• Главная
  • "Необходимо понимать и уважать те духовные дары, которые получает каждый член Церкви в соответствии со своим в ней призвание"...

"Необходимо понимать и уважать те духовные дары, которые получает каждый член Церкви в соответствии со своим в ней призвание"

26.06.2008, 16:58
"Необходимо понимать и уважать те духовные дары, которые получает каждый член Церкви в соответствии со своим в ней призвание" - фото 1
В гостях: о. Святослав ШЕВЧУК, ректор Львовской Духовной Семинарии Святого Духа УГКЦ, первый душпастырь украинских трудовых мигрантов в Греции

Святослав (Шевчук)В гостях: о. Святослав ШЕВЧУК, ректор Львовской Духовной Семинарии Святого Духа УГКЦ, первый душпастырь украинских трудовых мигрантов в Греции

Ведущая тема веб-конференции: Призвание молодежи к служению Богу: мирянство, монашество, священничество

Вопрос и ответы размещаются в обратном порядке— последние вверху


23. Вопросы от редакции

1. Наш вопрос месяца: Какие опасности сегодня существуют для духовного мира ребенка, молодежи и семьи?

2. Можно ли в общих чертах описать портрет современного семинариста: чем он интересуется, какой уровень его интеллектуальных возможностей, умело ли он их использует и т.п.?

3. Какие душпастырские направления в УГКЦ считаете лучше всего развитыми, а какие самые слабые?

4. Как Вы думаете, какие перспективы для выпускников ЛДС открываются сегодня?

5. Вы вспомнили о заинтересованности масс-медиа среди семинаристов. А какие еще специфические направления и средства душпастырства интересуют современных семинаристов УГКЦ?

6. Прошло уже полгода, провозглашенного Синодом УГКЦ Годом призваний. Как по вашему мнению, должным образом ли полнота Церкви обращает внимание на тему призвание? Що за этих пол года сделано в этом направлении в самой Семинарии и что еще планируется?

Сердечно благодарим Вас за участие в нашей веб-конференции. Нам очень приятно будет и в дальнейшем с Вами тесно сотрудничать, в частности, в медиальной сфере. РИСУ имеет хороший опыт сотрудничества с выпускниками ЛДС, которые интересуются журналистикой. Желаем Вам многочисленных новых призваний, неугасающего чувства гордости за своих воспитанников и многочисленных Божьих милостей и талантов в Вашем служении!

1. Этих опасностей так много, что нечего обо всех вспомнить в этом формате. Наибольшую опасность я уже вспоминал в ответах на предыдущие вопросы – сегодня человек не умеет любить. Ребенок, который не получил любовь, является раненой личностью, семья, которая не является очагом любви, становится полем смерти, общество, которое состоит из таких ячеек и личностей, развивает «культуру смерти» как ее очертил блаженной памяти папа Иоанн Павел ІІ. Единственным источником любви и жизни является Господь Бог. Я бы очень желал, чтобы из этого источника больше всего черпали все мы, и не только в этом месяце или году.

2. На сложный вопрос попробую найти простую развязку. Семинарист – это личность, которое развивается и находится в постоянном процессе поиска, дозревания, познания себя и Бога. Я уже вспоминал о разных измерениях семинарского воспитания, могу сказать, что каждый из них семинарист лично глубоко переживает. Возможно, даже этого не осознавая. Семинарист Львовской семинарии – это активная и любознательная личность, которая постоянно провоцирует Ректорат искать возможности, которые бы, с одной стороны – развили его индивидуальность, но с другой — помогли ему стать личностью сопричастия, то есть человеком, который творит общину, понимает ее динамику и чувствует себя живым и активным членом христовой Церкви. Семинарист Львовской духовной семинарии – это врожденный лидер, который подходит ко всем теоретическим и абстрактным понятиям с практической стороны и всегда спрашивает – как эту теорию использовать на практике? И это постоянный вызов для преподавателей, особенно для абстрактных мыслителей.

3. По моему мнению, душпастырская деятельность УГКЦ во всех направлениях находится в зародышевом состоянии. Достаточно медленно священник из служителя культа преображается в душпастыря. Предвижу, что этот процесс будет длиться долго, я бы хотел, чтобы он длился постоянно. На данный момент, как я понимаю, наиболее разработанным видом душпастырства является приходское служение, хотя не всегда и не везде наши приходы являются такими, какими мы хотим их видеть. Поэтому в душпастырском обучении семинаристов нашей семинарии мы делаем акценты на капелланском служении и миссионерской деятельности.

4. Огромные. Несколько месяцев назад, по инициативе семинаристов, была создана миссионерско-координационная группа. Деятельность ее заключается в том, что по благословению Архиепископа Львовского семинаристы собирают по приходам церковные вещи, богослужебную одежду и все то, что приход может и хочет передать для братьев за Збручем. Позже братья в согласии с епископом Богданом Дзюрахом лично развозят эти вещи по нашим общинам на территории Киевской Архиепархии. Глядя в глаза этих семинаристов, я вижу огромный энтузиазм и ту перспективу, которую они видят для своего служения там, за Збручем.

5. Наиболее интересными для наших братьев являются разные интерактивные методы катехизации и работа с молодежью и старшими людьми, которыми сегодня успешно пользуется Церковь на Западе. Особенно большая заинтересованность и желание научиться, которое сегодня господствует среди братьев – это навыки работы с малыми общинами, работа с зависимыми от наркотиков и алкоголя, несовершеннолетними преступниками и детьми улицы. Это те направления, в которых они работают, но не имеют соответствующих знаний, умений, или не владеют определенной методикой. При помощи разных семинарских общин и организаций таких как : Братство Введения в храм Пресвятой Богородицы, пасторальный центр «Еклезія», библейское общество «Еффата», центр душпастирства военнослужащих, сообщество капелланов Городоцкой спецшколы – мы пытаемся удовлетворительными эти попытки и эти потребности. При случае хотел бы обратиться к тем, кто мог бы помочь Ректорату, чтобы воспитывать семинаристов, к сотрудничеству.

6. Каждая церковная община и структура на своем уровне очень интересно переживает этот год призваний. Во Львовской духовной семинарии Стрийская епархия и Львовская архиепархия провели День алтарного дружинника: в эти дни к нам приехали сотни ребят, для которых мы помогли организовать особенную программу «Призвание». Знаю, что силами Молодежной комиссии Львовской архиепархии был проведен день открытых дверей по монашеским сообществам во Львове. В эти дни десятки девушек и ребят имели возможность ближе с ними познакомиться. На наших приходах, в частности во Львовской архиепархии, происходят многочисленные акции посвященные году призвания. Как раз эти лица, которые на приходских мероприятиях проявили заинтересованность монашеской жизнью или священником, имели возможность их посетить и увидеть то, что их интересует. Как раз в эти дни, 26-27 июня, силами Патриаршей молодежной комиссии организован Форум призвания, на который каждая епархия и экзархат проявили инициативу привезти заинтересованных людей. Сегодня вечером в нашей семинарии мы готовимся принять около 300 таких людей, которые из-за недостатка места будут ночевать в спортзале в спальных мешках. Завтра для всех наших гостей мы организуем отдельную программу для ознакомления с семинарией. Следовательно, год призвания, в частности в нашей семинарии, происходит достаточно бурно.


22. o. Awhustyn

— Всесветлый отче-ректор! Принимает ли во внимание наш Синод следующие явления в нашей Церкви: значительное уменьшение количества призваний к священничеству (по сравнению с серединой 90-х гг.); многие семинаристы, получив диплом, отказываются от своего призвания и подаются в мир за "хлебом насущным ".

Их можно часто понять. Будет ли разрабатываться КЕМ-ТО в Церкви программа материального обеспечения священников, поскольку на большинство моих собратьев мне даже жалко смотреть? Я не говорю здесь о отцов из городских (багатых) приходов. БЛАГОДАРЮ.

21. Игорь

— Всесв. о. д. Святослав, во Львовской Архиепархии в частности (хотя наверно это проблема и более широкая) часть священников подрабатывает предпринимательством. Не потому, что стремятся к роскошной жизни, но чтобы достойно свести концы с концами, дать возможность надлежащего образования детям и тому подобное. Каково ваше мнение по поводу такой ненормальной ситуации? И есть ли в воспитательном процессе семинарии действительное сотрудничество из Архиепископом относительно надлежащего и справедливого обеспечения всех священников надлежащими достойными условиями для служения? Благодарю

— Отвечу вместе. Материальное обеспечение священнослужителей УГКЦ и наших институций является сложным и многоплановым. В формате веб-конференции невозможно дать на них исчерпывающий ответ, но по этому поводу хотел бы отметить следующее:

1. Как это не звучит парадоксально, но и священник, и семинария в том числе живут на милостыню. Единственным источником финансирования являются добровольные пожертвования прихожан и благотворителей. Священник, а особенно семинарист, принадлежит к наиболее социально незащищенным слоям украинского общества. Поскольку не имеет ни пенсионного обеспечения, на другой социальной защиты, которые имеют другие работники предприятий, которые отчисляют проценты к разным государственным социальным фондам.

2. Вопрос финансирования церковных институций связан с тем способом присутствия УГКЦ, который она сегодня имеет в украинском государстве: УГКЦ не является официально реабилитированной, как Церковь не имеет статуса юридического лица, не состоялась ни одна реституция церковного имущества, которое было насильственно забрано. Сегодня религиозные общины, в том числе и семинария, платят за коммунальные услуги такую же цену как коммерческие структуры, освобождаются от арендной платы лишь по решению органов местного самоуправления и пр.

3. Если бы не большая жертвенность наших верных, а также вселенская солидарность Католической Церкви, мы бы сегодня не имели на что существовать.

4. Каждая из церковных институций – семинария, архиепархия – из всех сил пытаются сегодня обеспечить надлежащие условия и вознаграждение всем, кто в них служит и работает, но эти возможности не безграничны, и мы искренне надеемся, что читатели сегодняшней веб-конференции своим пожертвованием и поддержкой в соответствии со своими возможностями и местом в обществе, приложат все усилия для того, что УГКЦ как Церковь-мученица перестала в Украине быть Церковью вне закона и нашла государственную поддержку.

5. Соглашаюсь, что многие представители духовенства, в частности те, кто перешли в УГКЦ из Православной Церкви или стали священниками без надлежащей подготовки, не были готовы к тому, чтобы жить на милостыню, и потому мы наблюдаем такого рода поведение, о котором вы вспоминаете. Молимся за них и поддерживаем их, не сбрасываем это нелегкое задание лишь на плече епископа.


20. Наталья, [email protected]  

— Добрый день, отец Святослав. Мой вопрос не касается сегодняшней темы конференции. Но не смогли бы ответить на такой вопрос: какой из христианских праздников является самым главным, наибольшим? У нас во Львове большинство считает, что это Благовещение, но во всем христианском мире самым главным праздником считается Пасха. Благодарю.

— Согласно древнейшей традиции Церкви наибольшим христианским праздником является Пасха Господня. Именно с этого праздника развился весь цикл подвижных и неподвижных праздников, какие мы празднуем на протяжении года. Текст Пасхальной утрени называет этот праздник «праздником праздников и торжеством всех торжеств». Благовещение в литургическом календаре появилось позднее праздника Пасхи, хотя это событие богословскими текстами воспевается как «начало нашего спасения». Но я бы не рекомендовал производить «рейтинг важности» одного христианского праздника над другим, потому что это может направить нас в полностью неправильном направлении духовной жизни и богословского мышления.


19. Олег

— Отче-Ректор, вопрос о патронате церковного руководства над богословским образованием во Львове. Как известно, Преосвященный Владыка Игорь Возьняк очень часто посещает Львовскую Духовную Семинарию Святого Духа, а Блаженнейший Патриарх Кардинал Любомир Гузар является Канцлером Украинского Католического Университета. Планируются ли какие-то более тесные и более регулярные встречи наших Владык с преподавателями богословами, которые преподают и в Семинарии, и в Университете? Как мне известно, такие встречи происходят с подопечными и с руководством учебных заведений, но их немного маловато с преподавательским составом. Соглашаетесь ли Вы с этой мыслью, и если да, то как практически это может быть воплощено.

— Относительно патроната церковной власти над богословским образованием хотел бы заметить следующее: преподаватель богословия, в частности в католическом учреждении, восполняет учительскую миссию Церкви, которую Христос поручив своим апостолам, а апостолы передали епископам: « дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт 28:18-20). Таким образом, вынуть богословское образование из церковного контекста – означает его погубить. Поэтому таким важным является присутствие наших владык в богословской интеллектуальной среде, поскольку при таких возможностях и те, кто учат, и те, кто учится, начинают глубже понимать, что наивысшим исполнителем учительского правительства в Церкви является епископ, а преподаватель богословия есть его посланником и представителем в этой миссии. Я полностью соглашаюсь с Вами, что живая связь между наследниками апостолов – епископами и преподавателями богословия крайне необходима.

Практически это претворяется в жизнь с помощью архиерейских посещений наших институций. Владыка Игорь часто посещает Львовскую духовную семинарию по приглашению ректора и по крайней мере в нашем контексте такие встречи происходят регулярно, особенно во время великого поста и о них подается сообщается предварительно. Если кто-то из преподавателей давно уже на таких встречах не был, то прошу возобновить свое присутствие.


18. Mik

— Всесветлейший отче-ректор! Трудно не согласиться с тем, что Львовская семинария сегодня является одной из лучших школ воспитания будущих священников, но не может не тревожить и то, что многие выпускники, которых, кстати, в семинарии считают образцовыми семинаристами, почему-то не хотят быть священниками. Церковь вкладывает в них не только материальные ресурсы, но и большие духовные усилия, зато они избирают путь светской карьеры. Не считаете ли Вы это поражением воспитателей семинарии?

Пользуясь случаем, хочу поздравить Вас с наградой, которую Вы получили недавно от владыки, а также поблагодарить, несмотря на немного пессимистический вопрос, за высокий уровень подготовки будущих священников, ведь многие Ваши выпускники добросовестно ведут нас к Царству Божьему.

— Благодарю за такую высокую оценку нашей институции. Я не до конца соглашаюсь с вашим утверждением, что образцовые семинаристы не хотят быть священниками. Действительность доводит противоположное, не знаю, насколько полно Вы с этой действительностью знакомы. Семинария – это институция, какая призвана готовить кандидатов к священничеству. Когда кто-то, учась в семинарии, начинает понимать, что не желает быть священником, или Ректорат семинарии наблюдает признаки потери священнического призвания у определенного кандидата, то мы рекомендуем ему оставить семинарию и, в случае образцовых студентов, перейти на светскую программу богословия, которую предлагает мирянам Украинский Католический Университет.


17. Дмитрий

— Уважаемый Святослав ШЕВЧУК, возможно мой вопрос прямо не касается темы веб-конференции, но будьте добры, скажите, способствует ли ваша семинария налаживанию межконфессионального мира и толерантности в Украине или руководство семинарии не ставит перед собой такого задания? Считаете ли Вы, что будущие священники должны относиться пренебрежительно к представителям других религиозных организаций и откровенно это демонстрировать?

Есть ли какие-то конфессии в Украине, деятельность которых вы считаете незаконною и если да, то на каких основаниях? Благодарю за искренний ответ

1. В семинарии мы пытаемся помочь нашим семинаристам стать зрелыми христианами. Зрелый христианин – это человек мира: мира Божьего и мира Христового, которого мир и человек не имеет и не может дать. Согласно такой цели мы учим их быть носителями мира и уважать религиозные убеждения тех, у кого они отличающиеся от наших. Мы их учим также не бояться диалога, мирного диалога с представителями других конфессий и религиозных организаций, без того, чтобы идти на фальшивые компромиссы, какие мы часто понимаем под словом "толерантность". Я убежден, что свидетельствовать об Истине можно мирно и спокойно, не вызывая конфликты, хотя и не боясь гонений и агрессии со стороны других, как это делал сам Иисус Христос.

2. Различать между законными и незаконными конфессиями в Украине – это не моя компетенция. Для этого существует закон государственный и соответствующие государственные факторы. Однако как гражданин я убежден, что каждый человек, в том числе верующий, имеет право на защиту от любой агрессии, в том числе и религиозной.


16. Александр

— Не считаете ли вы, что служить Богу можно и без того, чтобы становиться мирянином, монахом или священником? То есть может ли человек служить Богу своей ежедневной жизнью, поклоняясь Творцу в духе и истине?

— В соответствии со словами самого Христа, поклоняться Богу в Духе и Истине, можно лишь будучи христианином (ср. Ин 4: 1-42). Поскольку дар Духа Святого мы получим в святых таинствах Крещения и Миропомазания, то лишь при Его деянии культ поклонения Отцу становится у нас всеобъемлющим: вся личность, во всех своих измерениях и всей своею жизнью кланяется Отцу в Духе и Истине. Такой фундамент лежит и должен лежать в основе жизни мирянина, священника или монаха. Кто не принял дар Духа Святого в христовой Церкви, тот подобно как самарянин поклоняется, не зная кому (ср. Ин 4:22).


15. Юлия, г. Каменец-Подольский

1. Отче, почему часто священники и богопосвященные лица считают свое призвание "высшим", чем у мирян? Что говорите Вы на эту тему своим студентам?

2. По вашему мнению, какие новые предмети нужно ввести в учебную программу семинаристов, чтобы их знания отвечали требованиям современности?

1. На этот вопрос я уже ответил.

2. Программа Львовской духовной семинарии настолько перегружена и многогранна, что мы в настоящий момент пытаемся ее сделать максимально гибкой, чтобы она была соответствующей потребностям нашей Церкви. Пользуясь случаем, приглашаю Вас посетить сайт семинарии, чтобы ознакомиться с программой (www.lds.lviv.ua). Работая над совершенствованием этой программы, в ближайшем будущем мы хотим ввести предмет миссиология, который в соответствии с решениями синода наших владык, является необходимым для современного священника УГКЦ.


14. Светлана Ярошенко

— Слава Иисусу Христу, отче Святослав! Имею к Вам два вопроса:

1) какая в Украине на сегодняшний день реальная потребностью в священниках УГКЦ, то есть достаточное количество ли их есть и готовится, чтобы обеспечить имеющуюся паству пастырями?

2) миряне, монашество, священство... Отче, сталкивались ли Вы с тем, что это уже даже как своеобразные "касты" в наших Церквях? Опуская то, что ко всем без исключения нужно относиться уважительно, все же монашество и священник на несколько пунктов возвышается над мирянством. Уже создался даже определенный стереотип относительно людей в сутанах и габитах. Какие практические вещи Вы бы посоветовали, чтобы развивать тот внутренний диалог и сотрудничество, ведь призвание у нас всех одно — служить Богу и прославлять Его.

1. На сегодняшний день УГКЦ в Украине переживает своеобразный «взрыв», создаются новые структуры, открываются новые приходы, набирает обороты процесс миграции, который выносит наших верных за пределы своих церковных структур, открываются новые направления для душпастырского служения (академическое капелланство, военное капелланство и так далее). Все это порождает постоянный дефицит кадров. Однако вопрос не в количестве, а в качестве подготовки будущих священников, которые могли бы отвечать потребностям нашей Церкви сегодня. По моим подсчетам, только теперь в Украине наша Церковь имеет приблизительно такое же количество священников, которое она имела до ее ликвидации советской властью в 1946 году. Таким образом, мы постоянно догоняем, но еще никак не опережаем потребности в священниках, которые УГКЦ имеет сегодня.

2. Церковь является иерархической структурой, в который каждый ее член имеет одинаковое достоинство в Божьих глазах, но разную функцию. Об этом учит апостол Павел (ср. 1Кор 12:4-26). Поэтому, с одной стороны я абсолютно соглашаюсь, что необходимо преодолевать кастовость, поскольку она отделяет членов церковного тела и разрушает единство Церкви, но с другой стороны необходимо понимать и уважать те духовные дары, которые получает каждый член Церкви в соответствии со своим в ней призванием.


13. о. Игорь

— В последнее время становится очевидной политическая ангажированность Львовской Духовной Семинарии, например неоднократные посещения г-жи. Екатерины Ющенко, других пропрезидентских представителей, особенно когда Президент почти полностью потерял доверие украинского общества, является ли это пиаром и определенным сигналом о каких-то тайных договоренностях? Поскольку публично наша Церковь всегда была над какими-либо политическими аферами.

— Ответ дает именно уже Ваш вопрос. Ни одного «пиара» для Львовской духовной семинарии не может создать лицо, которое, по Вашим словам, не имеет популярности в обществе. Кроме этого, в масс-медиа вообще не прозвучало имя Львовской духовной семинарии в связи с визитом госпожи Екатерины Ющенко во Львов. В отличие от многих других институций семинария не нуждается в «пиаре» и его никогда не ищет, но мы всегда рады приветствовать кого-либо, кто, несмотря на его политическую ангажированность, интересуется Львовской духовной семинарией, которая в этом году празднует 225 лет со дня своего основания, и есть старейшей и самой знаменитой семинарией в нашей Церкви.

Госпожа Екатерина Ющенко посетила семинарию по случаю завершающего этапа всеукраинского детского конкурса «Пісня серця», на который к нам прибыло более 200 детей из всей Украины. Я благодарю Вас за Ваш вопрос, поскольку, если бы не Вы (Ваш вопрос), то об этом событии многие люди не узнали бы.


12. Степан Мельник

— Скажите пожалуйста, кто готовит священников для труда в Восточной и Южной Украине? Получают ли семинаристы специальные знания для работы в не греко-католическом окружении?

— Прошу смотреть ответ на вопрос № 5.


11. Оксана

— Отче-ректор, есть ли какие-то требования относительно будущих жен священников? Проходят ли они какое-то собеседование относительно того, достойны ли они быть имостями? Если нет, то было бы неплохо.

— Очевидно, что есть. Согласно церковному праву, когда женатый кандидат составляет документы к рукоположению, среди них обязательно должно быть письменное согласие жены (см. Канон 796 параграф 1 пункт 2). Это письменное согласие значит, что жена сознательно и добровольно подтверждает перед епископом свою готовность быть со своим мужчиной там и в таких обстоятельствах, куда его пошлет Церковь. Для того, чтобы помочь такое согласие сознательно и добровольно сформулировать с женами будущих священников проводится необходимое собеседование, а в некоторых наших епархиях существуют программы обучения жен священников в соответствии с теми условиями и обстоятельствами, в которых находится данная епархия.

Вопрос подготовки жен священников на последнем съезде ректоров семинарий нашей Церкви. До этого побуждал сам Блаженнейший Любомир, но к сожалению отцы ректоры констатировали тот факт, что на сегодняшний день семинарии не в силе заняться такой программой, а потому этот вопрос передан в компетенцию правящих архиереев.


10. Юлия

— о. Святослав, что тяжелее всего для молодого человека сегодня в священническом или монашеском призвании и чем можно объяснить негативное наставление членов монашеских общин к тем лицам, которые вышли из монастыря? Благодарю

— По моему мнению, которое опирается на тот опыт, что мы имеем в семинарии, сегодня для молодого человека достаточно трудно «дать себя повести», хотя апостол Павел говорит, что христиане – это люди, водимые духом Божьим (ср. Рим 8:14). И этот дух может повести туда, куда человек обычно не хочет идти (ср. Ин. 21:18). Такая действительность кроется за призывом Христа «Иди за Мной». Сегодня для современного человека, который живет в индивидуалистском обществе, где каждый знает, что нужно делать и имеет собственный проект личной жизни, своя частная правда, ответ на такое призвание неминуемо подвергается вышеупомянутой трудности. Сегодня самой основной причиной исключения из семинарии является то, что человек не поддается на семинарскую формацию, становится автокефальным и не может интегрироваться в общину.

Причины негативного отношения к тем, кто покинул монашескую общину, могут быть разными. Из собственного опыта могу сказать, что по большей части отношение монашеской общины к человеку, покинувшему ее, мотивировано болью этой общины по потерянным брату или сестре.


9. Игорь

— Всечестный отче, прошу ответить на такие вопросы:

1. Какие возрастные рамки нынешних воспитанников Львовской духовной семинарии?

2. Насколько готовы, по вашему мнению, выпускники семинарий УГКЦ в Украине к испытаниям священнического состояния? Ведь не всегда будет в них материально богатый приход и не везде будет благосклонность людей...

1. Согласно нашему внутреннему уставу в семинарию могут быть приняты неженатые лица мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. В отдельных случаях лица старше 30 могут получить отдельное благословение от епископа, чтобы устранить препятствие возрастного ценза.

2. По моему мнению, они достаточно проинформированы обо всех испытаниях, неурядицах и трудностях, которые могут их ожидать. Означает ли достаточная осведомленность достаточную готовность, я не знаю. Но действительность показывает, что наши выпускники работают на наиболее отдаленных и бедных приходах в разных епархиях нашей Церкви, за что епископы неоднократно нас благодарили.


8. Олесь Пустоцвит

1. Отче-ректор, отслеживаете ли вы, какой процент выпускников семинарии становятся священниками?

2. По каким причинам не все выпускники семинарии принимают рукоположение?

3. Какие основные средства для увеличения числа призвания к священничеству Вы бы выделили?

1. По нашим подсчетам, которые мы сделали на основе шести последних выпусков, приблизительно 85% тех, кто закончил семинарию, стали священниками.

2. Эти причины очень разнообразны. Во-первых это личные причины, например бракосочетание, последующая учеба, личные отношения между кандидатом и епархиальным управлением и так далее. Многие наши выпускники по окончании семинарии продолжают учебу в Украине и за рубежом. И поскольку они хотят жениться, то до полного окончания своей учебы они этого сделать не могут.

Справедливости ради необходимо сказать, что кое-кто из таких студентов, которые учились за рубежом, потерял свое священническое призвание, и вернувшись в Украину, получив научную или преподавательскую должность, удовлетворяются таким служением и не желают себя жертвовать в священничество. В целом могу утверждать, что тот, кто по окончании семинарии побеждает новые искушения, которые в этот период ожидают его, является выносливым в своем призвании к священничеству, становится священником.

3. Одно из важных средств лелеяния призваний к священничеству и монашеству является душпастырство призваний, которое включает молитву за призвание, труд с семьями, особенную опеку над теми, кто подает признаки призвания и др.


7. Студет ІІ курса ИФТА

— Можно ли перевестись в вашу семинарию из Франковской, если можно то что для этого нужно?

— Теоретически это возможно по согласию и благословению правящего архиерея и ректоратов обеих семинарий. Однако, будет сложно интегрироваться в учебную программу нашей семинарии. Сегодня каждый наш семинарист является студентом Украинского Католического Университета, который имеет государственную аккредитацию богословской программы. Поэтому для того, чтобы поступить в университет, нужно сдать экзамены, как требует государство. Согласно положению об учебном процессе УКУ и семинарии, наши институции не могут предоставить диплом тем, кто учится у нас менее трех лет. Поэтому, тому, кому осталось до окончания семинарии меньше чем три года, менять место учебы я бы не рекомендовал.


6. Taras

— На чем больше всего нужно акцентировать внимание в воспитании будущих священников?

— Очень важной в воспитании будущего душпастыря является сбалансированность и интегральность. Убрать акцент с одного аспекта, а забыть о другом – значит повредить будущему священнику. Сегодняшняя программа подготовки священнослужителей в нашей Церкви включает в себя 4 основных измерения: общечеловеческий, духовный, интеллектуальный и душпастырский.

1. Общечеловеческое измерение воспитания заключается в том, чтоб воспитать гармоничную личность будущего душпастыря. Чтоб быть хорошим священником, прежде всего нужно быть хорошим человеком.

2. Духовное измерение заключается в том, чтобы за годы учебы в семинарии будущий священник из духовного ребенка мог стать духовным отцом. Без глубокой личной и общинной духовной жизни всех, кто принадлежит к семинарской общине, нет семинарии. Тогда она превращается в общежитие.

3. Интеллектуальное измерение заключается в том, чтобы семинарист смог открыть для себя и почерпнуть сокровища веры и учения Церкви, глубоко их усвоить и уметь современным и понятным для людей образом донести своим верным.

4. Душпастырское обучение заключается в том, чтобы воспитать у молодого юноши "серце Доброго Пастыря", которое было бы чувствительным к потребностям современных христиан, и дать ему возможность получить все необходимые практические навыки и современные методы душпастырского служения, без которых его будущая миссия не будет успешной.


5. Николай

— Хотел бы поблагодарить Вас, о. Святослав, за искренний, добрый труд, или скорее служение, которое вы наполняете как "руководитель" и духовный вдохновитель Львовской Семинарии. Промотор многих хороших дел: конференций, собраний, совещаний, дискуссионных встреч, и так далее Пусть Господь Вас ведет. Вы много занимаетесь воспитанием семинаристов, или скорее формацией: по вашему мнению, нужно ли разработать отдельную программу, набрать специалистов, которые бы могли подготовить священников для труда за Збручем? Думаю одних поездок маловато, нужно практику наполнить теорией сначала.

— Благодарю за хорошие слова в мой адрес, думаю, что я их не заслужил. Согласно опыту воспитания миссионерских призваний, который имеет Католическая Церковь. Такие призвания лучше всего лелеять в том пасторальном контексте, в котором они готовятся служить. Прямой контакт с действительностью миссионерских поприщ или новообразованных общин является незаменимым фактором для развития таких призваний. Очевидно, определенная интеллектуальная подготовка, которая бы помогла лучше понять культурную, языковую, религиозную и другие особенности данного контекста является полезной, но не может заменить саму действительность.

В планах строительства новой семинарии по ул Хуторивка во Львове предусмотрены построение пасторально-миссионерского центра. Роль этой институции состояла бы в том, что она должна была бы быть местом встречи между душпастырями из тех краев, где сегодня наша Церковь возобновляет свою деятельность, и семинаристами, которых мы призываем к труду в тех регионах. Там также думаем создать Миссионерский институт, который бы своей академической программой мог предоставить то специфическое миссионерское обучение, в котором нуждаются наши будущие миссионеры.


4. Николай

— Oтче Святослав! Как вы относитесь к определенному стереотипу, который возник в религиозном социуме, о том что призвание к монашеской жизни является невероятным пожертвованием, отречением от мира и всех его благ, а призвание к супружеской жизни является чем-то закономерным. Разве они не являются равными?

— Больше всего, что меня тревожит в таких современных стереотипах, это попытка любой ценой избежать любого пожертвования, что согласно христианскому пониманию составляет саму природу любви.

Это одна из наибольших проблем современной культуры — люди не умеют любить. Именно жертвенная любовь является основой всякого христианского призвания — монашеского, священнического, супружеского. Кто думает, что для супружеской любви не нужно самоотдачи и пожертвования, тот глубоко ошибается.

Поэтому, учитывая такую основу призвания как к монашескому, так и супружескому состоянию — они являются уровнями, хотя не нужно забывать, что содержание этих призваний является несколько отличным, потому именно в этом году, который Церковь объявила годом призваний, есть благоприятный случай для того, чтобы мы все вместе открыли для себя содержание призвания к разным состояниям христианской жизни, и этим, возможно, опровергли определенные предубеждения и стереотипы.


3. Тетяна Дзядевич, редактор социального отдела двухнедельника "Парафіяльна Газета: Католицький Вісник" 

—  Как Вы согласовываете в своем служении необходимость придерживаться закона и нелегальный статус подавляющего большинства украинских трудовых мигрантов в Греции?

— Я завершил свое душпастырское служение в Греции 2001 года. С этого времени много изменилось и в Греции, и в Украине. Приход УГКЦ в Афинах отпраздновал 10 годовщину.

Нелегальний статус наших граждан во многих странах не освобождает от обязанности предоставлять им душпастырскую опеку. Напротив, помогает государственным факторам понять проблему эмиграции, а следовательно позаботиться о социальной и юридической защите граждан. Каждый человек имеет право на труд и справедливую зарплату. Если гражданские законы противоречат этому естественному праву, то такие законы являются скорее беззаконием и нуждаются в усовершенствовании или даже изменении.

Наша трудовая эмиграция в Греции — это честные и порядочные люди, которые не поехали искать более легкой жизни, но тяжелым и изнурительным трудом хотят честно заработать на содержание семьи и будущее детей. Если бы такие общества, как греческое, не нуждались в труде наших эмигрантов, не имели чем их занять, то очевидно, что они бы вернулись домой. Греческое государство нуждается в труде наших людей — это было очевидным перед Олимпийскими играми в Афинах, хотя не спешит их легализировать, поскольку нелегального рабочего можно больше эксплуатировать, меньше платить, когда он не нужен — выдворить из страны. И поэтому наша Церковь пытается предоставить опеку нашим людям, чтобы защитить их достоинство, дать возможность жить полнокровной христианской жизнью.


2. Елена, Херсон 

— Скажите пожалуйста, изучают ли студенты Вашей семинарии предмет "Церква и масс-медиа"? Интересуются ли они масс-медиальным служением?

— В течение последних трех лет у нас в семинарии была организована школа миссионаря. В программе этой школы впервые была введено обучение использования масс-медиа в пасторальной деятельности, и эта программа дала свои результаты. Семинаристы уже не один год ведут программу "Духовна мандрівка" на радио "Львівська хвиля". Самостоятельно сняли и выпустили фильм о военном капелланстве в украинских военных формированиях, издают журнал "Пізнай правду", в котором все без исключения статьи, макетирование – является трудом студентов.

Кроме того, в этом году 4 наших выпускника будут учиться на магистерской программе журналистики  — 2 в НАУКМА, 1 ЛНУ, 1 - в папском селезианском университете в Риме. Со следующего учебного года на базе семинарии и Философско-богословского факультета УКУ внедряем отдельную магистерскую программу специализации по пасторальному богословию. Согласно этой программе, на 4 курсе семинарии будет внедрен предмет "масс-медиа в пасторальной деятельности Церкви", который будет обязательным.


1. Тарас

— Отче Святослав, какая тенденция с призваниями к священничеству в УГКЦ в последние годы?

—  Сегодня Церковь в Украине входит в нормальные обстоятельства своей жизни и деятельности. Очевидно, что большого взрыва и количества призваний как после выхода из подполья уже нет. Но в этих нормальных обстоятельствах Господь не перестает звать кандидатов к священничеству. Благодарность Богу, сегодня мы призвания имеем, они многочисленные и каждый раз более глубокие и серьезные. В нашей семинарии за последние несколько лет мы чувствуем тенденцию увеличения абитуриентов. В этом году конкурс в семинарии был 2 чел. на место. Увеличивается количество с высшим образованием. Кроме этого, в этом году впервые мы открыли программу для поздних призваний, то есть для людей, старших по возрасту, женатых, имеющих серьезное образование, но все таки чувствуют призвание к священничеству. Таким образом, в новых обстоятельствах мы должны по-новому служить тем, кого Господь зовет к священничеству.