Война в УПЦ, или Судьба наследия митрополита Владимира

11.04.2014, 13:28
Война в УПЦ, или Судьба наследия митрополита Владимира - фото 1
На праздник Благовещения мне немножко повезло — появилась возможность пообщаться с митрополитом Владимиром. Слабость рук, плохое произношение, сконцентрированность на главном — молитве, переживаниях за ближних

Война в УПЦ, или Судьба наследия митрополита Владимира (Фото Андрея Мосиенко)На праздник Благовещения мне немножко повезло — появилась возможность пообщаться с митрополитом Владимиром. Слабость рук, плохое произношение, сконцентрированность на главном — молитве, переживаниях за ближних. Конечно, странно наблюдать, как в перерывах между сеансами химиотерапии к Блаженнейшему пускают многочисленных друзей ответственного за его здоровье 37-летнего митрополита Александра. Поскольку храм, где я читаю и иногда прислуживаю у алтаря, — при онкоцентре, знаю строгие правила, направленные на недопущение риска инфекционных болезней, ведь иммунная система слабая, и каждый визитер может стать пулей в сердце. Почему же владыка Александр пытается создать впечатление, что все в порядке, Блаженнейшему лучше, и он возвращается? Как известно, есть три главных искушения, и их дьявол предлагает не только Христу, но и всем нам: концентрация на материальных благах, наслаждение властью, желание чудесного утверждения своего авторитета. Христос материальным благам противопоставил силу Слова, власти — покорность Богу, а утверждению собственного авторитета — признание единственного авторитета Небесного Отца. Но не у каждого же есть сила удержаться от этих искушений, и тогда как-то забываешь и об обязанностях сыновьих по отношению к старцу-митрополиту, и о поручении Синода УПЦ беспокоиться о здоровье Блаженнейшего.

Владыка Александр, после истории с авантюрным исчезновением значительных сумм своих и чужих средств, становится легкой добычей приближенных, которые несут «копеечку». Они же раздувают желание власти, причем —  самой высшей в украинском православии. Ну и как-то само собой выходит, что идея-фикс — это попасть в кресло предстоятеля, заменив все руководство УПЦ, подмяв также архиереев УПЦ КП и УАПЦ.

♦ Направо и налево разглашается следующий сценарий событий. В связи с невозможностью сформировать общепринятые для УПЦ предложения, «раскольникам» нужно сзывать архиерейский собор УПЦ. Чтобы поговорить, почувствовать всем, как обстоит ситуация на местах, которыми могут быть конкретные пункты согласия сегодня и единства завтра. Казалось бы, прекрасная идея. После публичного отказа патриарха Филарета уступить свое предстоятельство ради единства, появился вопрос о программе-минимуме, то есть о формах сосуществования в открытости, но без организационного единства. Наработать предложения к УПЦ КП должны были архиереи вместе с богословами и экспертами, и в принципе это можно сделать в рабочем порядке. Волны же призывов к созыву собора создают с другой целью, чтобы на соборе поставить вопрос о реформе УПЦ и полной замене ее руководства.

Сегодня УПЦ, как и практически каждая Православная церковь, имеет высшим органом законодательной власти Поместный собор (в уставе скромно назван — Собор УПЦ). Туда избирают, кроме всех епископов, представителей от священничества и мирян. Был созван дважды. Реально высшим органом является архиерейский собор (в уставе — собор епископов УПЦ). Между архиерейскими соборами правит предстоятель вместе со Священным Синодом, в который входят наиболее влиятельные архиереи УПЦ. Идея мятежников простая: принять постановление, что членами Синода должны быть все правящие архиереи УПЦ. И уже на волне хаоса вернуться к управлению церкви митрополитом Александром от имени Блаженнейшего Владимира.

Именно для этого обещается поддержка в борьбе за предстоятельство тем провинциальным архиереям, которые боятся наступления эпохи тандема «митрополит Онуфрий (сегодня местоблюститель,  то есть и.о. главы УПЦ) — митрополит Антоний (сегодня — управляющий делами УПЦ с расширенными полномочиями, то есть «премьер» УПЦ)». Эти два архиерея монашеского состава ума и сердца пользуются большой поддержкой в Церкви, имеют большинство как в Синоде, так и в архиерейском соборе.

♦ В то же время авторитет митрополита Александра, который стал центром бунта, не существует в самой Церкви как что-то реальное. Архиереи прекрасно знают друг друга, и причиной отстранения Блаженнейшего митрополита Владимира от предстоятельства во время болезни в конце 2011-го — в начале 2012-го стал именно иррациональный характер действий владыки Александра, на то время — правой руки предстоятеля. Даже в общении с заслуженными архиереями, которые прошли давление советской машины, выдержали многочисленные испытания в начале 1990-х, владыка Александр позволял себе повышенный тон, обиды, насмешки. В противостоянии с Патриархом московским Кириллом с одной стороны наносил удары, а с другой — лил елей похвалы. В общении с государством и политиками — обещал невозможное, не выполнял обещаний, и потом не осознавал даже свою вину за то, что церковь годами не продвигается в диалоге с обществом и государством. С одной стороны, активно изображал из себя украинофила, с другой — откровенно дружил со всей русской агентурой в УПЦ и в Украине. Перед отстранением Блаженнейшего в конце 2011 года на вопрос: «Есть ли у вас план действий на время кризиса, потому что здоровье может стать поводом для переворота?», он с улыбкой отвечал: да, у меня есть два плана. Когда же митрополит Павел в Синоде перешел на сторону митрополитов Агафангела и Иллариона, захват власти стал реальностью, он был шокирован и не знал, что делать. «Правая рука Блаженнейшего» при первом же реальном кризисе не сумела сделать ничего. На последующих заседаниях Синода владыка Александр был отстранен от членства в Синоде, от всех должностей, а также получил предупреждение о возможном лишении сана за всю ту критику действий коллегиального церковного руководства, которая звучала публично и была всегда на грани откровенных провокаций.

«Синодальный период правления» Агафангела и его сторонников вспоминается до этого времени как период, когда ничего не работало, и даже не выплачивалась заработная плата в митрополии и синодальных отделах УПЦ. Попытка провести архиерейский собор и на нем получить большинство голосов, если не за м. Агафангела, то за Иллариона или Павла, не стала реальностью. Предыдущие опросы архиереев показали неутешительную картину отсутствия достаточной поддержки для «путчистов».

♦ Когда состояние здоровья Блаженнейшего улучшилось, возник вопрос о схеме управления УПЦ в дальнейшем. Первый вариант — вернуться к фаворитизму владыки Александра — отпал сразу. Епископы не были готовы терпеть все заново. Как высказался тогда один из архиереев: «Нам все равно — или он в вышиванке, или у него на телефоне опять стоит «Боже царя храни». Мы — церковные люди, а этот мальчик внутри разрушен властью и уже никогда не сможет быть полезным для УПЦ, горя же может принести много». Второй вариант — показаться «путчистам», у которых были крепкие связки с Россией, серьезно рассматривался, и во внимание бралась кандидатура митрополита Иллариона. Однако последний сразу отказался. Причина? В Киеве его могли просто «съесть», причем быстро, и опасность поджидала со всех сторон, особенно от самого же Блаженнейшего. Третий вариант — постараться удержать власть самому, но с помощью новой «правой руки», лишенной недостатков владыки Александра. Из всех украинских владык Блаженнейший выбрал владыку Антония Бориспольского. Синод избрал его управляющим делами, и одновременно владыке Антонию было делегировано большинство полномочий предстоятеля. Блаженнейший попросил защитить его, и эта просьба была выполнена. Многочисленные попытки забрать власть у стареющего митрополита исправлялись так, что практически никто о них и не знал.

♦ На Синоде 25 сентября 2013 года митрополит Владимир предложил создать самостоятельную Бориспольскую епархию. Это делало митрополита Антония официальным претендентом на предстоятельство. Все сознательно подошли  к этому, от митрополита Владимира, до последнего члена Синода, и проголосовали за это. В начале октября Блаженнейшему стало хуже, он пытался успеть провести собор, на котором хотел пойти в отставку и передать власть «живой рукой». На тот момент уже выкристаллизировалось большинство епископата, объединенное стремлением сохранить и развить все, что было создано митрополитом Владимиром. Лидеры этого большинства — митрополиты Онуфрий и Антоний, узнав о невозможности проведения собора, решили подождать до возможного выздоровления, хотя врачи не давали никаких позитивных прогнозов. Однако уже несколько раз на своем веку Блаженнейший чудом поднимался, и надежда на Божью милость была и в этот раз.

Сегодня все забыто — и как вытягивали владыку Александра из неприятности, вызванной участием в сомнительных сделках, выплачивали за него значительные средства. И как спасали от гнева и государства, и Москвы, и епископского корпуса.

Есть нескрываемое желание власти. Захватить любой ценой, не останавливаясь ни перед авторитетом местоблюстителя, ни перед уважением к Синоду, ни перед возможными катастрофическими последствиями для Церкви и Украины. Также очевидно желание создать фальшивое чудо: меня отстранили, а я вернулся и с триумфом стал победителем в самой большой войне в украинском православии. Ну и просто усталость от жизни без денег...

Понять — можно. Но можно ли простить? Де-факто, имеем провокативную деятельность с применением всех методов политической борьбы внутри самой большой украинской церкви.

Целостностью УПЦ владыка Александр готов пожертвовать, но готовы ли к этому все остальные? Вовсе нет. Владыка Александр осознает, что де-факто играет против Украины. Но пойдут ли путем деструкции другие архиереи УПЦ? Очевидно, что нет.

Если бы еще борьба была идейная. Но власть ради власти — все это слишком низко, чтобы стать знаменем чести или даже просто знаменем.

Еще не зайдя дальше первого поля боя в войне против местоблюстителя, управляющего делами, Синода, владыка Александр уже все проиграл.

♦ Только неописуемо жалко Блаженнейшего, жизнь которого ставит под угрозу именно тот митрополит Александр, которому и он сам, и Синод поручили заботиться о здоровье митрополита Владимира.

Юрий Черноморец

Газета "День", 11 апреля 2014 года