• Главная
  • Когда брат не слышит брата: постмайдановские проблемы в отношениях между украинскими и российскими протестантами...

Когда брат не слышит брата: постмайдановские проблемы в отношениях между украинскими и российскими протестантами

25.03.2014, 13:02
Когда брат не слышит брата: постмайдановские проблемы в отношениях между украинскими и российскими протестантами - фото 1
Общественно-политические события в Украине приносят практические последствия не только в политике, но и в духовной сфере. Так, в частности, сложились весьма странные отношения между российскими протестантами и их украинскими братьями.

Общественно-политические события в Украине приносят практические последствия не только в политике, но и в духовной сфере. Так, в частности, сложились весьма странные отношения между российскими протестантами и их украинскими братьями. Российские евангельские христиане в своем большинстве поддержали политику Кремля относительно Евромайдана и осудили молитвенное участие украинских единоверцев в нем. Когда те пригласили российских коллег приехать в Киев для того, чтобы увидеть, как все происходит на самом деле, – российские протестантские лидеры отказались. Они сделали довольно нейтральные заявления по поводу войны и аннексии Крыма, не осудив агрессию России. А в социальных сетях пошла информация, что российские протестанты готовы взять под свой контроль общины в Крыму.

Украинские братья не раз обращались к Москве и протестантам из Российской Федерации – сначала с разъяснениями ситуации, а потом с осуждением российской агрессии в Украине. В частности, об этом говорилось в письме Совета евангельских протестантских Церквей Украины, принятом на заседании 14 марта.

Кроме того, Украинский Межцерковный Совет, объединяющий молодые протестантские церкви, 19 марта направил обращение к России и братьям из стран СНД, подчеркнув, что «в Украине не орудуют так называемые «банды бандеровцев и фашистов», отсутствуют явные притеснения по этническим, языковым, политическим и религиозным признакам, в том числе нет массовых преследований россиян, евреев и других национальных меньшинств».

Чтобы узнать о причинах, возможных мотивах и деталях ситуации, мы обратились к украинским пасторам, которые непосредственно вели переговоры с российскими единоверцами. Отметим, что на наши письма к российской стороне никто не ответил.

Kaliuzhnyj.jpgАнатолий Калюжный: Заседание на курортах нас не устраивает

Глава Собора независимых евангельских церквей Украины, епископ церкви «Новая жизнь». Он непосредственно вел переговоры с российскими братьями, разъяснял им ситуацию и приглашал в Киев, чтобы увидеть все собственными глазами. Отметим, что на момент разговора решение от российских братьев из Евангельского альянса не было получено.

Я организовал встречу со всеми протестантами. Туда входит и Ряховский, руководитель пятидесятников и харизматических церквей, и евангельские христиане, весь Протестантский Совет Церквей, как и у нас. У меня были переговоры с их представителем. У нас было немало предварительных разговоров. Они сначала предлагали это сделать в Москве при участии представителя Госдепартамента России, который дал бы нам ответы на все вопросы. И мы понимаем, что это была бы за встреча. Поэтому после консультации с главами наших церквей, в частности, с Михаилом Паночко, Вячеславом Нестеруком и другими руководителями мы единогласно решили, что встречу нужно делать в Украине, потому что мифы российской пропаганды воплотились в жизнь, в их сознание, а именно относительно бандеровцев, антисемитизма и т.д. Лучше было бы, чтобы мы приняли их здесь, все увидели бы ситуацию собственными глазами.

Я предложил со своей стороны организатора встречи в лице Михаила Черенкова, который очень позитивен, сам русский по национальности – такая персона не вызовет никаких сомнений. Российская сторона изучила его кандидатуру и категорически возразила, потому что он имел отношение к Майдану. Я был ошеломлен, в то же время они предлагают от себя человека – Владимира Самойлова. Я им тогда пояснил – он не священнослужитель, когда-то он сам назвался политиком. Я с ним знаком, у меня с ним были дебаты, он вызывает неоднозначные чувства. Самойлов – прослойка между христианскими структурами и политическим представительством России. Я им сказал: «Уважаемые, это совсем не тот человек для переговоров, если вы хотите диалога, он будет протягивать политику Кремля».

Что они делают? Понимая то, что я его знаю и у меня есть много фактов, лидеры церквей РФ начинают звонить другим представителям конфессий и говорят, что Самойлов прибудет, чтобы договориться об организации встречи. Тогда на заседании нашего совета я рассказал то, что о нем знаю. Все поддержали и отказались от него, чтобы искать другую кандидатуру. Через два часа после разговора позвонил уже сам Самойлов, а я ему пояснил, что нам нужен человек, который будет искать правду и стараться быть объективным.

Еще один ужасный момент – с чем должен был приехать к нам Самойлов. После изучения проблемы руководители церквей России категорически отказываются ехать в Украину. Вместо этого, они хотят провести встречу в Турции или Черногории – они в то же время могли бы себе позволить на берегу моря спокойно отдохнуть и где-то там немного еще и поговорить о том, что же там в Украине происходит. Я категорично поставил вопрос, что когда у нас объявлена война из-за угрозы со стороны России, идет мобилизация, мы призываем к посту и молитве – это морально унизительно так делать. Кроме того, у нас банально не было бы денег на развлечения.

Параллельно с этими разговорами я общаюсь с другими российскими пасторами, например, Евангельским альянсом России. Если высший эшелон протестантского движения в РФ достаточно коррумпирован в плане политическом и равняется на Кремль, то мы перейдем уже на другой уровень духовных лидеров – я чувствую от них понимание, они за нас молятся и они готовы к диалогу, однако это будет диалог другого плана. Мы с ними пытаемся договориться о встрече, но однозначно, что в РФ действует сильная пропагандистская машина, которая действительно давит. А с другой стороны – Путину удалось сделать такую вертикаль контроля в духовных кругах, что они не имеют права перед Кремлем озвучивать иную позицию, кроме официальной, иначе им это будет очень дорого стоить.

На заседании протестантского совета Украины было решено призвать все Церкви к посту и молитве, а 16 марта на всех площадях, по всем церквам проводилась общая молитва. Также мы провели церковное вече – мы понимаем, что это первое, что мы можем сделать. В то же время мы понимаем, что нужно мобилизировать армию, увеличить ее финансирование, но мы должны стоять на позициях духовных. Уверен, что Путин действует не сам по себе. Украина стала символом духовного пробуждения, а нормальный человек не может делать все эти вещи, поэтому я уверен, что на него действуют огромные силы зла. Сегодня время Украины и нам нужно осознать, что вся пролитая кровь говорит о том, чтобы взять ответственность, покаяться перед Богом и двигаться дальше.

Мы остановились сейчас на том, что российский Евангельский альянс обсуждает возможность поехать в Украину, а заседание на курортах нас не устраивает. Мы общались с лидером Альянса – Сергеем Вдовиным, он мне показался очень искренним, теперь все зависит от того, что они решат на групповом уровне.

Cherenkov_profil.jpgМихаил Черенков: Протестантские Церкви будут украинскими, а не советскими

Доктор философских наук (религиоведение), известный богослов и профессор. Он должен был быть представителем украинской стороны на переговорах с Москвой, однако кандидатура Михаила Черенкова была категорично отвержена из-за его активной поддержки Майдана.

Я думаю, наши московские братья хотели встретиться на своей территории и навязать свою повестку дня. Встреча в Москве с украинской делегацией – это было бы очень символично: украинцы приехали советоваться со старшим братом. Чем бы они не мотивировали отказ, это выглядит плохо. Сейчас Украина переживает тяжелое время, и если бы российские церковные лидеры приехали в Киев, то уже фактом присутствия поддержали бы нас. Если же они требуют визита к себе, то это не солидарность с пострадавшим, это шантаж слабого сильным.

Владимир Владимирович Самойлов – «постоянный представитель» при консультативном совете протестантских церквей России. Кого или что он представляет? Я думаю, что он олицетворяет мейнстрим государственной политики в церковной сфере. Он хорошо знает московскую ситуацию, но совсем не знает украинской, поэтому в Украине ему будет сложно.

Также на заседании украинского протестантского Совета 14 марта было принято обращение к Церквам с призывом проводить Молитвенное вече по всей Украине за мир и единство. Кроме того, протестанты прямым текстом осудили агрессию со стороны России.

Разногласия между нами и нашими братьями из соседней страны существовали всегда. Но с 2000 года они стали обостряться. Россия пошла путем неототалитаризма. Украина продолжила борьбу за демократию. Самые острые конфликты произошли во время «революций» 2004 и 2013–2014 гг. – одни акцентировали на лояльности власти, другие – на свободе и праве.

Конкретных планов относительно будущих действий нет. Протестантизм разнообразный, всех объединить общим планом тяжело. Но ясно, что протестанты пережили свой Майдан и будут с украинским народом. Они будут украинской, а не советской Церковью.

Panochko_big.jpgМихаил Паночко: Братским духом и не пахнет

Старший епископ одной из наибольших украинских протестантских конфессий – Церкви христиан веры евангельской Украины.

Договоренность о встрече с российскими протестантами шла через Анатолия Калюжного, старшего пастора церкви «Новая жизнь». Ко мне лично никто не обращался. Я слышал только от него, что они хотят провести встречу. Потом мы слышим, что часть из них готова ехать, а некоторые бояться или не хотят приезжать. Они предлагают нейтральную сторону для переговоров – Турцию. Это отпадает, потому что наша позиция четкая: хотите знать, что именно происходит, – приезжайте сюда, мы все покажем, расскажем, объясним, чтобы вы имели данные из первых уст, а не из кривых сюжетов российских СМИ. И нам жаль, что они отказались, однако это их дело. Мне кажется, что они находятся под крепким прессингом и не самостоятельны в своих действиях.

Если у человека присутствуют слабые вера и позиция – тогда его поведение, слова, характер, отношение будут такими. Я искренне верю, что пришло время «икс», испытывающее наше духовное строение. Каждый что-то строит, как говорил Христос, но один строит на камне, а другой – на песке. Эти дома стоят до тех пор, пока не приходят испытания, тогда дом на песке терпит разрушение. Если есть фундамент веры, то, независимо от власти, ветров и системы, мы стоим на Божьем Слове, которое неизменно и истинно. Я имею право так говорить, потому что встречался не раз и не два с бывшим президентом Виктором Януковичем, и мы, члены ВСЦиРО, ему говорили правду в глаза, что, я уверен, никто из российских лидеров не посмел бы сказать своему лидеру.

Януковичу было неприятно, он себя чувствовал некомфортно, но сдерживался, чтобы не проявить негативную реакцию. Но мы ему говорили по-отцовски, как служители Божьи, без помпезности, превосходства, давления. Мы ему советовали, мы его просили, мы говорили правду. И я имею право делать выводы, имею право сказать, что, к сожалению, лидеры евангельских объединений России, что понятно из их писем и обращений, не имеют четкой позиции. Они боятся назвать вещи своими именами. С их стороны должен был прозвучать первый тезис, что Россия совершила агрессию против Украины. Второе – что события в Украине не должны вызывать ненависть, презрение, насмешку над украинцами. Ведь это отдельная семья, отдельный народ. А теперь нужно полностью разбить веками навязываемый лживый догмат, что они наши братья. Братским духом здесь и не пахнет, они еще раз показали свое лицо. Поэтому я считаю, что лучше бы лидеры молчали, чем делали какие-то подобные заявления, которые ничего не определяют.

Я не могу кого-то осуждать или толкать к действиям, но, если в сердце есть страх, лучше молчите и молитесь, не бросайте тень, мы не вмешивались в дела других стран, пусть разбираются сами. А Украина почему-то всем печет, болит и чешется, все, кому не лень, плюют и обвиняют. А неправдивая информация разливается на весь мир.

У нас есть духовное преимущество в том, что мы для России сделали много добра.. Сотни наших миссионеров приезжали на пустые места бескрайней России. Проповедовали людям, спасали, строили дома молитвы. От Тамбова до Магадана украинцами открыты тысячи церквей, где люди слышали доброе слово, обращались к Богу, становились честными гражданами РФ. Поэтому вклад духовный украинского народа в Россию – огромный, но она это не оценила и не ценит. И я в этом вижу большой грех неблагодарности. За то добро они еще и напали, как армада, гремя оружием и пугая. А второй фактор – украинский народ никогда не поднимал бунты в России, он не выступал против власти, какой бы она ни была, наоборот поднимал экономику. И даже духовную помощь, которую им принес, не оценили. Наши братья-миссионеры ехали к чукчам и ненцам на вездеходах, через снега, ведь там народ вымирал от алкоголя. Они живут максимум до 40 лет, потому что им привозят только водку, а всю продукцию забирают. Украинцы же везут им Евангелие, а в нем – любовь ко всем народам.

Помните Петра Первого, одного из сильных лидеров России, который сказал об украинском народе: «Он, яко пчела любодельна, дает Российскому государству и лучший мед умственный, и лучший воск для свещи Российскаго просвещения, но у него есть и жало». Они решили не иметь в нашем лице добрых соседей, они выбрали другой путь, но забыли важную вещь – что есть Бог на небе, который ставит и снимает. Они о Нем никогда не вспоминают, а наибольшая стратегическая ошибка, а потому конец будет плачевный. И это говорит об их культурном, духовном, политическом уровне. Мы желаем, чтобы народ России проснулся, сбросил с себя ту пелену опасной эйфории, которой страдал немецкий народ в 1933–1939 гг., миллионы были в восторге, плакали от радости, когда к власти пришел Гитлер. Но никто тогда не видел конца, как и миллионов трупов, посеянных на территориях многих стран Европы. Мы молимся о мире и благополучии народа России в церквах, на молитвенных вече по всей Украине, молимся за всех христиан России, чтобы они заняли правильную позицию веры, правды и любви.

Taras-Dyatlik.jpgТарас Дятлик: Не критикую, потому что они могли и промолчать

Преподаватель-богослов, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Украины, докторант (PhD) Evangelische Theologische Faculteit, Leuven, Belgium

Я не так критично, как некоторые другие украинские братья-баптисты, оцениваю официальные заявления евангельских церковных союзов России (внимательно изучая их содержание) по нескольким причинам. Во-первых, зная, под каким внимательным взглядом определенных отделов госбезопасности находится большая часть церковных служителей России. Перед многими, понимающими, что на самом деле происходит в Украине (особенно теми, кого мы называем «евангелистами», выходцами из Украины), стоит очень сложный выбор: или открыто заявить о своей точке зрения и быть «депортированным» (и в буквальном, и в переносном значении), или не делать заявления (но ставить соответствующие likes на Facebook), чтобы остаться на своем месте и продолжать духовно кормить Церковь.

Во-вторых, из официальных заявлений российских баптистов мне кажется, что они не до конца осознают роль украинских евангельских христиан, которых Бог использовал все время как сдерживающий от насилия фактор в общественно-протестном движении, поскольку они молились днями и ночами, постились и свидетельствовали людям и миру Христову.

В-третьих, мне кажется, что официальные заявления российских евангельских христиан не учитывали (или отнеслись к ним без должного внимания) официальных заявлений союзов ЕХБ, ХВЕ и других евангельских групп и церквей в Украине. Я уверен, что все могло бы закончиться намного большей кровью 21 февраля, если бы не миротворческое и молитвенное присутствие христиан в самых горячих точках нашей стран. И эти христиане-украинцы достойны нашей молитвенной поддержки, а не осуждения.

В-четвертых, контекст жестко накладывает свою печать на заявления как украинской, так и российской сторон. И нам этого не избежать. Но я благодарен Богу, что один из лидеров евангельского российского христианства Юрий Кириллович Сипко смог выразить мнение многих баптистов в России конкретно, ясно, без оглядки на политиков, определив четкие библейские ценности в соответствующем контексте. Это дает мне надежду, что мы сможем найти лучшее взаимопонимание, если продолжим честный открытый диалог (а не монологи). По крайней мере, я молюсь об этом. Ведь в Москве действительно все намного сложнее, чем в Украине. Поэтому даже до таких заявлений, которые были сделаны, я лично отношусь более чем терпимо. Ведь они могли бы и промолчать. Кто-то, возможно, скажет, что лучше было бы промолчать. Но мне кажется, что в данном случае лучше хотя бы высказаться так (и услышать реакцию украинских братьев), чем вообще никак. Но это мое личное мнение. Возможно, многие не разделят его со мной.  

Подготовила Татьяна МУХОМОРОВА