков» из Крыма, когда это еще можно было сделать, просил не разжигать вражду на востоке Украины. Получив от Путина заверения в мирном решении проблем после предоставления Украине гарантий сохранения нормы закона о нейтралитете и предоставление прав местным общинам, патриарх успокоился. Но Крым остался захваченным, слова Путина оказались обманом, потому ни на какие переговоры о возможных гарантиях по Украине президент РФ не пошел. Поэтому патриарх демонстративно не явился на акт присоединения Крыма в Георгиевский зал Кремля.

Спецслужбы РФ и раньше не доверяли патриарху Кириллу, видели, что он не смог ликвидировать автономию УПЦ, не смог превратить Украину во вторую Беларусь с помощью идей русмира. В этих условиях начались поиски ФСБ и ГРУ возможных вариантов подчинения УПЦ в связи с переходным периодом, порожденным сначала болезнью Предстоятеля – митрополита Владимира, а затем – его смертью. При этом на связи патриарха уже не полагались, а решили сыграть через собственную агентуру – сыграть рискованно и авантюристически, на грани блефа.

Поле боя и оперативный замысел

По данным опросов епархиальных архиереев (а именно они должны выбирать нового Предстоятеля согласно уставу УПЦ) уверенно лидировал митрополит Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ (т.е. второй человек в этой церкви). Молодой, прогрессивный по взглядах на развитие церкви, консервативный в вопросах личной морали, он стал предметом особых надежд митрополита Владимира, старой гвардии и молодых местных епископов. Архиереям на местах требуется сохранение своих прав (часто – неограниченных ничем) и сохранение существования УПЦ как целой структуры. Если сегодня они являются местными «князьями Церкви», то при дестабилизации ситуации в покорении каждого из них может остаться в десятки раз меньше общин. Сохранение УПЦ в новой политической и геополитической ситуации возможно только благодаря активной систематической внутренней и внешней политики, которую может обеспечить сегодня лишь митрополит Антоний.

Соответственно митрополит Антоний и стал для епископата выразителем курса «сохранения и развития». Парадоксально, но УПЦ может не только сохраниться, но и нарастить собственные структуры за счет расширения проукраинского сегмента УПЦ (присоединение УАПЦ и большей части УПЦ КП на правах Галицкой автономии – вполне реальная возможность и реалистичный путь к объединению украинского православия). Патриарх Кирилл доверял и доверяет митрополиту Антонию за его верность данным обещаниям не делать неожиданных шагов, а согласовывать весь дрейф УПЦ от Москвы с самим патриархом: ясно, что удержать УПЦ уже не удастся, но и отпустить украинское православие без потери патриаршества для Кирилла – это сложная задача как из-за неприятиятакого шага в РПЦ, так и через сопротивление спецслужб России.

Лидерство в пророссийском сегменте епископата УПЦ долго имел триумвират митрополитов Илариона, Павла и Агафангела, но сейчас оно перешло к митрополиту Онуфрия (на фото), который 25 февраля последний был избран временным главой УПЦ. Интересно, что заседании Священного Синода во время выборов митрополит Онурфий прошел через тяжелую борьбу с пророссийскими епископами и был избран за счет голосов проукраинских епископов, пообещав соблюдать проукраинской позиции. Но после своего письма от 2 марта к Путину с предупреждением о негативных последствиях агрессивных действий против Украины, митрополит Онуфрий сначала распорядился о публичном молчании УПЦ, а в начале апреля, после визита в Москву, запретил неофициальные переговоры с епископами УПЦ КП (которые успешно развивались), а такжеотменил официальное совместное заседание комиссий по единением УПЦ и УПЦ КП (в чем был особенно заинтересован патриарх Филарет).

Большинство епископов УПЦ не поддерживают митрополита Онуфрия, поскольку: 1) при нем ситуация будет «замораживаться», а УПЦ может сохраниться только через активное и системное развитие, а потому, в отличие от времен Блаженнейшего Владимира при Онуфрии УПЦ может просто пойти путем полной деструкции; 2) все боятся его личной антипатии к различным епископам и желания заменить весь многообразный епископат на строго монашеские кадры; 3) все не понимают, как при нем буут возможны компромиссы между местными епископами и центром, как возможна будет так необходимая поддержка центра; и вообще – неясно как митрополит Онуфрий, с его нежелание иметь любые политические связи, сможет обеспечить лоббирование церковных интересов перед руководством Украины.

Также для патриарха Кирилла митрополит Онуфрий является опасным конкурентом: общее недовольство епископата РПЦ Патриархом растет, и именно митрополит Онуфрий, в случае его избрания Киевским митрополитом, может стать естественным надежным лидером консерваторов, и консерваторы смогут попытаться перехватить власть у Кирилла. В епархиях консерваторов уже распространяются слухи, что руководство РПЦ во главе с патриархом Кириллом продалось масонам и сменить его – святой долг верных сынов православной церкви. Замена патриарха Кирилла на Онуфрия, однако, пугает российские спецслужбы, и они хотели бы использовать украинский кризис, но привести к власти другого человека в РПЦ.

Просто нарастить потенциал пророссийской группы епископов в УПЦ представлялось невозможным. Против митрополита Онуфрия как пророссийского кандидата активно продолжают выступать митрополиты Павел и Иларион Донецкий со своими союзниками – из-за активного неприятия строгой монашеской психологии Онуфрия. Для российских спецслужб возникла реальная проблема, связанная с тем, что ни митрополит Онуфрий, ни митрополит Павел (ни тем более Илларион) не набирают большинства голосов епископата УПЦ. Но если не удается консолидировать на положительной основе поддержку того или иного кандидата, то остается вариант с консолидацией на основе противостояния кандидату большинства – митрополиту Антонию. Проблема, однако, заключалась в том, что не существовало и не существует действительных причин для украинских епископов объединяться против митрополита Антония.

Между тем потребность россиян в раздувании кампании против Антония объективно вырастала: каждый день, когда митрополит Онуфрий исполнял обязанности главы УПЦ, отбирал у него шансы быть избранным. Ведь митрополит Онуфрий сумел нарушить практически все правила выживания УПЦ МП в Украине. Например, УПЦ КП выступила с призывом не штурмовать Лавру и храмы УПЦ в момент победы революции. В ответ абсолютно логичным шагом был бы призыв не посягать на храмы УПЦ КП на Востоке и в Крыму. Но такого призыва так и не было озвучено. В рамках логики выживания УПЦ в Украине был бы важен простой и ни к чему не обязывающий факт совместного заседания комиссий по переговорам УПЦ и УПЦ КП, однако такое заседание было заблокировано. Тем более не прозвучало от митрополита Онуфрия обращений в поддержку украинской армии, не прозвучало слов поддержки для пострадавших христиан на Востоке Украины с других церквей – а протестантские служители были не случайно, а злонамерено убиты сепаратистами. Вся культура взаимодействия меджу основными церквями в Украине, наработана при митрополите Владимире, оказалась перечеркнутой митрополитом Онуфрием потому, что его мировоззрение имеет только две краски: «правильные православные» и «все остальные».

Постепенно для епископата УПЦ стало ясно: такое «жесткое» мировоззрение митрополита Онуфрия не гарантирует сохранения УПЦ, а наоборот – приведет к изоляции УПЦ от общества и других церквей, к конфликтам УПЦ со всеми – от политикума к Украине как таковой. По словам религиозного аналитика Юрия Черноморца УПЦ сегодня – это «вне-территориальный Донбасс». Интересно, что аналитик использует этот образ для призыва: не трогайте УПЦ, то будет хуже. Но нам кажется, что если УПЦ оставить на самотек, тем более под руководством митрополита Онуфрия, УПЦ рискует стать «новым Крымом» для всей Украины. А как справиться с такой проблемой?

Уже сейчас через молчание УПЦ о большинстве проблем Украины, которая воюет с Россией, журналисты и политики, общественные деятели и церковники открыто называют УПЦ «раковой опухолью» на теле Украины и призывают к хирургическим действиям. Между тем, большинство епископата УПЦ хотят принадлежать к самой большой церкви страны, но не желают быть объектом оперативного вмешательства государства и общества.

Опасения перспектив уничтожения УПЦ при митрополите Онуфрия, приводят епископат УПЦ к поискам альтернативы, а такой выступает лишь кандидатура большинства – митрополит Антоний. За таким развитием событий не могли спокойно наблюдать российские спецслужбы.

Реализация российского замысла и его провал 

Как консолидировать голоса в епископате УПЦ, если не существует возможности увеличить их за счет пророссийского фланга, который все больше теряет? Нужно было найти проукраинских епископов, готовых работать против митрополита Антония и УПЦ. И такие предатели дела Блаженнейшего митрополита Владимира нашлись, причем в его ближайшем окружении.

Де-факто был создан заговор во главе с митрополитом Александром (Драбинко), который по неизвестным пока причинам (возможно – наличие личного компромата) согласился работать против Украины, УПЦ и митрополита Антония. Акт согласия произошел во время специального визита владыки Александра в Москву, когда он не смог встретиться с патриархом, но имел широкие контакты с должностными лицами ГРУ и ФСБ.

Задумка была проста по своей гениальности: консолидироватьзначительную часть епископата вокруг схемы «митрополит Винницкий Симеон как Предстоятель и митрополит Александр Драбинко как управляющий делами» (или хотя бы вокруг фигуры Симеона), сделать конфликт между этой группой епископов и митрополитом Антонием принципиальным, а затем «сдать» все эти голоса тому, на кого укажут российские спецслужбы. В пользу митрополита Симеона приводилась его мнимая проукраинскость и близость к Петру Порошенко. Однако, проукраинскость Симеона доказать невозможно через элементарное неумение кандидата говорить перед телекамерой, высказывать какие-либо идеи и вообще работать. Обеспечить поддержку со стороны Президента так и не удалось. Премьер также отказался вмешиваться в церковные дела. Тогда была предпринята попытка организовать поддержку действующего руководства СБУ через использование влияния УПЦ КП.

Митрополит Александр Драбинко давно дружит с архиепископом Евстратием из УПЦ КП. Последний считает себя несправедливо обделенным, поскольку владыка Епифаний, а не он стал «наместником» УПЦ КП. «Наместник» - это заместитель Патриарха сегодня, который автоматически и на неопределенный срок унаследует высшую власть в УПЦ КП в случае смерти патриарха Филарета.

Патриарху Филарету поддержку митрополитов Александра и Симеона представили как проукраинскую спецоперацию, которую необходимо поддержать критическими выпадами УПЦ КП в информационном пространстве и организацией давления СБУ на епископат УПЦ. Если с публичным троллингом УПЦ со стороны УПЦ КП все получилось более ли менее удачно, то втянуть в свой заговор руководство СБУ так и не удалось.

Сегодня процессы консолидации епископата против митрополита Антония и в пользу митрополитов Симеона-Александра пытаются реализовать вообще через простой подкуп епископов: богатые украшения, обещания должности управляющего делами УПЦ (предоставленные уже 5 архиереям!), предложения денег. Однако, епископы прекрасно понимают, что владыка Александр, если станет управляющим делами УПЦ, «отожмет» все сегодняшние бонусы обратно в увеличенном размере – и даже не за счет постановки новых епископовза большие деньги по просьбам старых (а цены доходили у владыки Александра во времена его влияния в 2008-2010 годах до полумиллиона «зеленых»!), но придется платить и за сохранение на собственных должностях(!).

Не секрет, что епископат ненавидит владыку Александра за систематические унижения во времена, когда он был «серым кардиналом» УПЦ. Особенно ненавидят за то, что епархии делились в любой момент – и власть епископов и их доходы соответственно резко уменьшались. Также многие за несоблюдение им своего слова относительно карьерных перспектив или хотя бы сохранение статус-кво.

Всегда находились молодые карьеристы с деньгами и отсутствием моральных принципов, которые предлагали деньги, и у старых епископов начинались проблемы – так как вся епархия или ее часть была нужна для молодого друга владыки Александра. Наиболее одиозных «друзей» удавалось остановить. Среди них – Гедеон Харон, прославившийся строительством в заповедной зоне «Десятинного монастыря»; Виктор Бедь, что продавал дипломы и о высшем образовании, и об ученых званиях гражданам не только Украины, но и России; Филипп Жигулин, профессиональный русский чекист, который фальсифицировал документы от имени митрополита Владимира; Феодосий Овчарук, прославившийся отношением диагнозов по выражению глаз и лечением взмахами рук – вследствие чего от одного только рака уже умерло больше десятка человек, в том числе – детей.

Блаженнейший Владимир таких «выдающихся друзей» владыки Александра менял на более приемлемых кандидатов, но в целом епископат оставался недовольным через бесконечные разделения епархий, которые остановились лишь при полном отстранении владыки Александра от дел. Кстати, именно то, что новый управляющий делами в 2012-2014 годах митрополит Антоний систематически защищал интересы епископата против кадровых фантазий владыки Александра, и послужило главной причиной конфликта Драбинко против Паканича. Владыка Александр подбивал Блаженнейшего Владимира ранее поделены епархии уменьшить вдвое, а еще чудом не разделенные – на три-четыре. Ясно, что блокирование этого процесса со стороны митрополита Антония сделало его врагом владыки Александра, который потерял возможность получить много миллионов на голом месте.

Медийное давление, организованное владыкой Александром на канале «1+1», в котором активное участие играл основной конкурент УПЦ – Киевский патриархат, лишь подтвердило для епископата УПЦ необходимость единения именно вокруг митрополита Антония. Стало очевидным, что именно его боятся как реального конкурента в религиозной сфере руководство УПЦ КП, что против митрополита Антония нет никаких компрометирующих материалов, кроме ничем не подтвержденных выдумок и фальшивок. Особенно важно, что личный высокий авторитет митрополита Антония, к которому тянулись епископы из УПЦ КП, разрушил основные мифы патриарха Филарета: что единение украинского православия может происходить только вокруг него, что именно УПЦ КП должна быть центром объединения;что УПЦ сначала должна разорвать отношения с Москвой по примеру УПЦ КП, а потом все украинское православие и объединится.

Все остальные фальшивки в СМИ для епископата УПЦ стали лишь предметом насмешек: 1) как можно всерьез думать, что кто-то продаст свой голос за 100 тысяч – во-первых, это слишком мало, во-вторых, отношения в епископстве УПЦ имеют совершенно иной характер; 2) как можно думать, что митрополит Антоний работал против Блаженнейшего когда он защитил Предстоятеля против всех попыток отстранить его от власти? 3) как можно всерьез думать, что Патриарх Кирилл хотел признать следующим митрополитом Киевским раскольника Филарета, а когда тот отказался, то хотел сделать патриархом Киевским Антония? 4) как можно думать, что политики вообще, и из Партии регионов в частности, имеют определяющее влияние на УПЦ? 5) как можно представлять митрополита Антония человеком, поддерживала Януковича, если во время Майдана в него был постоянную связь с лидерами оппозиции и никто еще не успел забыть, в чем были действительны шаги и УПЦ в целом, и лично митрополита Антония в те дни?

Но главной причиной неудачи стал неудачный выбор кандидатуры митрополита Симеона. Внутри УПЦ прекрасно известно, что митрополит Симеон всегда входил в партию митрополита Павла Лебедя, знаменитого героя телесюжетов, который в конце 2011 года изменил Блаженнейшему Владимиру и присоединился к пророссийской партии в УПЦ. Как можно считать, что младший партнер такого человека как митрополит Павел станет главой новой проукраинской партии? Неужели все уже забыли, как владыка Павел в декабре 2013-го на Национальном круглом столе перешел границу официально утвержденной миротворческой позиции УПЦ и начал от себя лично говорить о «героическом Беркуте», который всегда прав, и о «продажных студентах» на Майдане, которых правильно разогнали?

Конечно, митрополит Александр Драбинко рассчитывал, что партия митрополита Павла по мановению волшебной палочки превратится в партию Симеона Винницкого. Но или палочки не нашлось, или волшебник слишком молод и только учится, но фокус не удался.

Не удалось призвать под знамя Симеона Винницкого и владыки Александра не только новых епископов из УПЦ. Наоборот, поняв, что владыка Александр собирается продать всех оптом России, партию Симеона-Александра начали покидать ближайшие друзья Драбинко!Все это стало тяжелым ударом для молодого интригана, и он уже хотел инициировать отмену выборов Предстоятеля УПЦ и форсировать объединение УПЦ и УПЦ КП, предлагая Филарету первый пост в единой церкви, а себе выпрашивая второй.

Но оказалось, что накануне верный друг владыки Евстратия Юрий Дорошенко, который стал замдиректора департамента по делам религии Минкульта, дал «Разъяснение» о том, что выборы должны состояться согласно уставу УПЦ и никаких других вариантов государство не признает. Тем самым десятилетняя подготовка «запасного варианта» для владыки Александра рассыпалась в один день – руками его же личных друзей из УПЦ КП! Неудача углублялась тем, что руководство государства не хотело поддержать авантюристические шаги по перекройке религиозной карты страны в настоящее время, когда идет война на Востоке, и Путин только и ждет действительных или мнимых нарушений прав верующих УПЦ МП для оправдания полноценного вторжения – ибо все другие аргументы не действуют уже ни на кого, кроме фанатичных зрителей российского телевидения.

Также не оправдался главный расчет инициаторов интриги: связать епископов общим протестом против владыки Антония, основанный на ложных обвинениях. Никто, кроме самого митрополита Александра, не захотел «сжигать все мосты». Ведь при неудаче сохраняется лишь один выход – перейти в УПЦ КП. Это в заказных статьях можно эффектно написать: если не примете нашей позиции, то мы перейдем в УПЦ КП. В УПЦ каждый владыка имеет собственное четко определенное место и может безбедно существовать. А в УПЦ КП по отношению к «перебежчикам» существует простой принцип: «с чем пришел – с тем и остаешься». Это владыке Александру нечего терять, кроме Преображенского собора на Теремках, и тот он рассчитывает перетянуть с собой правдой или неправдой. А вот другие ... Сегодня ты епископ с сотней приходов, с высоким месячным доходом, а в УПЦ КП будешь какбедная церковная мышь, которая живет с старых запасов, – и как согласится на такую перспективу? Поэтому желающих сжигать все мосты, воевать открыто с митрополитом Антонием так и не оказалось.

Епископат УПЦ ищет возможности для консолидации, развития, для совместного выживания в новых условиях. Эти поиски не имеют ничего общего с попыткой некоторых торговать голосами так же, как Чичиков торговал мертвыми душами. Реализм епископата УПЦ, понимание им«кто есть кто» на самом деле в их корпорации епископов, попытки думать о позитивную программу – все это играет в пользу митрополита Антония.

Практически никто не хочет руководствоваться устаревшими концепциями «стабильности ради стабильности» (м. Онуфрий) или «победы в корпоративной войне путем уничтожения самой корпорации» (м. Александр). Не могут быть будущим УПЦ ни «белогвардейцы» (м. Онуфрий знаменит своими связями с РПЦЗ), ни «махновцы» (владыка Александр сегодня так же работает на Москву, как Махно, который помог советской России задушить и Деникина, и Украину).

Они однозначно проигрывают на фоне митрополита Антония – этого церковного Павла Скоропадского, который смог еще и привести под собственные знамена всю УПЦ-шну Директорию, объединив практически всех живых и мыслящих епископов УПЦ. Посмотрим, удастся ли дальше митрополиту Антонию удержать УПЦ по примеру фон Манергейма – все предпосылки для этого есть, если не дать продавать церковь и родину разного рода авантюристам.

Виктор Чуб, "Все Новости"

Виктор Чуб

"ВсеНовости", 6 августа 2014 года