От ортодоксии к ортопраксии: слово к евангельским христианам, идущим в политику

От ортодоксии к ортопраксии: слово к евангельским христианам, идущим в политику - фото 1
Обращаясь к евангельским лидерам, которые уже завтра будут баллотироваться в Верховную Раду Украины, мне хотелось бы напомнить о том, что вы берете на себя бремя политической ответственности за людей, и мы будем ждать вашей публичной реакции в случае, если международные наблюдатели и международные организации признают, что выборы в Украине были сфальсифицированы или прошли с массовыми нарушениями.

denysenko_anatolij_w.jpgВ прошлое воскресенье во многих евангельских церквях Украины во время богослужений люди молились за предстоящие парламентские выборы в нашем государстве. В национальном дворце «Украина» даже прошел молитвенный форум. Инициаторами этого мероприятия выступили парламентская молитвенная группа, которая существует в Верховной Раде Украины, а также главы евангельских протестантских Церквей Украины.

Молился и я с немногочисленными евангельскими христианами в одной из полтавских церквей. Как и многие христиане, мы просили Бога о честных и прозрачных выборах в Украине. От священнослужителя я узнал, что одной из особенностей предстоящих выборов является то, что много протестантов идет в политику. Например, Валерий Макаренко из крымской церкви «Царство Божье». В депутаты метят также епископ евангельских церквей «Украинская Миссионерская Церковь» Валерий Решетинский, лидер молодежного движения «Дискавери» Денис Наконечный, пастор церкви веры евангельской «Добрая Весть» г.Нетешин Хмельницкой области Александр Калабский, пастор и декан Киевской богословской семинарии «Благодать и истина» Виктор Шевчук и «человек года в украинском христианстве 2010», основатель благотворительного фонда «Отчий Дом» Роман Корнейко. Кандидаты в депутаты подчеркивают, что в целом евангельские церкви Украины аполитичны, то есть стоят в стороне от политики. Они же идут в политику, прежде всего, как граждане, которые считают своим долгом проявить активную социальную позицию.

С той молитвы я ушел с кучей вопросов (намного большей, нежели ответов), которые не дают мне покоя по сей день. Какую позицию будут отстаивать евангельские лидеры, особенно те, которые баллотируются в Раду, столкнувшись с массовыми фальсификациями, вбрасыванием фальшивых бюллетеней, голосованием по открепительным талонам, о чем мы уже слышим сегодня? Будет ли ваш голос таким же крепким, как во время совместной молитвы? Хватит ли вам уверенности, с которой уже завтра в ультимативной форме необходимо будет обращаться к Президенту Януковичу, ведь еще вчера вам хватало уверенности, чтобы обращаться к Царю царей в ваших молитвах? Неделю назад ваш голос услышал совершенный Бог! Услышит ли через неделю ваш голос не совершенный Президент? Станет ли украинский народ свидетелем того, что протестанты не только баллотируются в Раду, но еще и баламутят (в нормальном понимании) эту Раду? Будут ли официальные заявления и публичные протесты от лица тех, кто еще вчера выступал организаторами массовой молитвы за выборы в Украине? Не получится ли так, что мы еще раз станем свидетелями того, что вместо того, чтобы возглавить мирную демонстрацию или акцию ненасильственного сопротивления, наши епископы организуют очередную молитву, в которой мы уже будем молиться за тех, кто сфальсифицировал выборы, и в очередной раз провозгласим, что «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1)?

Не кажется ли вам, что в ситуации экономического кризиса, тотальной коррупции и преступного поведения этой власти, Церковь, которая только молится, перестает исполнять роль пророка в своем обществе? Не Исаия ли ходил голым среди своего народа, пытаясь показать ему, что Бог заберет все богатство и оставит их ни с чем? Не пророк ли Нафан указал на грех царя Давида? Не Христос ли назвал царя Ирода «лисицей»? Кажется мне, что журналисты, политические оппозиционеры и общественные активисты переняли эту функцию сегодня. Именно они не дают этой власти окончательно «проглотить» всех нас и толкнуть в плен «египетской» нищеты и «вавилонского» рабства. В то время как Совет евангельских протестантских Церквей Украины провозглашает моральные ориентиры для общества, размышляет над тем, что такое семья, предлагает применить меры против сексуальной аморальности, разных извращений, оккультизма, пьянства, наркотиков, курения и разврата на телевидении, светские люди или номинальные верующие не забывают и о том, что надо открыто критиковать власть (так как это она нам должна быть подконтрольна, а не мы ей), раскрывать преступные планы и апеллировать к европейским стандартам жизни. Они не просто мягко упрашивают власть проявить сострадание к судьбе нашего народа, они бьют в набат своими статьями, видеосюжетами и акциями гражданского неповиновения. Моральные ориентиры так же важны, однако они не появились на пустом месте, они являются комплексом проблем, который носит название «рыба гниет с головы».

Но хватит ли у политиков-протестантов силы оставаться настоящими протестантами в большой политике? Под словом «настоящими» я имею в виду такими, в крови которых постоянно присутствует этот вечный протест против Status Quo, господствующего режима, доминирующей идеологии? Будет ли достаточно вам мужества, чтобы не прогнуться, не смотреть на лица, не измерять людей по их финансовому состоянию? Хватит ли силы духа, если вы все-таки попадете в парламент, а оппозиция не сможет стать большинством, чтобы даже если это будет угрожать здоровью вашей семьи, регистрации вашей религиозной организации или финансовой стабильности вашего кошелька, сказать, что правительство Азарова откровенно врет и ворует деньги из государственно бюджета? Сможете ли вы, даже если не пройдете по спискам ваших партий в парламент и вынуждены будете вернуться к своей церковной работе, публично, как церковные лидеры, в микрофон, на всю страну, заявить о том, что Президент Янукович действительно пирует во время чумы? Библейский пример пророков, которые обличали злые дела своих царей, больше чем актуален сегодня.

В этой ситуации мне на память приходят слова католического богослова XX века, который активно занимался политической теологией, Джона Баптиста Метца (Johan Baptist Metz) о том, что христианство очень долго освящало господствующие порядки государства, а бедных и притесняемых кормило надеждами о посмертной награде. Церковь, если и осмеливалась критиковать сильных мира сего, то делала это очень боязливо и нередко с большими опозданиями (Иоганн Баптист Метц. К диалогу между христианами и марксистами. // Социально-политическое измерение христианства. Избранные теологические тексты XX столетия. М.: Наука, 1994. – С. 193). Не покидают меня и слова баптистского проповедника Мартина Лютера Кинга, который в шестидесятые годы в Соединенных Штатах Америки, борясь за права черных, сказал, что религию, которая заботится о людских душах, но остается равнодушной к трущобам, которые их убивают, экономическим условиям, которые их душат, и социальной ситуации, которая их уродует, – такую религию необходимо считать мертвой (Мартин Лютер Кинг. «Я был на вершине горы» из речей, проповедей и статей. 198-203 // Социально-политическое измерение христианства. Избранные теологические тексты XX столетия. М.: Наука, 1994. — C. 200).

Обращаясь к евангельским лидерам, которые уже завтра будут баллотироваться в Верховную Раду Украины, мне хотелось бы напомнить о том, что вы берете на себя бремя политической ответственности за людей, и мы будем ждать вашей публичной реакции в случае, если международные наблюдатели и международные организации признают, что выборы в Украине были сфальсифицированы или прошли с массовыми нарушениями. Как священнослужители, вы взяли на себя ответственность заботиться о душах ваших прихожан, как политики вы берете на себя ответственность публично отчитываться за то, в каком состоянии находится государство и кто его (имена, должности) до этого довел. Теперь, глядя на вас, ваши адепты будут брать с вас пример не только в том, как проповедовать Благую Весть неверующим, но и как вести себя в плоскости политических взаимоотношений. Идя в политику, вы больше, чем кто-либо из нас, подписываетесь под тем, что пришло время перейти от ортодоксии к ортопраксии.